Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 1742 раза

Библиографическое описание:

Батыршина, Э. Р. Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга) / Э. Р. Батыршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58840/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, проекты, развитие, инфраструктура.

Сегодня большое внимание уделяется развитию муниципально-частного партнерства, ведь даже крупнейшее предприятие, расположенное в городе, независимо от его отраслевой деятельности, формирует городскую среду. Для государства основными направлениями взаимодействия с бизнес-сообществом являются инновации, технологии, занятость, экономика, налогообложение, конкурентоспособность на рынке, для муниципальных властей — это городская среда и ее инфраструктура, так как город обеспечивает предприятия людскими ресурсами. Промышленные предприятия оказывают существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в городах. Муниципальные власти и бизнес-сообщества имеют широкий спектр конкретных общих интересов для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.

Согласно Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под муниципально-частным партнёрством понимается юридически оформленное на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределение рисков, сотрудничество публичного партнёра, с одной стороны, и частного партнёра, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнёрстве, заключённых в соответствии с Федеральным законодательством в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1].

Обеспеченность населения социальной инфраструктуры позволяет определить уровень благосостояния населения, качества жизни, удовлетворенность ими социальных потребностей. Развитие инфраструктуры для государства всегда играло первостепенную роль, но из-за своей высокой затратности и низкой доходности имеет медленные темпы формирования. При анализе ввода в действие мощностей и объектов жилого и социально-культурного назначения можно отметить рост его до 2016 года, далее доля их сократилась. Так в 2016 году по сравнению с 2015 годом жилых домов было введено 94,0 %, дошкольных образовательных организаций 44,2 %, амбулаторно-поликлинических организаций — 76,5 % [3, с. 14]. Доля инвестирования государства в данные объекты остается незначительной.

Снижение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения и низкая обеспеченность основными фондами при высокой их изношенности требуют поиска кардинальных решений.

По данным РОСИНФРА в 2017–2018 гг. размещено 2980 проектов государственно-частного партнерства, из которых социальными являются 368 объектов или 12,35 % от общего числа проектов. Социальных проектов размещено на федеральном уровне — 4; на региональном — 275 и на муниципальном — 89 объектов.

Проанализируем проекты по форме заключения в социальной сфере на рис. 1. Почти третья часть проектов предполагает заключение концессионного соглашения 277 проектов (75,3 %), 59 проектов (16,0 %) СГЧП/СМЧП (региональное законодательство), 4 проекта (1,1 %) по договорам аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами, контракт жизненного цикла или долгосрочный государственный и 2 проекта (0,5 %) по энергосервисному контракту с признаками ГЧП.

Рис. 1. Доля проектов по форме, % (рассчитано: [6])

Более подробно рассмотрим концессионную форму, т. к. она занимает наибольшую долю среди всех имеющихся. Так, концессионных соглашений в отношении социальных объектов на федеральном уровне размещено — 3 (один из которых расположен в г. Екатеринбурге «Центр микрохирургии глаза в г. Екатеринбурге»). На региональном уровне — 131 объектов, один из которых расположен по адресу г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д.56 «Реконструкция объекта культурного наследия — «Бывшая усадьба Железнова». Муниципальный уровень проекта имеют 143 объекта, пять из которых расположены в Свердловской области.

Анализ стадий реализации проектов на основании заключения концессионных соглашений представлен на рис.2.

Рис. 2. Стадии реализации проектов при заключении концессионного соглашения, % (рассчитано: [6])

В стадии эксплуатации находится 48,6 % проектов, инвестиционной — 39,2 % и 8,8 % прединвестиционной.

В 2017 года Свердловская область вошла в 10 лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства среди 85 регионов Российской Федерации. В первой пятерки традиционными лидерами являются: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская и Самарская области.

В Свердловская область реализуется 43 концессионных соглашения, из них 69 % в сфере жилищно-коммунального хозяйства и 25 % в социальной сфере, один проект в области транспортной инфраструктуры [6].

Социальная направленность бизнеса предполагает реализацию определенных мер, направленных на благо общества, осуществляемых за счет бизнес-сообщества. Например, реализуются социально значимые программы по улучшению жизни отдельных слоев населения или работников в их сфере деятельности. Результаты таких мероприятий способствуют росту имиджа, развитию, увеличению прибыли предприятия.

