Влияние культурных традиций на возникновение и динамику конфликтов в смешанных браках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сыроед Н. С., Городинец А. С. Влияние культурных традиций на возникновение и динамику конфликтов в смешанных браках // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 311-314. — URL https://moluch.ru/archive/259/59660/ (дата обращения: 19.07.2019).



В эпоху глобализации значительно возрастают возможности для заключения смешанных браков. В современном мире, несмотря на некоторое снижение значимости семьи в культурах некоторой части европейских народов, семья по-прежнему остается основным социальным институтом, без которого само существование общества оказывается под вопросом. Семейно-брачные отношения динамичны и многолики, и конфликты являются их неотъемлемым элементом. Конфликты в супружеских взаимоотношениях неизменно отличаются высокой эмоциональной окраской. В смешанных браках возникают дополнительные сложности в сфере супружеского взаимопонимания и взаимодействия вследствие того, что социализация супругов происходила в различных социально-культурных условиях, и эти условия зачастую характеризуются значительными, а, порой, радикальными отличиями.

Наиболее распространенными видами смешанного брака являются межэтнические браки и браки представителей различных религиозных конфессий. В. Н. Галяпина предлагает следующее определение межэтнического брака: «межэтнический̆ брак представляет собой особый тип семьи, поскольку супруги в ней являются представителями разных этносов» [1, 16]. Несколько иной подход представлен в энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, где под межэтническими браками подразумеваются браки, заключаемые между лицами разных исповеданий — как христианских, так и иноверных. Таким образом, делается упор не на различие этносов, а на религиозный аспект [2].

Супруги в смешанном браке могут принадлежать к родственным и неродственным народам, могут исповедовать общую и разную религию, могут принадлежать к одному и тому же народу и исповедовать разные религии. Успешная адаптация супружеской пары в межкультурном браке зависит от того, насколько они способны преодолевать разногласия, обусловленные спецификой их национальных культур.

Важной составляющей брака выступает реальность социальной коммуникации брачных партнёров, осуществляющих систематическое воздействие друг на друга в рамках брачного союза, обусловленное информационными процессами обмена мыслями, намерениями, идеями, целями и т. д. Коммуникативная деятельность брачных партнёров проявляется в различных, предметных сферах супружеского взаимодействия, а именно, в культурной, профессиональной, бытовой, психологической, религиозной и других.

Коммуникации в смешанных браках реализуются в вышеперечисленных коммуникативных сферах, но с явным отличительным присутствием национального признака, который оказывает существенное влияние на характер коммуникации и наделяет их социокультурным аспектом. Вместе с тем коммуникативная активность включает в себя также правовую и патриотическую сферы, основывающиеся на государственно-гражданской разнице социального происхождения брачных партнёров.

Культурная коммуникация в брачном союзе выступает основой социально-нравственных отношений супругов, поддерживает целостность и устойчивость брака, выступает его моральной опорой и показателем внутренней сплочённости и прочности.

Своеобразием культурной коммуникации в смешанном браке является понятие «национальная культура», которое воплощает социально-культурное наследие и историческую практику отдельной конкретной национальности. Каждый из супругов является представителем своей национальной культуры, к которой он был приобщён с рождения, и в которой проходила его социализация. В смешанном браке особо значимым в процессе коммуникации является взаимопонимание не только как мужчины и женщины в смысле брачных, личностно-половых признаков, но и с позиции признания (не признания) национально-культурного уклада брачного партнёра.

Коммуникации в смешанном браке обусловливают проявление более внимательного и толерантного взаимодействия брачных партнёров друг с другом. Толерантность, как поясняет Т. А. Гурко, это когда нужно принимать человека таким, какой он есть, такого представителя этой культуры с такими проблемами, недостатками, привычками. Похожую точку зрения утвердил ещё в 60-е годы XX века и А. Г. Харчев, подчёркивая, что «сами супружеские отношения в межнациональных браках связаны с большим, чем обычно, различием в психике, традициях, жизненных стандартов» [3, 330].

Адекватность толкования информационного сообщения брачного партнёра и объясняющий информационный обмен между супругами, прямо воплощающийся в их действиях в процессе повседневных событий, являются основой смешанных брачных отношений, их социально-психологическим гарантом, что непосредственным образом влияет на устойчивость смешанного брака в целом.

Очень часто за всеми культурными различиями могут стоять проблемы власти, семейного и социального статуса, расслоения, имущественная дифференциация, конфликт и т. д. Знание культурных особенностей брачного партнера еще не гарантирует бесконфликтного взаимодействия в семье. Часто нарушение семейных коммуникаций бывает связано с ошибочным толкованием поведения партнера, что, в свою очередь, может привести к конфликту.

