Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Савонова, К. В. Состав и содержание мер по развитию венчурного проектирования в образовательной сфере / К. В. Савонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58824/ (дата обращения: 26.04.2024).



Раскрывается сущность венчурного проектирования, основные направления инновационной деятельности. Приводится в этом аспекте опыт США и обосновываются способы повышения качества образования, в том числе за счет использования опыта США.

Ключевые слова: высшее образование, научно-образовательная деятельность, инновации, венчурное проектирование, образовательная сфера.

Глобализация предопределяет необходимость улучшения качества образования ускорением инновационного развития, формированием венчурного проектирования. Само же образование является одним из базовых элементов национальной инновационной системы. Не удивительно, что реформирование образования предусматривает обеспечение качества образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Именно образование, в частности высшее, способно обеспечить активное развитие последней, а также внедрение ее в практику. Большого внимания этим аспектам придают в США, где образование является достаточно мобильным, быстро реагирует на любые изменения в жизни общества и потребности времени, где вложения в человеческий капитал достигает 76 % [1].

В последнее время образовательная сфера в нашем государстве финансируется только в таких объемах, которые позволяют обеспечить выплату заработной платы и коммунальных услуг. Низкие объемы финансирования образования обусловливают закрытие многих учебных заведений. Образовательная сфера, к сожалению, все годы финансируется по так называемому «остаточному принципу». То есть финансирование в соответствии с требованиями базового закона относительно финансового обеспечения постоянно не выполняется.

Не заинтересован, к сожалению, в венчурном проектировании в развитие образования и отечественный бизнес. Подтверждением этого является доля частного капитала в суммарных расходах образовательной сферы. В России они составляют менее 11 %, тогда как, например, в США этот показатель достиг 32 % от бюджета высших учебных заведений [2]. А в Великобритании существует даже почетное звание «Инвестор в человека».

Активное внедрение в учебный процесс венчурного проектирования, с одной стороны, требует значительных ресурсов, а с другой, способствует формированию всесторонне развитой человеческой личности, человеческого капитала, повышению качества подготовки кадров, а вместе с тем и эффективности экономики.

В современных условиях в образовательной сфере можно выделить следующие направления венчурного проектирования:

− методологические и методические аспекты инновационной деятельности — неопределенность и риски в инновациях, способы их снижения;

− инновационный опыт учебных заведений предприятий, фирм;

− венчурный вид инновационной деятельности (от англ. venture — рисковый) [1].

Предпосылкой венчурного инновационного развития в образовательных учебных заведениях является наличие в них, прежде всего, современной компьютерной техники. Пока же имеющаяся техника даже в высших учебных заведениях России является устаревшей, что негативно сказывается на доступности субъектов образовательного процесса к информации.

Необходимость активизации инновационной деятельности высшего учебного заведения усиливается влиянием научно-технической сферы на реальный сектор экономики, а отсюда и на качество подготовки специалистов. Поэтому не удивительно, что в последнее время возникла насущная потребность в насыщении рынка труда специалистами, способными продвигать результаты научных исследований и разработок на рынок научной продукции. Поэтому сегодня важной задачей образовательной сферы является обеспечение подготовки специалистов в сфере инноватики высокого качества.

Формирование инновационного потенциала высшего учебного заведения проявляется в:

− изменении направленности деятельности учебного заведения в соответствии с изменениями спроса общества;

− формировании содержания учебных программ в зависимости от уровня развития учащихся, студентов, слушателей;

− оснащение учебного процесса оборудованием и информационными технологиями и т. д.

Формирование информационно-коммуникационной среды в образовательной сфере происходит благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий, что привело к появлению виртуального обучения с открытой системой образования, ориентированной на основные подходы к внедрению во всех учебных заведениях инноватики.

Для обеспечения этого образование должно находиться в непрерывном развитии. Сейчас инновационная составляющая высших учебных заведений предусматривает:

− обеспечение учебных заведений компьютерными комплексами, мультимедийным оборудованием;

− доступность Интернета;

− разработка индивидуальных модульных учебных программ, электронных учебников, энциклопедий;

− создание сети электронных библиотек и т. д. [2].

Университетская библиотека в США — это не только компьютеры, но и богатые книжные фонды. Анализ имеющейся статистической базы свидетельствует, что повышению инновационной составляющей ВУЗА способствует созданию центров высшего образования посредством объединения высших учебных заведений. В последнее время это наблюдается в Лондоне, Париже, Токио, Хельсинки. Такие объединения осуществляются с целью их укрупнения и инвестиционного подъема, что способствует ускорению формирования сети исследовательских университетов, которые, согласно законодательству, имеют право признавать дипломы о получении в зарубежных университетах квалификации магистра, доктора философии, доктора наук и ученые звания для назначения на должность научного работника в установленном законом порядке.