Повышение заработной платы работникам способствует пополнению местного бюджета за счет подоходного налога, способствует социальной стабильности в создании или сохранении рабочих мест. Муниципальное управление, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития, оказывает содействие предприятиям в получении земельных участков, подключении к инженерным и транспортным коммуникациям, выкупе муниципальных нежилых помещений, обеспечивает максимальное снижение бюрократических препон и упрощение процедур получения разрешений и согласований.

На территории города функционируют как крупные градообразующие предприятия, так и субъекты малого и среднего бизнеса. В отношении последних в законодательном и методологическом плане проблема взаимодействия ясна. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления определено «содействие развитию малого и среднего предпринимательства». В городе Екатеринбурге разработаны, утверждены и успешно реализуются соответствующие программы, созданы муниципальные фонды поддержки малого бизнеса. Со своей стороны, субъекты малого и среднего бизнеса обеспечивают дополнительные рабочие места и поступления в местный бюджеты. В настоящее время малый и средний бизнес в жизни города имеет большое значение.

Сложной проблемой сегодня является взаимодействие муниципальной власти с крупным бизнесом, т. к. их продукция имеет спрос не в городе, а за его пределами. Имеющиеся предприятия имеют общегосударственное значение. Поэтому их главным партнером в системе органов публичной власти является государство в лице региональных, а в отдельных случаях и федеральных органов. Никаких полномочий по нормативно-правовому или экономическому воздействию органов местного самоуправления на крупный бизнес, функционирующий на территории муниципального образования, в российском законодательстве не предусмотрено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вносить вклад в развитие города градообразующие предприятия могут только по своему желанию и усмотрению. В рамках муниципально-частного партнерства предприятия могут строить жилье для своих работников, приобретать для муниципалитета подвижной состав городского транспорта, содержать социальные объекты и т. д.

В городе Екатеринбурге реализуются проекты с использованием муниципально-частного партнерства. Так, в стадии реализации находится комплексный проект по застройке микрорайона «Академический» с участием строительной корпорации ОАО «Ренова Строй Групп», ОАО Сбербанк России совместно с Правительством Свердловской области, «Муниципальным образованием город Екатеринбург». Успешно реализован проект создания Международного выставочного центра «ЭКСПО» с участием ЗАО Группа Синара и Правительства Свердловской области.

Примером концессионных соглашений является работа частных клиник, имеющих «прикрепленное» на медицинское обслуживание население, в системе ОМС. Это клиники «Здоровье 365», «УГМК Здоровье», «41 Городская клиническая больница», «Новая больница».

Характерным примером государственно-частного партнерства является участие бизнеса в обороте опасных медицинских отходов лечебных учреждений. Несколько частных компаний (ООО «Энерго», ООО «Центр безопасности промышленных отходов»), имея лицензии на указанный вид деятельности, на основании государственных контрактов занимаются утилизацией отходов категории «В» и «Г» из лечебно-профилактических учреждений города [4].

Совсем недавно, администрация города практикуется заключение соглашений о добровольном партнерстве в сфере социально-экономического развития города. В рамках таких соглашений администрация взяла на себя обязательства по снижению административных барьеров на пути развития предпринимательства; учету рекомендаций и предложений руководителей предприятий, способствующих развитию предпринимательства; обеспечению эффективного использования средств, полученных за счет добровольных взносов и пожертвований. Предприятия, в свою очередь, взяли на себя обязательства принять участие в реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие города, внесли предложения, направленные на создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Примером сочетания государственно-частного и муниципально-частного партнерства в городе Екатеринбурге является реконструкция и расширение Головных сооружений водопровода г. Екатеринбурга Правительством Свердловской области совместно с Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал»).

Проект концессионного соглашения о проектировании, строительстве, реконструкции и содержании III пускового комплекса автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга также является совместным проектом [5]

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103037 (дата обращения 12.01.2019).
  2. Всё об индивидуальном предпринимательстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://indivip.ru/gov/socialnaya-otvetstvennost-biznesa.html (дата обращения 28.12.2018)
  3. Инвестиции в России. 2017: Стат.сб./Росстат.– ИНВЕСТИНФРА., 2017.–188с.
  4. ИНВЕСТИНФРА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investinfra.ru/novosti/v-sverdlovskoy-oblasti-planiruyut-rasshirit-praktiku-primeneniya-instrumentov-gchp.html (дата обращения 15.03.2019)
  5. Министерство инвестиций и развития Свердловской области: http://mir.midural.ru/node/432/
  6. РОСИНФРА. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppi.ru/projects?sphere=726
Основные термины (генерируются автоматически): екатеринбург, Свердловская область, муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство, проект, город, концессионное соглашение, местное самоуправление, Российская Федерация, социальная сфера.


Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

К успешным примерам реализации проектов муниципально-частного партнерства

Основное отличие муниципально-частного партнерства от государственно-частного

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием...

муниципально-частное партнерство, муниципальное...

Некоторые вопросы реформирования регионального законодательства в сфере

Государственно-частное партнерство или муниципально-частное партнерство (ГЧП, МЧП) — один из

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим...

Передача муниципальной собственности в концессию...

Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического

Концессионное соглашение — это форма государственно-частного партнёрства

Российская Федерация, проект, концессия, местное самоуправление, муниципальное...

муниципально-частное партнерство, муниципальное...

Концессия как форма муниципально-частного партнерства в перспективе может стать

Однако проекты в электроэнергетической и транспортной сфере более капиталоёмки и длительны

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим...

Значение концессионных соглашений в современных условиях

Законодательное регулирование государственно-частного партнерства в Российской Федерации, действующее в секторе автодорожной

концессионное соглашение, Российская Федерация, исполнительная власть, местное самоуправление, проект, орган...

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на...

Государственно-частное партнерство (ГЧП) предполагает, что государство использует

1) передача на концессионных условиях не только медицинских учреждений, медицинского

Государственно-частное партнерство не может быть сведено исключительно к...

Правовые аспекты контроля за исполнением концессионного...

Интересы частного бизнеса в концессионных проектах состоят в том, что концессионер получает в долговременное управление государственные активы, ему не принадлежащие, на льготных условиях платы за концессию. При осуществлении инвестирования концессионер...

К вопросу о реализации государственно-частного партнерства...

Государственно-частное партнерство представляет собой действенный инструмент управления собственностью, реализуемый за счет делегирования государственных полномочий частному бизнесу.

Правовые основы государственно-частного партнерства...

Государственное-частное партнерство, как механизм вовлечения частного сектора в развитие экономики государства возник в современной Российской Федерации в начале 90-х годов XX века.

Развитие государственно-частного партнерства: проблемы...

Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании...

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

К успешным примерам реализации проектов муниципально-частного партнерства

Основное отличие муниципально-частного партнерства от государственно-частного

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием...

муниципально-частное партнерство, муниципальное...

Некоторые вопросы реформирования регионального законодательства в сфере

Государственно-частное партнерство или муниципально-частное партнерство (ГЧП, МЧП) — один из

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим...

Передача муниципальной собственности в концессию...

Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического

Концессионное соглашение — это форма государственно-частного партнёрства

Российская Федерация, проект, концессия, местное самоуправление, муниципальное...

муниципально-частное партнерство, муниципальное...

Концессия как форма муниципально-частного партнерства в перспективе может стать

Однако проекты в электроэнергетической и транспортной сфере более капиталоёмки и длительны

Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим...

Значение концессионных соглашений в современных условиях

Законодательное регулирование государственно-частного партнерства в Российской Федерации, действующее в секторе автодорожной

концессионное соглашение, Российская Федерация, исполнительная власть, местное самоуправление, проект, орган...

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на...

Государственно-частное партнерство (ГЧП) предполагает, что государство использует

1) передача на концессионных условиях не только медицинских учреждений, медицинского

Государственно-частное партнерство не может быть сведено исключительно к...

Правовые аспекты контроля за исполнением концессионного...

Интересы частного бизнеса в концессионных проектах состоят в том, что концессионер получает в долговременное управление государственные активы, ему не принадлежащие, на льготных условиях платы за концессию. При осуществлении инвестирования концессионер...

К вопросу о реализации государственно-частного партнерства...

Государственно-частное партнерство представляет собой действенный инструмент управления собственностью, реализуемый за счет делегирования государственных полномочий частному бизнесу.

Правовые основы государственно-частного партнерства...

Государственное-частное партнерство, как механизм вовлечения частного сектора в развитие экономики государства возник в современной Российской Федерации в начале 90-х годов XX века.

Развитие государственно-частного партнерства: проблемы...

Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании...

Задать вопрос