Понятие и виды субъектов авторского права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 ноября, печатный экземпляр отправим 18 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 725 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, В. В. Понятие и виды субъектов авторского права / В. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59161/ (дата обращения: 01.11.2020).



Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

Авторское право возникает в связи с созданием произведения науки, литературы или искусства, поэтому основным субъектом, обладающим авторскими правами, будет лицо, которое в результате творческой деятельности создало произведение — автор. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Необходимо отметить, для появления авторских прав у лица, создавшего произведение, не требуется соблюдения каких-либо формальностей, иными словами, признание того или иного лица автором произведения не связно с официальной регистрацией или получением правоустанавливающих документов, поскольку сам процесс создания порождает субъективное право автора. Поэтому, как отмечает Е. А. Суханов, в авторском праве установлена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения, — пишет он, — считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» [1, с. 732].

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение понятия «автор». Так, в силу ст. 1257 ГК РФ, автором признается гражданин, творческим трудом которого было создано произведение науки, литературы или искусства. Творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения, является обязательным условием возникновения авторских прав. Так, лицо, переписавшее уже созданное произведение, нельзя назвать автором этого произведения. Э. П. Гаврилов утверждает: «Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении — это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства» [2, с. 114].

Вторым признаком, позволяющим признать произведение объектом авторского права, будет объективная форма выражения. А. П. Сергеев связывает момент возникновения субъективного авторского права на произведение с моментом выражения результата творческой деятельности в какой-либо объективной форме, доступной для восприятия другими лицами [3, с. 167]. При этом отсутствие завершенности, назначение и достоинство произведения не имеют значения.

Специалисты авторско-правовой доктрины выделяют две группы субъективного авторского права: первоначальное и производное авторское право.

Автор, результатом творческой деятельности которого стало создание произведения, обладает всей совокупностью прав в отношении него в силу самого факта создания, поэтому он является обладателем первоначального авторского права. Наследники и правопреемники автора обладают производным авторским правом, так как их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов: вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, открытие и принятие наследства, заключение договора и пр.

Выделение первоначального и производного авторского права имеет практическое значение, поскольку позволяет определить, возникло ли субъективное авторское право на произведение непосредственно из процесса создания либо путем перехода права от автора к иным лицам. Так, справедливо отметил М. В. Гордон: «Для производного авторского права характерно то, что это право принадлежало ранее иному определенному лицу, и значит, содержание права производного определяется правомочиями, принадлежавшими носителю первоначального авторского права» [4, с. 32].

В настоящий момент, гражданское законодательство автором произведения признает только физическое лицо, результатом творческой деятельности которого является произведение. Представляется, что такой подход, несомненно, более точно отражает сущность первоначального авторского права. Проблема правовой неопределенности субъекта, обладающего исключительным правом на составное произведение, была решена путем предоставления издателю совокупности прав: право использовать произведение, право указывать и требовать указания своего наименования при использовании произведения. При этом подчеркивается, что автор и иное лицо, обладающее исключительным правом на произведение, включенное в издание, не теряет своего субъективного права независимо от права издателя и других лиц на использование таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Обладателями производного авторского права, наряду с юридическими лицами, будут физические лица и публично-правовые образования, унаследовавшие авторские права от автора произведения. В юридической литературе советского периода получило широкое распространение мнение, согласно которому к наследникам переходили только имущественные права, в то время как личные неимущественные права в состав наследства не входили [5, с. 34].

Современные специалисты авторского и наследственного права отмечают, что в законодательстве отсутствует четкая регламентация рассматриваемого вопроса. Так, А. М. Голощапов и К. Ю. Рождественская указывают: «Классическое деление наследуемых прав на имущественные, которые переходят в порядке наследования и неимущественные, которые не подлежат такому переходу, не соответствует фактическому положению дел, так и отдельным положениям Гражданского кодекса» [6, с. 14]. В подтверждение своей позиции специалисты приводят пример о правах наследника обнародовать или изменить произведение, являющихся по своей сути неимущественными правами.

Одним из дискуссионных вопросов в правоприменительной практике является признание авторства в отношении тех, кто не является субъектом права — животные и технические устройства.

За последнее время состоялся ряд судебных процессов, в которых истцами доказывался факт, принадлежности авторских прав животным. Одним из самых громких стало дело по иску организации «Люди за этичное отношение к животным» против британского фотографа Дэвида Слейтера.

Во время поездки фотографа в Индонезию в 2011 году, воспользовавшись фотоаппаратом натуралиста, павиан Наруто сделал несколько снимков хорошего качества, в том числе самого себя, которые в дальнейшем были распространены в сети «Интернет». Д. Слейтер потребовал удалить размещенные фотографии, поскольку авторские права на них, по его мнению, принадлежали ему. Хостинги отказались выполнить просьбу фотографа, поскольку снимки, сделанные животным, являются «общественным достоянием», как следствие, состоялось судебное разбирательство, где авторские права были признаны за Д. Слейтером.