Таблица 1

Показатели инвестирования игосударственной поддержки НИОКР встранах членах ЕС иРоссии за 2018г. [3]

Страна

Общие внутренние расходы на НИОКР, % к ВВП

Государственные расходы на НИОКР, % к ВВП

Доля бизнеса в общих затратах на НИОКР, %

Венчурное финансирование НИОКР, % к ВВП

Финляндия

3,42

1,09

68,1

0,31

Швеция

3,39

1,08

68,1

0,289

Дания

2,98

1,02

65,8

0,296

Германия

2,91

0,96

67

0,223

Эстония

2,15

0,9

58,1

-

Франция

2,23

0,78

65

0,307

Великобритания

1,74

0,6

65,5

0,419

Литва

0,9

0,66

26,7

-

Польша

0,89

0,56

37,1

0,234

Россия

0,75

0,33

23,3

-

Румыния

0,42

0,3

28,6

0,137

В развитых странах в качестве альтернативного внебюджетного источника поддержки высшего образования и обеспечения участия вузов в научно-исследовательских работах выступают эндавмент-фонды. Они создаются на основе благотворительных взносов, инвестиционные доходы, от размещения которых используются для обеспечения научно-образовательного процесса, притом, что начальный капитал сохраняется нетронутым (неизменным).

Сейчас, по нашему мнению, главная проблема венчурного проектирования сфере образования заключается не столько в качестве подготовки кадров, сколько в несоответствии ее требованиям экономики. Это обусловлено тем, что уровень развития цивилизации, технологического и социально-экономического прогресса, реагируя на рост материальных потребностей, обуславливают и возрастающие требования к качеству образования. Высокое же качество образования экономически активного населения создает условия для экономического роста.

Обеспечению этому способствует активное внедрение новых технологий, в частности использованием инновационных инкубаторов, созданных на промышленных предприятиях, имеющих избыточные мощности. Формирование инновационных инкубаторов, использование их базы для подготовки конкурентоспособных специалистов с минимальными инвестициями, а за счет последнего повышать эффективность действующих промышленных предприятий.

Особенно эффективными в этом контексте являются технопарки, которые имеют собственную научно-материальную базу, необходимые помещения и финансовую поддержку государства и региональной власти. В этих условиях технопарк выступает эффективным инструментом использования имеющихся на предприятии избыточных ресурсов. Одновременно это является перспективной моделью коммерциализации имеющихся избыточных ресурсов, интеллектуальной собственности, что дает возможность высшему учебному заведению повысить фондоотдачу, уровень использования оборудования [2].

Реализация оптимальной инновационной инфраструктуры технопарка является одним из главных факторов его успешной деятельности по коммерциализации технологий. Именно это предполагает необходимость развития инфраструктуры как целостного комплекса, охватывающего весь цикл инновационной деятельности, начиная с генерации научно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации созданной наукоемкой продукции. Современное оборудование технопарков позволяет активнее применять гибкость в образовании, в частности в формировании и внедрении новых моделей компетенций. Особое внимание этому уделяется в США, которые сегодня относятся к немногим странам мира, где доля государства во внутренних затратах на исследовательские работы в течение последних лет имела тенденцию к росту.

Это дает возможность в США значительное внимание уделять подготовке специалистов по инновациям, способных не только создавать, но и расширять и использовать инновации для удовлетворения потребностей экономики и общества, для обеспечения лучшего жизненного уровня населения. Это, прежде всего, требует оценки интеллектуального потенциала сотрудников, в частности образовательных и научных учреждений как предпосылки активного и рационального их привлечения в инновационный процесс; интенсификации процесса создания новейшего образовательно-научной среды, в котором имеются соответствующие условия для развития не только образовательной сферы, но и науки и технологий. Такой подход предполагает необходимость и возможность, чтобы каждый специалист активно приобщался к инновационному процессу по месту работы — в государственных и общественных организациях, в фирмах и корпорациях, что способствовало бы ускорению формирования и развития экономики знаний.

Одновременно следует отметить, что образование, построенное на инновационной основе, работает не только на экономику, но и на общество в целом. Она является катализатором успешного решения социальных проблем, развития социального партнерства.

Можно отметить, что для усиления влияния венчурного проектирования на решение социальных проблем, необходимо:

− обеспечить усиление социальной ценности образования;

− выявить и использовать новые возможности для реализации выбранной миссии;

− осуществить непрерывный процесс инноваций в образовательной сфере в целом и в обучении в частности;

− усилить ответственность педагогов за результаты своей деятельности и перед потребителями образовательных услуг, и перед обществом в целом [1].

Итак, для обеспечения повышения активного внедрения венчурного проектирования на перспективу должно быть:

− приобретение опережающего характера, ориентация на перспективные запросы общества;

− обеспечение реализации функций моделирования и проектирования социальных реалий через формирование знаний, навыков, ценностных ориентиров подрастающего поколения;

− повышение качественного уровня образования и обеспечение его доступности, что должно быть направлено на поддержку экономического роста государства за счет человеческого капитала;

− обеспечение перехода к концепции развития образования на принципах устойчивого развития (социального и инновационного);

− внедрение эффективного механизма финансово-экономического обеспечения развития образования;

− трансформация образования на основе инновационного развития формирование системы превентивной образования как основы предупреждения девиантного поведения и угроз рисков современного медийно-информационного пространства, разработка программ превентивного воспитания в различных аспектах.

