Роль православных братств в борьбе за сохранение православных традиций на примере Раковского братства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.04.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кудин М. А. Роль православных братств в борьбе за сохранение православных традиций на примере Раковского братства // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/archive/255/58465/ (дата обращения: 22.05.2019).



«Российская империя, — как пишет священник Андрей Миронов, — до самого своего распада оставалась конфессионально пристрастным государством — официальным вероисповеданием являлось Православие, а главенствующей конфессией — Российская Православная Церковь. Лишь в начале XX ст. под влиянием революционных потрясений царское правительство сделало ряд уступок в вероисповедном вопросе» [1,с. 133].

После выхода Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. в западных регионах Российской империи начались массовые переходы людей из Православия в католичество.

За переход в латинскую веру активно агитировало католическое духовенство. С такой «миссионерской» целью 1 мая 1905 г. в сопровождении польских панов и кавалькады из 40 всадников в Раков прибыл католический митрополит — граф Георгий Шембек. Объявив людям о том, что католикам дана полная свобода, католический митрополит начал активную антиправославную проповедь, с которой объездил Минскую губернию в сопровождении конной охраны. Поездки митрополита вызвали большой подъём в среде католического населения, и многие православные решались перейти [1, с. 136].

Проповедь митрополита повлияла и на Раковского ксендза Владислава Миржвицкого. Он объявил, что предаст проклятию и отлучит от костёла тех, кто посещают православные храмы и церковноприходские школы. Были пущены слухи, что царь Николай II с его наследниками стали католиками. В Ракове началось жестокое противостояние верующих разных исповеданий.

Андрей Миронов в своём исследовании пишет: «Раковские православные крестьяне жаловались местному священнику Константину Околовичу на варварские поступки своих соседей-католиков» [1, с. 142].

Для устранения опасности, угрожающей Православию со стороны латинства, а также для защиты православных христиан на православных приходах начали создаваться братства, целью которых стало скрепление союза православных, поддержание церквей и дела благотворения. Кроме того, в задачи братств входило устранение всего того, что со стороны врагов Православия и русской самоидентификации белорусского народа может пагубно действовать на нравственность крестьян, на их хозяйственный или материальный быт [1, с. 146].

Именно таким сообществом, которое стало на защиту Православия в столь сложное время, было Раковское братство во имя Раковской иконы Божией Матери, созданное протоиереем Константином Околовичем в 1905 г. на приходе Спасо-Преображенкой церкви. В связи с агрессивными настроениями в среде католических верующих и духовенства, православное братство Спасо-Преображенского прихода возложило на себя обязанность всеми возможными с его стороны мерами содействовать распространению в крестьянском населении грамотности на религиозно-нравственных началах, развитию в среде его хозяйственного благосостояния, искоренению пьянства и возвышению нравственности. Необходимость распространения грамотности среди населения была обусловлена также тем, что главным средством окатоличивания и полонизации белорусов, кроме смешанных браков, служили тайные польские школы [1, с.176].

Братству необходимо было стать крупной материальной силой, которая бы обеспечивала наличие достаточных средств как для осуществления его задач. Был разработан устав братства, по которому церковное просвещение было главной целю, и выражалось в таких задачах: а) содействие распространению и утверждению спасительных истин православной веры и правил христианской нравственности в приходе; б) забота об ограждении православного населения прихода от вредных влияний, как со стороны сектантских лжеучений, так и со стороны инославных вероисповеданий и народных суеверий [2].Устав братства был утверждён епархиальным начальством [3].

На общем собрании члены братства приняли решение послать письмо обер-прокурору Святейшего Синода, чтобы сообщить о тех печальных переменах, которые произошли в жизни Раковского прихода после обнародования указа 17 апреля. В конце письма братчики просили «принять меры к обузданию произвола католиков [4].

На втором братском собрании 16 августа 1905 г.иер. К. Околович вновь призвал к активной деятельности в деле защиты православной веры. Он предложил предпринять целый ряд мер: завести в церкви общенародное пение; организовать православно-религиозные чтения в школах с общенародным пением на них религиозно-патриотических песен; торжественно обставлять крестные ходы; заботиться о благоукрашении приходского храма; выписывать и раздавать крестьянам антикатолические листки и брошюры, на что расходовать большую часть членских взносов и делать два раза в год сборы в церковь; выявлять и уведомлять власти о тайных польских школах, где «обрабатывают» детей против Православия и всего русского; открыть при церкви склад книг, икон православного письма, крестиков и продавать их по номинальной цене, чтобы отучить народ покупать всё это на базарах у литвинов-католиков и украсить свои дома православными иконами; фиксировать случаи насилия католиков над православными и сообщать об этом совету братства; уговаривать лиц, перешедших в католичество, возвратиться в лоно Матери-Церкви и т. д.

Весной 1907 г. Раковское братство оказало помощь 45-летней крестьянке Марии Счастной, оставшейся после смерти мужа с малолетними детьми. Мария намеревалась продолжить службу в имении, однако управляющий под угрозой лишения её места принудил Счастную перейти в католичество. Вынужденно поменяв вероисповедание, женщина хотела во что бы то ни стало оставить детей в православии. Но, несмотря на её желание, помещик и управляющий настоятельно требовали обращения в католичество и детей, угрожая в противном случае лишить женщину службы. Узнав об этом, совет братства выдал вдове единовременное денежное пособие из братских сумм, и подыскал подходящую работу «у русских людей».