Позднее состоялись следующие процессы, где организация по защите прав животных, отстаивала интересы павиана. Итогом многочисленных судебных разбирательств стало мировое соглашение, в котором фотограф обязался пожертвовать 25 % доходов от продажи, сделанных снимков, в пользу благотворительных организаций.

Следует отметить, не смотря на «прецедент», авторских прав никто не признал за павианом Наруто, поскольку, во-первых, Д. Слейтер доказал, что специально оставил технические средства для того, чтобы обезьяны смогли сделать снимки, а, во-вторых, работы животных, и в целом природы, не могут охраняться авторским правом, поскольку они не являются субъектами права.

Вопрос о технических средствах как «субъектах авторского права» приобретает все большую актуальность, поскольку «искусственный интеллект» способен уже создавать художественные, музыкальные и литературные произведения. Тем не менее, одним из основных аргументов «против» расширения круга субъектов авторского права является тот факт, что по своей природе технические средства являются объектами, а не субъектами права. При таком обстоятельстве нельзя исключать авторских прав у лица, создавшего техническое устройство, способное на создание произведения, обладающего признаками объекта авторского права.

В целом, можно констатировать, что животные и технические средства не могут обладать авторскими правами, поскольку не являются субъектами права в целом и, соответственно, не обладают правосубъектностью.

Литература:

  1. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2011. — 958 c.
  2. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
  3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  4. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  5. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  6. Голощапов А. М., Рождественская К. Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р. Валент, 2011. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): автор произведения, лицо, произведение, творческая деятельность, автор, авторские, создание произведения, ГК РФ, действующее гражданское законодательство, физическое лицо.


Похожие статьи

Охраняемые элементы произведения: часть произведения...

Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное

Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма выражения

Итак, согласно п.7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть...

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта...

Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне...

Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора...

Законом закреплено право автора указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти.

Право на неприкосновенность произведения действует независимо от исключительного права, то есть...

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

В случае спора, лицо, которое заявляет о нарушении своих авторских прав, должно доказать, что именно он является автором данного произведения, подтвердить, что действительно, в результате его творческой деятельности было создано музыкальное произведение.

Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как...

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано...

Гражданско-правовая защита авторских прав в сети Интернет

Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности глава 69 ГК «Общие положения») — источник

Законодательство РФ устанавливает ряд способов защиты интеллектуальных прав, а

Средства, формы и виды защиты авторского права действующее законодательство...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Как в Гражданском Кодексе РФ, так и в Кодексе Франции закреплен определенный перечень объектов авторских прав. Объектами авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ признаются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические...

Произведения фанатского творчества как объекты авторского...

музыкальное произведение, Российская Федерация, произведение, гражданский кодекс, смерть автора, производное произведение, жизнь автора, переработка произведения, срок действия, исполнитель. Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права.

Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений...

юридическое лицо, ГК РФ, лицо, гражданское законодательство, субъект, вина, предпринимательская деятельность

Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации...

Современный взгляд на объекты авторского права

Автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В том случае, если пародия или карикатура порочит честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального...

Похожие статьи

Охраняемые элементы произведения: часть произведения...

Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное

Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма выражения

Итак, согласно п.7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть...

Понятие и признаки музыкального произведения как объекта...

Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне...

Осуществление и охрана личных неимущественных прав автора...

Законом закреплено право автора указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти.

Право на неприкосновенность произведения действует независимо от исключительного права, то есть...

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

В случае спора, лицо, которое заявляет о нарушении своих авторских прав, должно доказать, что именно он является автором данного произведения, подтвердить, что действительно, в результате его творческой деятельности было создано музыкальное произведение.

Кавер-версия (cover-version) музыкального произведения как...

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано...

Гражданско-правовая защита авторских прав в сети Интернет

Гражданский кодекс Российской Федерации (в частности глава 69 ГК «Общие положения») — источник

Законодательство РФ устанавливает ряд способов защиты интеллектуальных прав, а

Средства, формы и виды защиты авторского права действующее законодательство...

Сравнительный анализ объектов авторского права российского...

Как в Гражданском Кодексе РФ, так и в Кодексе Франции закреплен определенный перечень объектов авторских прав. Объектами авторских прав в соответствии со статьей 1259 ГК РФ признаются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические...

Произведения фанатского творчества как объекты авторского...

музыкальное произведение, Российская Федерация, произведение, гражданский кодекс, смерть автора, производное произведение, жизнь автора, переработка произведения, срок действия, исполнитель. Дипломная работа выпускника вуза как объект авторского права.

Понятие, виды и содержание гражданско-правовых отношений...

юридическое лицо, ГК РФ, лицо, гражданское законодательство, субъект, вина, предпринимательская деятельность

Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации...

Современный взгляд на объекты авторского права

Автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В том случае, если пародия или карикатура порочит честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального...

Задать вопрос