Все это, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества подготовки кадров, росту человеческого капитала — важного фактора социально-экономического развития в будущем страны передовых технологий и высокого жизненного уровня населения.

Литература:

  1. Андрушкевич А. А., Денисова И. М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // Экономическая наука современной России. — 2014. — № 3 (66). — С. 88–89.
  2. Романенко М. Концептуальные основы и основные направления инновационного развития образования в современных условиях // Директор школы, лицея, гимназии. — 2018. — № 1/4. — С. 18.
  3. Europe 2020 / European Commission [European Commission [Электронный ресурс]. Режим доступа: .
Основные термины (генерируются автоматически): венчурное проектирование, образовательная сфера, инновационная деятельность, США, человеческий капитал, высшее образование, высшее учебное заведение, последнее время, активное внедрение, инновационное развитие.


Ключевые слова

инновации, высшее образование, образовательная сфера, научно-образовательная деятельность, венчурное проектирование

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная

Высшее учебное заведение является двойственным субъектом экономической системы: с одной стороны, основной целью его...

Формирование и развитие образовательного кластера как часть...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы

Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид инноваций, общий объем, вузовская наука, инновационное...

Проблемы финансирования малых инновационных предприятий...

В последнее время развивается тенденция создания ма-лых инновационных предприятий при высших учебных заведениях.

В настоящее время венчурное инвестирование является одним из актуальных инструментов развития инновационной системы (ИС) в Российской...

Роль высших учебных заведений в развитии регионов

Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что развитие той или иной сферы жизни региона напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами. Целесообразно провести связь между услугами и их влияние...

Основные направления модернизации образовательно-научного...

Зачастую высшие учебные заведения позволяют установить связь между наукой

Высшие и средние специальные учебные заведения в крае. Статистический сборник.

высшее образование, Болонский процесс, образование, экономика знаний, Восточная Европа...

Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной...

Инновационная деятельность вуза представляет собой системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс вуза.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Развитие инновационной политики в области энергетики в Великобритании уже многие годы

Малый инновационный бизнес при вузах пока еще новое и активно развивающееся

инновационная деятельность, малое инновационное предпринимательство, Удельный вес...

Инновация в образовании: понятие и сущность

Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта

Россия, инновационное развитие, инновационный процесс, млрд, США, Япония, рубль...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

В статье раскрыта суть понятия «инновационная деятельность» и выявлена закономерность, что в большей степени государство оказывает стимулирующее воздействие на инновационную активность. Большое место занимает описание зарубежного опыта стимулирования...

Малое инновационное предпринимательство как часть...

Малое инновационное предприятие (далее МИП) — это самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность посредством создания, внедрения и производства наукоемких материалов и технологий. К существенным преимуществам МИП...

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная

Высшее учебное заведение является двойственным субъектом экономической системы: с одной стороны, основной целью его...

Формирование и развитие образовательного кластера как часть...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы

Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид инноваций, общий объем, вузовская наука, инновационное...

Проблемы финансирования малых инновационных предприятий...

В последнее время развивается тенденция создания ма-лых инновационных предприятий при высших учебных заведениях.

В настоящее время венчурное инвестирование является одним из актуальных инструментов развития инновационной системы (ИС) в Российской...

Роль высших учебных заведений в развитии регионов

Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что развитие той или иной сферы жизни региона напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами. Целесообразно провести связь между услугами и их влияние...

Основные направления модернизации образовательно-научного...

Зачастую высшие учебные заведения позволяют установить связь между наукой

Высшие и средние специальные учебные заведения в крае. Статистический сборник.

высшее образование, Болонский процесс, образование, экономика знаний, Восточная Европа...

Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной...

Инновационная деятельность вуза представляет собой системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс вуза.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

Развитие инновационной политики в области энергетики в Великобритании уже многие годы

Малый инновационный бизнес при вузах пока еще новое и активно развивающееся

инновационная деятельность, малое инновационное предпринимательство, Удельный вес...

Инновация в образовании: понятие и сущность

Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта

Россия, инновационное развитие, инновационный процесс, млрд, США, Япония, рубль...

Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности

В статье раскрыта суть понятия «инновационная деятельность» и выявлена закономерность, что в большей степени государство оказывает стимулирующее воздействие на инновационную активность. Большое место занимает описание зарубежного опыта стимулирования...

Малое инновационное предпринимательство как часть...

Малое инновационное предприятие (далее МИП) — это самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность посредством создания, внедрения и производства наукоемких материалов и технологий. К существенным преимуществам МИП...

Задать вопрос