Роль высших учебных заведений в развитии регионов
Авторы: Милова Юлия Юрьевна, Маркова Евгения Сергеевна, Терентьева Валентина Сергеевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 07.05.2014
Статья просмотрена: 7480 раз
Библиографическое описание:
Милова, Ю. Ю. Роль высших учебных заведений в развитии регионов / Ю. Ю. Милова, Е. С. Маркова, В. С. Терентьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5577/ (дата обращения: 09.12.2024).
В настоящее время, требования к российским высшим учебным заведениям и качеству образования довольно высоки и жестки, так как вузы оказывают большое влияние на развитее регионов России и, как следствие, всей страны в целом. На университеты государство возлагает социальную ответственность за развитие регионов, тем самым и стимулируя активное взаимодействие с органами местной власти, общественными организациями и промышленными предприятиями. В масштабах государства, высшие учебные заведения выполняют роль хранителей, создателей и распространителей знания, способствуют обогащению людей и общества. [1; с. 25–30] В масштабах региона, вузы выступают в роли организации, которая вносит значительный вклад в развитие самого региона, предоставляет услуги, которые обогащают социальную, культурную и экономическую жизнь. От того какие виды услуг может оказать высшее учебное заведение, будет зависеть дальнейшее развитие региона (Рис.1).
Рис.1. Услуги, предоставляемые высшими учебными заведениями
Из Рисунка 1 можно сделать вывод, что высшие учебные заведения оказывают следующий перечень услуг [2; с. 110–112]:
1. Услуги в сфере образования. К таким услугам можно отнести: создание новых специальностей, открытие курсов повышения квалификации, непрерывный процесс образования.
2. Услуги в научно производственной и инновационной сфере. К ним относятся: фундаментальные, прикладные, мониторинговые исследования, студенческая научная работа, патентование и охрана интеллектуальной собственности, инновационное проектирование, создание новых технологий.
3. Услуги в сфере информации. К ним относятся: тиражирование научных исследований, научных статей, образовательных программ, развитие локальных и корпоративных сетей Интернет.
4. Услуги в сфере расширения международных связей. Они включают: поддержку и сопровождение международных студентов, поступающих и обучающихся в высшем учебном заведении, координацию осуществления международных проектов и контактов, представление высшими учебными заведениями на международном уровне и организация приёма международных официальных делегаций.
5. Услуги в социально-культурной сфере. Социально — культурное развитее общества, приобщение к культуре и творчеству.
Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что развитие той или иной сферы жизни региона напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами.
Целесообразно провести связь между услугами и их влияние на развитее региона.
Услуги в сфере образования — осуществление подготовки и выпуска кадров непосредственно из потребности регионов, именно на региональном уровне рынок образования взаимодействует с рынком труда. Высшие учебные заведения, выполняя свои образовательные задачи, производят подготовку высококвалифицированных кадров и оказывают влияние на социальную структуру населения, тем самым в регионе увеличивается количество людей с более высоким уровнем образования. Немало важным является то, что университет осуществляет переподготовку кадров и повышение квалификации. Переподготовка кадров представляет собой обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, изменений в трудоспособности работника и др. В свою очередь, повышение квалификации представляет собой обучение, направленное на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков, обусловленное научно-техническими и социально — экономическим развитием, индивидуальными потребностями населения. Приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации свидетельствует о существовании концепции непрерывного образования. Непрерывность образования дает возможность кадрам переходить от менее к более сложным профессиям, становиться многопрофильными специалистами. Будущий специалист должен осознавать, что достойное благосостояние ему обеспечит только высокий профессионализм. В условиях рыночных отношений содержание профессионального труда специалистов на различных рабочих местах, формирование квалифицированных и личностных требований предполагает не только систематизацию знаний студентов, но и требования работодателей.
Услуги в научно — производственной и инновационной сфере. Фундаментальные исследования высшего учебного заведения — это часть научно — исследовательской деятельности вуза, направленная на пополнение объема теоретических знаний (выводят гипотезы, теории, методы и т. д.). Они не имеют коммерческих целей, хотя в будущем могут использовать в предпринимательской деятельности. Прикладные исследования обосновывают и проверяют знания, полученные фундаментальными исследованиями, и применяют их для решения реальных жизненных проблем. Мониторинговые исследования вузов направлены на анализ различных сфер жизни общества в регионе и выявление проблем на основе этого анализа. Эти исследования сосредоточены на развитии научного знания, изучении и распространении отечественного и мирового опыта по соответствующим направлениям, решении проблем, актуальных для социально-экономического и научного развития региона, укреплении научных связей с ведущими исследовательскими центрами.
Высшее учебное заведение является одним из объектов инновационной системы региона. Вузы более эффективно, чем другие объекты инновационной системы осуществляют инновационные разработки и проводят исследования, которые в дальнейшем будут реализованы в практической деятельности. Приоритетными видами инновационной деятельности высшего профессионального образования являются проведение опытно-конструкторских работ, научных исследований, научно — практических конференций. [3; с. 38] Для того, что бы реализовывать свои разработки и исследования, вузы участвуют в различных конкурсах, где выигрывают гранты. Высшие учебные заведения постепенно продвигают инновационную деятельность в регионе. Они создают технопарки, инновационные центры и сотрудничают с малыми, средними и крупными предприятиями для дальнейшего внедрения, продвижения и развития своих научных разработок, проектов, технологий и т. д. Вузы должны сотрудничать не только с предприятиями, но и с другими вузами, а также местными органами власти, для эффективного развития региона и выхода его на новый уровень развития. [4; с. 44]
Услуги в сфере информации. Тиражирование научных исследований, научных статей, образовательных программ способствуют повышению авторитета образования и знания в целом, приобщению общества к новым информационным технологиям, осведомленность широкого круга лиц в регионе.
