Русская гастрономия: путь к сердцу и кошельку китайского туриста в Москве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 16.05.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Биберина М. В. Русская гастрономия: путь к сердцу и кошельку китайского туриста в Москве // Молодой ученый. — 2019. — №20. — URL https://moluch.ru/archive/258/59069/ (дата обращения: 20.05.2019).

Препринт статьи



Туризм остается одним из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, который обеспечивает 10 % всемирного ВВП, 7 % глобального экспорта и каждое десятое рабочее место.

2017 год стал Международным годом устойчивого туризма — глобального признания потенциала сектора, который может привести к экономическому росту, социальной интеграции, сохранению культуры и окружающей среды. Максимизация социальных и экономических выгод от туризма при минимизации любого негативного воздействия на принимающие сообщества и окружающую среду — всеобъемлющая и общая цель для всего туристического сообщества. Проект ЮНВТО «Tourism and sustainable development goals — journey 2030» обозначил 17 универсальных целей устойчивого развития. Одна из целей — к 2030 году разработать и внедрить политику устойчивого туризма, который создает рабочие места и продвигает местную культуру и продукты [2].

По данным UNWTO, 2018 год вновь стал рекордным для международного туризма. Туристы во всем мире в 2018 г. совершили в общей сложности 1,4 млрд поездок, на 6 % больше, чем в 2017 году. Ранее ожидалось, что этот рубеж будет пройден только в 2020 году [9].

Значительный вклад в мировой рост туристских прибытий вносит Китай. По данным Министерства культуры и туризма КНР в 2018 году, в целом, китайский выездной туризм приблизился к отметке 150 млн человек. Китай также возглавляет ТОП-5 стран, туристы которых больше всего тратят на туризм. Так в 2017 расходы на поездки и покупки (без учета международных перевозок туристов) составили порядка 258 млрд долл., опередив США, Германию, Великобританию и Францию [1] (см. рис. 1).

C:\Users\Светлана Коростелева\Desktop\картинки\Dessertaciya2-01.jpg

Рис.1

Китай стабильно занимает первую позицию и по общим показателям въезда иностранных туристов в Россию. Число китайских туристов, прибывших в Россию в 2018 году, приблизился к отметке 1,7 млн человек, при этом рост турпотока по сравнению с 2017 годом составил более 14 %. [3] Отношение общего числа въездных туристских поездок в РФ и числа въездных поездок из Китая, за период с 2014 по 2018 годы представлены ниже (см. рис. 2).

C:\Users\Светлана Коростелева\Desktop\картинки\Dessertaciya2-02.jpg

Рис. 2

По оценкам экспертов, прямые поступления от китайского въездного туризма в Россию в 2017 году составили 120 млрд рублей: около 40 млрд рублей пришлись на сферу международных перевозок, 14,7 млрд рублей — на железнодорожное сообщение, 6,5 млрд рублей — на предприятия общественного питания, 2,5 млрд рублей — на музеи и другие объекты показа [8].

Китайский выездной туризм становится все более разнообразным по цели и формату путешествий. Однако основная часть турпотока из Китая в РФ по-прежнему формируется за счет организованных туристических групп, посещающих Россию по безвизовому обмену. При этом, большинство китайских туристов по-прежнему въезжают в европейскую часть нашей страны через Москву или Санкт-Петербург и традиционно посещают обе российские столицы [7].

Заметим, что городской туризм — это мировой тренд. Подтверждением является исследование «City Tourism Performance Research», проведенное UNWTO/WTCF и опубликованное в 2018 году. Анализ показывает, что объем городского туризма в мире за последние 10 лет вырос на 50 %.

Туризм становится центральным элементом экономики и жизни населения городов. Он является мощным импульсом развития городских территорий по всему миру, предлагая широкий спектр культурных, архитектурных, технологических, экологических практик и продуктов для досуга и бизнеса. Доход от туристического сектора в экономику территорий становится весомой долей в структуре их ВВП.

Однако, в рейтинге городов мира, больше всего зарабатывающих на туризме и вносящих вклад в ВВП, Москва находится только на 35-м месте (см. рис.1.3). Вклад туризма в ВВП Москвы эксперты оценивают в 5,4 млрд долл. США (1,6 % от ВПП всего города и 27,9 % от ВВП всего сектора туризма России). Возглавляют рейтинг два китайских города — Шанхай (35 млрд долл. США) и Пекин (32,5 млрд долл. США). На третьем месте идет Париж (28 млрд долл. США), на четвертом — Орландо (24,8 млрд долл. США) и Нью-Йорк (24,8 млрд долл. США). В ТОП-10 по наибольшему доходу от туризма так же вошли: Токио (21,7 млрд долл. США), Бангкок (21,3 долл. США), Мехико (19,7 млрд долл. США), Лас-Вегас (19,5 млрд долл. США), и замкнул десятку еще один китайский город Шэньчжэнь (19 млрд долл. США) [4].