Традиции и обычаи являются культурным наследием каждого народа. Они составляют основу жизни и становления любого народа. В этих двух понятиях отражаются привычки и устои людей, их самобытность и индивидуальность. Обычаи и традиции сохраняют память об истории предков. Их придерживаются и передают из поколения в поколение. У каждого народа своя уникальная история, которую нельзя игнорировать. Влияние традиций, норм и обычаев на конфликты в смешанных браках имеют очень важное значение в брачной жизни супругов. С рождения индивид воспитывается в определённой заданной культурной среде, изучает и принимает традиции и нормы данной культуры.

Большой интерес у исследователей вызывают конфликты в смешанных браках, где партнёры являются представителями разных национальностей, а часто и разных культурных традиций, норм или вероисповедания. Ведь культурные традиции часто определяют, например, представление человека о гендере, о роли мужчины и женщины в семье. В семьях, основанных на смешанных браках, как правило, возникает проблема несовпадения ожиданий и реальности из-за различий в представлениях супругов о семейных ролях, о стилях взаимодействия супружеской пары. Например, как утверждает нидерландский социолог, Г. Хофстеде, отличия в ролях мужчины и женщины прямо зависят от фемининности или маскулинности исследуемых культур [4, 16–17].

Также причиной конфликтных ситуаций между супругами могут стать непростые отношения с родителями, которые часто не дают своего благословения на брак с партнёром другой национальности, любыми путями препятствуют развитию взаимоотношений в смешанном браке.

Весомую роль в возникновении и динамике конфликтов в смешанных браках играет именно противостояние привычек, вкусов, интересов и взглядов, а также нравственных позиций, личностных особенностей, гендерных установок, традиций, сформированных в процессе воспитания в разном культурном окружении. Это и противостояние в исполнении семейных ролей, и в общении, и в оценке материальных потребностей, и в процессе защиты собственного «Я». В смешанных браках нередки конфликты, возникающие в результате противоречия потребностей партнёров, вступивших в брак сформированными, целостными личностями. Это обусловлено наличием индивидуальных особенностей и опыта. Безусловно, конфликт наступает в связи с различными ожиданиями супругов, которые с детства были закреплены в культуре семьи конкретной национальности.

Один из ярких представителей межкультурного подхода к проблеме внутрисемейных взаимоотношений Н. Пезешкиан отмечает, что каждый отдельный индивид склонен рассматривать мир сквозь призму личностного опыта, точнее той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. Это приводит к тому, что в семейных отношениях супруги с некоторой осторожностью относятся к незнакомым обычаям, ценностям и способам поведения другого. В связи с этим Н. Пезешкиан доказывает, что «плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается разных философских, религиозных, этических взглядов и живёт в соответствии со специфическими производственными отношениями и правилами людского поведения, становится нормой воспитательных отношений внутри отдельной семьи. Это превращает транскультурный подход в основу межличностных отношений» [5, 84].

Поэтому очень важна успешная адаптация супругов в смешанных браках. Адаптация зависит от умения сглаживать и преодолевать различные противоречия. В смешанных браках адаптация молодой пары может протекать более проблемно, вызывая большое количество деструктивных конфликтов.

Смешанные браки — реалия нашей жизни. Нередко это столкновение двух культурных систем со своими нормами, запретами, обрядами, традициями. Но и конфликты также являются жизненной реалией, без конфликтов сложно представить развитие общества, конфликт — неотъемлемая часть жизнеустройства мира. Конфликты в смешанных браках подвержены влиянию культурных норм и традиций, характеризующих супружеские отношения. Динамика данных конфликтов зависит от конфликтного потенциала каждой из социализирующих культур супругов и принятого стиля поведения в конфликтной ситуации в каждой из культур.

Однако, несмотря на высокую вероятность конфликтов в смешанных браках, они учат общество толерантности, умению с пониманием относиться к представителям других культур и способствуют сближению различных этносов, национальностей и религий.

Литература:

  1. Корнеева, С. В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: Социологический анализ: автореф. дис.... канд. социол. наук / С. В. Корнеева. — М., 2006.
  2. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz (дата обращения: 25.03.2017).
  3. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования: дис....д-ра филос. наук / А. Г Харчев. — Л., 1963.
  4. Hofstede, G. Masculinity and Femininity. The Taboo Dimension of National Cultures / G. Hofstede. — Sage Publications, 1998.
  5. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной̆ жизни: тренинг разрешения конфликтов / Н. Пезешкиан. — СПб.: Речь, 2001.


Задать вопрос