Конституция Российской Федерации в статье 40 устанавливает право каждого на жилище [1, ст.40]. В целях обеспечения данного права 29 декабря 2004 года был издан Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Несмотря на то, что законом, в том числе и Гражданским кодексом, предусмотрено достаточно большое количество норм, регулирующих возможности граждан в сфере свободы заключения различных видов договоров об аренде, купле-продаже, найме жилых помещений, свободы выбора жилых помещений для проживания, не стоит забывать о том, что в нашей стране существуют категории граждан, которые в силу тех или иных объективных обстоятельств не имеют возможности обеспечить себя жилыми помещениями. К данным категориям относятся инвалиды, малообеспеченные граждане, ветераны боевых действий, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На защиту последних встал Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей» [3]. Помимо дополнительных гарантий права на образование, медицинское обеспечение, труд, устанавливаются также дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [3,ст.8].
Согласно закону Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и гражданам, ранее имевшим статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей [5]. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот также осуществляется в соответствии с законом Саратовской области «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» [6]. Из всего вышеперечисленного мы видим, что существует достаточно большая нормативная база, регулирующая вопрос предоставления жилья данной категории лиц, но, несмотря на это осуществление обеспечения жилыми помещениями проходит на недостаточном уровне.
Основной проблемой является недостаточная финансовая обеспеченность данного вопроса. В своем выступлении депутат фракции КПРФ А. В. Корниенко замечает, что в последние годы наблюдается тенденция роста очередей и уменьшения числа граждан, обеспеченных жилыми помещениями. По приведенной в данном выступлении статистике за 2016 год мы видим, что на начало года в очереди на жилье в России стояло 229 тыс. человек, на конец года- 247 тыс. человек, При этом за год жилыми помещениями было обеспечено всего 25 тысяч человек [7]. По мнению депутата сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует целый комплекс проблем, сложившихся в настоящий момент: непродуманность вопросов финансового обеспечения с возложением основного объема затратных полномочий на регионы, отсутствие четкого, единого для всей страны порядка учета детей-сирот, а также единых правил формирования и распределения жилищного фонда. Согласно пункту 2 Правил формирования списка детей-сирот список, сформированный органом местного самоуправления, не реже 1 раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации [4]. Однако про передачу данного списка на федеральный уровень ничего не говорится. В результате отсутствия единого списка детей-сирот, при смене места жительства последних они должны пройти определенную процедуру снятия с учета по одному месту жительства и постановки на новый учет. В результате чего происходят финансовые и временные затраты, всего этого можно избежать, создав единую базу учета детей-сирот. Аудитор счетной палаты Светлана Орлова в своем выступлении на Коллегии отметила, что по итогам проверки 2016 года Счетная палата отмечала крайне низкие темпы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Несмотря на многочисленные выступления по проблемам предоставления жилья детям-сиротам статистика имеет тенденцию к ухудшению, если в 2016 году право на жилье реализовали 21 % детей-сирот, то в 2017 году только 17 %. Основная причина этого факта — недостаточность денежных средств, выделяемых из бюджета. С 2015 по 2017 года федеральный бюджет выделял 6,9 млрд. руб. ежегодно, для предоставления жилья детям-сиротам. Иногда данная цифра увеличивается, однако незначительно. При этом по оценке Счетной палаты Российской Федерации субъектам необходимо более 140 млрд. рублей для решения проблемы [8].
Таким образом, увеличение потребности и недостаточная финансовая обеспеченность данного вопроса ведут к тому, что дети-сироты по много лет стоят в очереди без возможности получить жилое помещение, в результате чего, дети, окончившие учебные, воспитательные учреждения, отслужившие в армии, оказываются на улице.
Также проблемой является процедура получения жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Ни для кого не секрет, что зачастую обычным гражданам, не имеющим навыков в юриспруденции, особенно детям очень сложно разобраться в своих правах на основании норм закона. Ситуация осложняется тем, что хотя гражданин и знает, что он имеет право на получение жилого помещения от государства, существуют проблемы при реализации данного права.
Еще одной проблемой является низкое качество предоставляемого детям-сиротам жилья. Светлана Орлова также подчеркивает, что Контрольно-счетная палата Кировской области выделила на покупку 131 квартиры для детей сирот 30 млн. рублей, при этом стоит отметить, что квартиры были закуплены по ценам, превышающим рыночную стоимость жилья. Из выданных квартир 22 были признаны аварийными, а на сумму завышения можно было купить еще 47 квартир. Однако согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов РФ в установленном порядке обязаны осуществлять контроль за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений. Таким образом, мы видим, что урегулирование данного вопроса на уровне субъекта не способствует обеспечению прав детей сирот на предоставление жилых помещений.
Несмотря на всю совокупность проблем финансового обеспечения, нельзя сказать о том, что в случае достаточности денежных средств, выделяемых из бюджета, проблема предоставления жилья детям-сиротам будет полностью решена. Стоит помнить о проблемах организационного характера, которые заключаются, прежде всего, в отсутствии единого федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию государственной политики в сфере обеспечения жильем детей-сирот. В субъектах по вопросам реализации полномочий по обеспечению детей-сирот жильем занимаются различные органы.
Таким образом, можно сказать, что несмотря на то, что в каждом субъекте Российской Федерации имеется необходимая нормативная база, для регулирования вопроса предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, однако, учитывая, что положения этих законов разнятся, создается сложность в практичном применении данных норм.
Литература:
- Конституция Российской Федерации//СЗ РФ. 2014. № 31. Ст.4398.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 15.04.2019 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019 г.)// СПС КонсультантПюс
- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
- Постановление Правительства от 04 апреля 2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» // СПС КонсультантПлюс, URL: http://www.consultant.ru/document/conc_doc_LAW_322144/ (дата обращение:02.05.2019).
- Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 39-ЗСО (в ред. от 24 декабря 2018 г.) «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» // СПС КонсультантПлюс.
- Закон Саратовской области от 02 августа 2012 г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» // СПС КонсультантПлюс
- Корниенко А. В.// Проблема обеспечения жильем детей-сирот — наша общая проблема. — URL:http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/174297.html (дата обращения: 23.04.2019).
- Задача обеспечения жильем детей-сирот эффективно не решается. — URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/35701 (дата обращения: 24.04.2019).