Роль высших учебных заведений в развитии регионов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Милова, Ю. Ю. Роль высших учебных заведений в развитии регионов / Ю. Ю. Милова, Е. С. Маркова, В. С. Терентьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5577/ (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время, требования к российским высшим учебным заведениям и качеству образования довольно высоки и жестки, так как вузы оказывают большое влияние на развитее регионов России и, как следствие, всей страны в целом. На университеты государство возлагает социальную ответственность за развитие регионов, тем самым и стимулируя активное взаимодействие с органами местной власти, общественными организациями и промышленными предприятиями. В масштабах государства, высшие учебные заведения выполняют роль хранителей, создателей и распространителей знания, способствуют обогащению людей и общества. [1; с. 25–30] В масштабах региона, вузы выступают в роли организации, которая вносит значительный вклад в развитие самого региона, предоставляет услуги, которые обогащают социальную, культурную и экономическую жизнь. От того какие виды услуг может оказать высшее учебное заведение, будет зависеть дальнейшее развитие региона (Рис.1).

Рис.1. Услуги, предоставляемые высшими учебными заведениями

Из Рисунка 1 можно сделать вывод, что высшие учебные заведения оказывают следующий перечень услуг [2; с. 110–112]:

1.                                                                                                                                                                                    Услуги в сфере образования. К таким услугам можно отнести: создание новых специальностей, открытие курсов повышения квалификации, непрерывный процесс образования.

2.                                                                                                                                                                                    Услуги в научно производственной и инновационной сфере. К ним относятся: фундаментальные, прикладные, мониторинговые исследования, студенческая научная работа, патентование и охрана интеллектуальной собственности, инновационное проектирование, создание новых технологий.

3.                                                                                                                                                                                    Услуги в сфере информации. К ним относятся: тиражирование научных исследований, научных статей, образовательных программ, развитие локальных и корпоративных сетей Интернет.

4.                                                                                                                                                                                    Услуги в сфере расширения международных связей. Они включают: поддержку и сопровождение международных студентов, поступающих и обучающихся в высшем учебном заведении, координацию осуществления международных проектов и контактов, представление высшими учебными заведениями на международном уровне и организация приёма международных официальных делегаций.

5.                                                                                                                                                                                    Услуги в социально-культурной сфере. Социально — культурное развитее общества, приобщение к культуре и творчеству.

Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что развитие той или иной сферы жизни региона напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами.

Целесообразно провести связь между услугами и их влияние на развитее региона.

Услуги в сфере образования — осуществление подготовки и выпуска кадров непосредственно из потребности регионов, именно на региональном уровне рынок образования взаимодействует с рынком труда. Высшие учебные заведения, выполняя свои образовательные задачи, производят подготовку высококвалифицированных кадров и оказывают влияние на социальную структуру населения, тем самым в регионе увеличивается количество людей с более высоким уровнем образования. Немало важным является то, что университет осуществляет переподготовку кадров и повышение квалификации. Переподготовка кадров представляет собой обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, изменений в трудоспособности работника и др. В свою очередь, повышение квалификации представляет собой обучение, направленное на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, обусловленное научно-техническими и социально — экономическим развитием, индивидуальными потребностями населения. Приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации свидетельствует о существовании концепции непрерывного образования. Непрерывность образования дает возможность кадрам переходить от менее к более сложным профессиям, становиться многопрофильными специалистами. Будущий специалист должен осознавать, что достойное благосостояние ему обеспечит только высокий профессионализм. В условиях рыночных отношений содержание профессионального труда специалистов на различных рабочих местах, формирование квалифицированных и личностных требований предполагает не только систематизацию знаний студентов, но и требования работодателей.

Услуги в научно — производственной и инновационной сфере. Фундаментальные исследования высшего учебного заведения — это часть научно — исследовательской деятельности вуза, направленная на пополнение объема теоретических знаний (выводят гипотезы, теории, методы и т. д.). Они не имеют коммерческих целей, хотя в будущем могут использовать в предпринимательской деятельности. Прикладные исследования обосновывают и проверяют знания, полученные фундаментальными исследованиями, и применяют их для решения реальных жизненных проблем. Мониторинговые исследования вузов направлены на анализ различных сфер жизни общества в регионе и выявление проблем на основе этого анализа. Эти исследования сосредоточены на развитии научного знания, изучении и распространении отечественного и мирового опыта по соответствующим направлениям, решении проблем, актуальных для социально-экономического и научного развития региона, укреплении научных связей с ведущими исследовательскими центрами.