Услуги в сфере расширения международных связей. При сотрудничестве высших учебных заведений с иностранными вузами происходит активное взаимодействие с:
1) иностранными студентами, приезжающих из зарубежных стран с целью получения образования или повышения его уровня;
2) иностранными специалистами, стажерами, аспирантами, прибывающими из зарубежных стран для получения последипломного образования или повышения квалификации;
3) иностранными преподавателями, направляющиеся для работы в учебные заведения из зарубежных стран. [5; с. 230–231]
В процессе этого взаимодействия происходит обмен научными знания и опытом организации учебно-методического и технического оснащения образовательного процесса.
Высшие учебные заведения совместно с иностранными университетами создают научно — исследовательские центры, на базе которых разрабатывают проекты. Для дальнейшего развития и доведения разработок до производственной стадии, на предприятия привлекаются иностранные инвестиции, что дает толчок для развития региона.
Услуги в социально — культурной сфере. Неотъемлемым фактом является то, что работодатель при принятии на работу сотрудника, принимает во внимание не только его профессиональные качества и навыки, но и духовное и творческое развитие, как личности.
Для духовно — культурного развития студентов, университету необходимо организовывать и проводить:
1. Культурно — массовые мероприятия;
2. Школы личностного роста и развития лидерских качеств;
3. Встречи с театральными и художественными деятелями и др.
Образование способствует культурному самоопределению личности. [6; с. 74] Человек образовывает себя в соответствии со своими потребностями и интересами, что должно продолжаться в течение всей жизни.
Духовно — нравственное развитие специалиста помогает реализовывать не только собственные интересы, но и интересы общества. Вузы должны не только прививать студенту профессиональные качества, но и развивать его, как личность способную к свободному, творческому труду. [7; с. 36]
Сотрудники способные к творческому труду и имеющие творческое и не стандартное мышление, могут принимать принципиально новые решения трудно разрешаемым задачам, находить выход из сложных, нестандартных ситуаций, которые могут привести к новым идеям и открытиям. Работодатели особенно ценят таких сотрудников.
Спрос на сотрудников создается работодателем, специалисты должны соответствовать всем критериям отбора, тем самым они должны активно развиваться в социально-духовном направлении.
Проанализируя вышеперечисленные услуги, можно сделать вывод о том, что высшие учебные заведения оказывают прямое и косвенное воздействие на развитие региона. Прямое влияние оказывается за счет подготовки высокоспециализированных кадров, что является основной задачей вузов, а также за счет прогрессивных инновационных разработок, которые необходимы для достижения устойчивого развития промышленности в регионе, и существенного развития исследовательской базы, которая напрямую должна быть ориентирована на потребности региона. Косвенное влияние оказывается за счет поддержки и создания международных отношений в регионе, популяризации научных исследований и образовательных программ, что ведет к повышению авторитета образования, а так же за счет развития целостной личности в социально — культурном направлении, что влияет на социальную структуру населения, увеличивая контингент с богатым творческим и духовным миром.
Для успешного развития региона по всем направлениям необходимо одновременное выполнение своих основных функций (услуг), а также построение системы динамичного взаимодействия «Вузы — Регион». Приоритетной задачей системы «Вуз — Регион» является активизация участия вузов в социально — экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию национальных исследовательских университетов, университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных центров. [8; с. 141–143]
Таким образом, мы видим, что высшее учебное заведение играет значительную роль в развитии региона, и следует уделять этому большое внимание. Если на вуз возлагаются такая большая ответственность, то периодически нужно проводить анализ системы высшего образования. Цель данного анализа заключается: выявление основных проблем в способности вузов отвечать задачам развития региона.
Литература:
1. Ковалевский В. П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса// Университет. управление: практика и анализ. 2003 г. № 2(25). С. 25–30.
2. Князев Е. А. Университетские комплексы и научно-образовательные услуги региональным сообществам// Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждения и предприятий социальной сферы: Тез. докл. II Всерос. науч. — практ. конф. Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2003 г. СПб., 2003. С.110–112.
3. Бука, Э. С. Роль учебно-научно-инновационных комплексов в активизации региональной инновационной деятельности / Э. С. Бука, С. М. Репях, В. Н. Невзоров, В. Н. Немич, И. Н. Павлов // Инновации. — № 1–2. — 2004. — С. 38.
4. Гантмахер, В. Е. Создание мощного университета — одна из приоритетных задач на пути инновационного развития региона / В. Е. Гантмахер // Инновации. — № 1–2. — 2005 г. — С. 44.
5. Л. П. Кураков, А. Г. Краснов, А. В. Назаров Экономика: инновационные подходы. М.: Гелиос, 1998 г. С. 230–231.
6. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарное образование и междисциплинарный подход. Перспективы// Вопр. образования. 1993 г. № 1. — С. 74.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990 г. — С. 36.
8. Влияние образовательных технологий на развитие регионов России: материалы 2 регион. межвуз. науч. — практ. конф.,28 мая 2002 г. — Междунар. акад. открытого образования [и др.]; [редкол.: Л. М Воропай (отв.ред.)] — Вологда: Легия, 2002. — С.141–143.
8.