Рис. 3

Феномен массовости китайского въездного туризма на данном этапе развития проявляет некоторые специфические особенности — на территории обеих столиц появляются закрытые объекты только для китайцев. В обеих столицах уже есть китайские рестораны, китайские магазины без вывесок, куда завозят группы туристов для питания и покупок. Содержат такие заведения местные китайцы, деньги не поступают в нашу экономику и уходят в «серую зону». Китайцы зачастую не пользуются услугами профессиональных гидов-переводчиков, а привлекают китайцев, проживающих или обучавшихся на территории РФ. Тем самым предлагая своим туристам контрафактный и/или низкокачественный продукт, без профессионального туристического сопровождения [6].

Российские эксперты отмечают, что китайский турист, приезжающий в Россию, становится все менее единообразным, начинает заявлять о себе новый тип туриста из Китая, так называемые «свободные независимые путешественники», которые стремятся к путешествиям вне организованных групп, и очень мобильны.

Безусловно, выявление целевой аудитории (ее мотивации, существующих и нарождающихся потребностей) на данном временном отрезке, а также в перспективе очень важный этап маркетинговых исследований. Тем не менее, важно, чтобы усилия, направленные на устойчивый рост турпотока из Китая, коррелировались с рекомендациями международной туристской организации и были направлены, в том числе и на максимизацию экономических выгод. И более того, бизнесу важно занять проактивную позицию: формировать у китайского туриста новые потребности и удовлетворять их.

Вклад туризма в экономику территорий можно рассматривать через призму прямых эффектов: затраты иностранных туристов на оплату услуг, связанных непосредственно с туризмом (услуги туроператоров и турагентств, коллективных средств размещения, транспортных компаний) и косвенных эффектов: затраты туристов на товары и услуги организаций в смежных отраслях, деятельность которых не связана исключительно с туризмом, в том числе предприятий общественного питания.

Популярные московские музеи, присоединившиеся к Программе China Friendly, отмечают рост посещаемости иностранными, в т. ч. китайскими, гостями в 2018 году. От туристического бизнеса постоянно исходят запросы к музеям на прием большего числа туристов, но физические возможности музеев и пределы антропогенной нагрузки на культурные ценности ограничены.

В то же время все, что связано с едой, национальным праздниками, анимацией ресторанных застолий и т. п. является практически безграничным ресурсом для межкультурных коммуникаций и туризма. Однако на сегодня к программе China Friendly Москвы присоединилось всего 9 ресторанов из более 15-ти тысяч кафе и ресторанов города.

Известно, что в процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно решает две проблемы: стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в чужую культуру. Очевидно, что через национальную кухню, как один из пластов культуры России, иностранцы приобщаются и вовлекаются в процесс межкультурного общения. Ресторанный сегмент также заинтересован в дополнительной выручке от притока иностранных туристов, и далее, через налоговые поступления, этот бизнес-сегмент мог бы вносить свой вклад в долю ВВП Москвы от туризма в целом. Ресторанный бизнес Москвы смог оценить все преимущества такого взаимодействия в период ЧМ-2018 по футболу. Заметим, что в те дни спрос явно превышал предложение, и единственным конкурентным преимуществом ресторана (паба, кафе) являлось наличие телевизионных экранов, транслирующих матчи, и не требовало дополнительных маркетинговых усилий и затрат.

Применительно к потоку гостей их Китая, рестораны могли бы занять более активную позицию для решения своих маркетинговых задач по привлечению этой массовой аудитории в тесном взаимодействии со смежными бизнес-сегментами. Важно не просто констатировать феноменальный рост турпотока из КНР, но и прагматично управлять им, создавая возможности для города и предприятий туриндустрии на этом зарабатывать. Чтобы усилия, направленные на устойчивый рост турпотока из Китая, коррелировались с рекомендациями международной туристской организации и были направлены, в том числе и на максимизацию социальных и экономических выгод.

Литература:

  1. Annual report UNWTO 2017 [Электронная версия] / Официальный сайт ЮНВТО — Электрон. дан. — Режим доступа https://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2017
  2. Tourism and the Sustainable Development Goals — Journey to 2030, UNWTO [Электронная версия] / Официальный сайт ЮНВТО — Электрон. дан. — Режим доступа http://www2.unwto.org/publication/tourism-and-sustainable-development-goals-journey-2030
  3. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики — Электрон. дан. — Режим доступа http://www.gks.ru
  4. Рейтинг городов мира, больше всего зарабатывающих на туризме, 30 октября 2018 г. [Электронный ресурс] / Федеральное информационное агентство REGNUM — Электрон. дан. — Режим доступа https://regnum.ru/news/2510263
  5. City Tourism Performance Research UNWTO/WTCF, 2017 UNWTO [Электронная версия] / Официальный сайт ЮНВТО — Электрон. дан. — Режим доступа http://publications.unwto.org/publication/unwtowtcf-city-tourism-performance-research
  6. Общероссийский государственный телевизионный канал «Культура»: «Россия. Новые туристические маршруты», эфир 04.04.2018 [Электронный ресурс] / Телепрограмма «Наблюдатель», — Электрон. дан. — Режим доступа https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1804460/video_id/1890224/
  7. https://www.russiatourism.ru/news/16090/
  8. http://www.visit-russia.ru/ — сайт туристической ассоциации «Мир без границ»
  9. https://www.vestifinance.ru/articles/113442


Задать вопрос