Высшее учебное заведение является одним из объектов инновационной системы региона. Вузы более эффективно, чем другие объекты инновационной системы осуществляют инновационные разработки и проводят исследования, которые в дальнейшем будут реализованы в практической деятельности. Приоритетными видами инновационной деятельности высшего профессионального образования являются проведение опытно-конструкторских работ, научных исследований, научно — практических конференций. [3; с. 38] Для того, что бы реализовывать свои разработки и исследования, вузы участвуют в различных конкурсах, где выигрывают гранты. Высшие учебные заведения постепенно продвигают инновационную деятельность в регионе. Они создают технопарки, инновационные центры и сотрудничают с малыми, средними и крупными предприятиями для дальнейшего внедрения, продвижения и развития своих научных разработок, проектов, технологий и т. д. Вузы должны сотрудничать не только с предприятиями, но и с другими вузами, а также местными органами власти, для эффективного развития региона и выхода его на новый уровень развития. [4; с. 44]

Услуги в сфере информации. Тиражирование научных исследований, научных статей, образовательных программ способствуют повышению авторитета образования и знания в целом, приобщению общества к новым информационным технологиям, осведомленность широкого круга лиц в регионе.

Услуги в сфере расширения международных связей. При сотрудничестве высших учебных заведений с иностранными вузами происходит активное взаимодействие с:

1)           иностранными студентами, приезжающих из зарубежных стран с целью получения образования или повышения его уровня;

2)           иностранными специалистами, стажерами, аспирантами, прибывающими из зарубежных стран для получения последипломного образования или повышения квалификации;

3)           иностранными преподавателями, направляющиеся для работы в учебные заведения из зарубежных стран. [5; с. 230–231]

В процессе этого взаимодействия происходит обмен научными знания и опытом организации учебно-методического и технического оснащения образовательного процесса.

Высшие учебные заведения совместно с иностранными университетами создают научно — исследовательские центры, на базе которых разрабатывают проекты. Для дальнейшего развития и доведения разработок до производственной стадии, на предприятия привлекаются иностранные инвестиции, что дает толчок для развития региона.

Услуги в социально — культурной сфере. Неотъемлемым фактом является то, что работодатель при принятии на работу сотрудника, принимает во внимание не только его профессиональные качества и навыки, но и духовное и творческое развитие, как личности.

Для духовно — культурного развития студентов, университету необходимо организовывать и проводить:

1.             Культурно — массовые мероприятия;

2.             Школы личностного роста и развития лидерских качеств;

3.             Встречи с театральными и художественными деятелями и др.

Образование способствует культурному самоопределению личности. [6; с. 74] Человек образовывает себя в соответствии со своими потребностями и интересами, что должно продолжаться в течение всей жизни.

Духовно — нравственное развитие специалиста помогает реализовывать не только собственные интересы, но и интересы общества. Вузы должны не только прививать студенту профессиональные качества, но и развивать его, как личность способную к свободному, творческому труду. [7; с. 36]

Сотрудники способные к творческому труду и имеющие творческое и не стандартное мышление, могут принимать принципиально новые решения трудно разрешаемым задачам, находить выход из сложных, нестандартных ситуаций, которые могут привести к новым идеям и открытиям. Работодатели особенно ценят таких сотрудников.

Спрос на сотрудников создается работодателем, специалисты должны соответствовать всем критериям отбора, тем самым они должны активно развиваться в социально-духовном направлении.

Проанализируя вышеперечисленные услуги, можно сделать вывод о том, что высшие учебные заведения оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона. Прямое влияние оказывается за счет подготовки высокоспециализированных кадров, что является основной задачей вузов, а также за счет прогрессивных инновационных разработок, которые необходимы для достижения устойчивого развития промышленности в регионе, и существенного развития исследовательской базы, которая напрямую должна быть ориентирована на потребности региона. Косвенное влияние оказывается за счет поддержки и создания международных отношений в регионе, популяризации научных исследований и образовательных программ, что ведет к повышению авторитета образования, а так же за счет развития целостной личности в социально — культурном направлении, что влияет на социальную структуру населения, увеличивая контингент с богатым творческим и духовным миром.

Для успешного развития региона по всем направлениям необходимо одновременное выполнение своих основных функций (услуг), а также построение системы динамичного взаимодействия «Вузы — Регион». Приоритетной задачей системы «Вуз — Регион» является активизация участия вузов в социально — экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию национальных исследовательских университетов, университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных центров. [8; с. 141–143]

Таким образом, мы видим, что высшее учебное заведение играет значительную роль в развитии региона, и следует уделять этому большое внимание. Если на вуз возлагаются такая большая ответственность, то периодически нужно проводить анализ системы высшего образования. Цель данного анализа заключается: выявление основных проблем в способности вузов отвечать задачам развития региона.

Литература:

1.      Ковалевский В. П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса// Университет. управление: практика и анализ. 2003 г. № 2(25). С. 25–30.

2.      Князев Е. А. Университетские комплексы и научно-образовательные услуги региональным сообществам// Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждения и предприятий социальной сферы: Тез. докл. II Всерос. науч. — практ. конф. Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2003 г. СПб., 2003. С.110–112.

3.      Бука, Э. С. Роль учебно-научно-инновационных комплексов в активизации региональной инновационной деятельности / Э. С. Бука, С. М. Репях, В. Н. Невзоров, В. Н. Немич, И. Н. Павлов // Инновации. — № 1–2. — 2004. — С. 38.

4.      Гантмахер, В. Е. Создание мощного университета — одна из приоритетных задач на пути инновационного развития региона / В. Е. Гантмахер // Инновации. — № 1–2. — 2005 г. — С. 44.

5.      Л. П. Кураков, А. Г. Краснов, А. В. Назаров Экономика: инновационные подходы. М.: Гелиос, 1998 г. С. 230–231.

6.      Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарное образование и междисциплинарный подход. Перспективы// Вопр. образования. 1993 г. № 1. — С. 74.

7.      Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990 г. — С. 36.

8.      Влияние образовательных технологий на развитие регионов России: материалы 2 регион. межвуз. науч. — практ. конф.,28 мая 2002 г. — Междунар. акад. открытого образования [и др.]; [редкол.: Л. М Воропай (отв.ред.)] — Вологда: Легия, 2002. — С.141–143.

8.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, высшее учебное заведение, вуз, заведение, повышение квалификации, развитие региона, Регион, активное взаимодействие, инновационная деятельность, инновационная сфера.

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная инновационная система.

Разработка мероприятий по повышению эффективности...

услуга, высшее учебное заведение, вуз, заведение, повышение квалификации, Регион, развитие региона, инновационная сфера, инновационная деятельность, активное взаимодействие.

Системный подход к оценке инновационного потенциала...

Ключевые слова: инновационный потенциал ВУЗа, методика оценки инновационного потенциала ВУЗа, инновационное развитие высшей школы.

В качестве сфер деятельности вуза, необходимо рассмотреть: образовательную, научно-исследовательскую и...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Становление и развитие инновационного климата в системе...

инновационная деятельность, высшее учебное заведение, инновационная деятельность вуза, развитие... Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Особое значение будет играть квалификация, компетентность специалистов транспортной отрасли, т. к. от их решений будет

Современная классическая система высших учебных заведений, в том числе и готовящих специалистов для сферы транспорта, имеет ряд проблем.

Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной...

Высшее учебное заведение имеет разветвленную филиальную структуру, с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов.

В современных рыночных условиях развитие вуза напрямую зависит от его организационной структуры. В связи с этим актуальным является...

Финансовое образование как фактор развития экономики региона

Роль высших учебных заведений в развитии регионов. К таким услугам можно отнести: создание новых специальностей, открытие курсов повышения квалификации, непрерывный

Высшее учебное заведение является одним из объектов инновационной системы региона.

Психология управления инновационным развитием высшего...

Рассмотрение психологических факторов деятельности высшего учебного заведения связано с интересами развития вуза: · уровень подготовки педагогического коллектива не соответствует структуре потребностей рынка

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Ключевые слова: инновационная деятельность; высшее учебное заведение; эффективность; инновационные процессы; национальная инновационная система.

Разработка мероприятий по повышению эффективности...

услуга, высшее учебное заведение, вуз, заведение, повышение квалификации, Регион, развитие региона, инновационная сфера, инновационная деятельность, активное взаимодействие.

Системный подход к оценке инновационного потенциала...

Ключевые слова: инновационный потенциал ВУЗа, методика оценки инновационного потенциала ВУЗа, инновационное развитие высшей школы.

В качестве сфер деятельности вуза, необходимо рассмотреть: образовательную, научно-исследовательскую и...

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Становление и развитие инновационного климата в системе...

инновационная деятельность, высшее учебное заведение, инновационная деятельность вуза, развитие... Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Особое значение будет играть квалификация, компетентность специалистов транспортной отрасли, т. к. от их решений будет

Современная классическая система высших учебных заведений, в том числе и готовящих специалистов для сферы транспорта, имеет ряд проблем.

Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной...

Высшее учебное заведение имеет разветвленную филиальную структуру, с постоянно меняющимся штатом сотрудников и студентов.

В современных рыночных условиях развитие вуза напрямую зависит от его организационной структуры. В связи с этим актуальным является...

Финансовое образование как фактор развития экономики региона

Роль высших учебных заведений в развитии регионов. К таким услугам можно отнести: создание новых специальностей, открытие курсов повышения квалификации, непрерывный

Высшее учебное заведение является одним из объектов инновационной системы региона.

Психология управления инновационным развитием высшего...

Рассмотрение психологических факторов деятельности высшего учебного заведения связано с интересами развития вуза: · уровень подготовки педагогического коллектива не соответствует структуре потребностей рынка