В мае 1907 г. на заседании братства обсуждалась проблема униатских икон и книг, которые прихожане хранили в своих домах. о. Константин вынужден был констатировать, что народ хранит иконы таких святых, как, например, гонителя Православия Иосафата Кунцевича. В связи с этим он призвал членов братства поддержать широкое распространение полезных, душеспасительных книг и создать возможность приобретать по низкой цене молитвословы, книжки и брошюры религиозно-православного содержания, а также иконы святых. Для этой цели решили установить в притворе церкви книжный шкаф, приобрести полезные издания, иконы, крестики и др. [1, с. 182].

8 августа 1908 г. собрание Раковского братства решило присоединиться в виде отдела к Минскому народному братству Святого Животворящего Креста Господня, но с тем условием, чтобы Раковское «братство действовало и жило своим уставом, а также, чтобы денежные суммы Раковского братства оставались бы на месте в полном распоряжении наличного состава братства» [4].

В 1909 г. Раковское братство обращалось с письмами к государю и в Святейший Синод, в которых выражало протест по поводу принятия Думой постановления о свободном переходе из Православия в иную веру.

Конечно, деятельность братства не могла быть эффективной без поддержки состоятельных людей. И такую поддержку ему оказывала супруга генерал-лейтенанта С. Н. Мезенцова Елизавета Викторовна. Благодаря её стараниям в братство вступило «много интеллигентных лиц» из Петербурга и Москвы, которые внесли значительные пожертвования. Елизавета Викторовна также опекала Раковскою женскую церковно-приходскую школу [4].

Председатель братства — священник Константин Околович — активно отстаивал позиции Православия. В 1910 г. он издал несколько десятков брошюр антикатолического содержания. Конечно, при отце Константине деятельность братства не ограничивалась вышеприведёнными сюжетами, она была гораздо шире и принесла немало пользы непосредственно Спасо-Преображенскому приходу, заметно подняв религиозные настроения в среде прихожан [4].

В 1908 г. в свет вышел составленный отцом Константином православный народный молитвослов, состоявший из молитв на разные случаи жизни, краткого катехизиса и духовных песен [1, с. 187].

Можно сказать, что на 1910 г. пришёлся пик деятельности Раковского братства. А в июне 1912 г. при братстве было учреждено общество трезвости, собравшее страдающих алкоголизмом [4].

Таким образом, созданное протоиереем Константином Околовичем братство во имя Раковской иконы Божией Матери стало православным духовным центром местечка Раков, а его издательская и просветительская деятельность способствовала не только консолидации православных христиан Ракова и укрепления их в вере, но и активизации борьбы с католической экспансией в годы революционной смуты 1905–1907 гг.

Литература:

  1. Миронов, Андрей, священник. Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» / Андрей Миронов, священник. — Минск: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске, Минской епархии Белорусской Православной Церкви. — 2015.– 331 с.
  2. Гресь, С. М., Гринкевич, Н. С. Православные храмы в Воложине и Ракове (историческая ретроспектива) / С. М. Гресь., Н. С. Гринкевич // Гуманитарные научные исследования. — Март 2014. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/03/5995. — Дата доступа: 12.11.2015.
  3. Кривонос, Фёдор, священник. Спасо-Преображенский приход в Ракове / Фёдор Кривонос, священник // Минские епархиальные ведомости.– 2003. — № 4. — 60 с.
  4. Архив Раковской Спасо-Преображенской церкви Воложинского благочиния Минской епархии. Церковная летопись 1836–1987 гг. Братская книга 1905–1914 гг.
Основные термины (генерируются автоматически): братство, икона, Православие, член братства, деятельность братства, православная вера, Спасо-Преображенский приход, Святейший Синод, Российская империя.


Похожие статьи

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви...

Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церковных братств и Православного Миссионерского Общества

Библиографическое описание: Секирин А. А. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в...

Православные верующие в России перед Октябрьской революцией

Зеньковский С. Трагедия русского православия.

Кашеваров А.И. Церковь и власть. Русская православная церковь в первые годы советской власти 1917-1923.

Русская Православная Церковь, Россия, современная Россия, государство, церковь, Святейший Патриарх...

Негативные процессы церковно-приходской жизни постсоветского...

Российская Православная Церковь исповедует, что в условиях Второй Мировой войны Поместная Российская Церковь не могла каким бы то ни было образом содействовать победе иудео-масонского лагеря, в том числе путем уклонения от борьбы и сохранения состояния...

Священнослужители и прихожане: контакты и противоречия

Социальная деятельность Русской православной церкви... На епархиальном и приходском уровне реализуется множество социальных

Сахалин, священник, Камчатская епархия, остров, отец, Русская Православная Церковь, приход, половина XIX столетия, островная.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Православие — невидимый стержень, без которого русский народ рассыпется и исчезнет, как человеческая пыль».

Об этом свидетельствуют многочисленные жития святых. Основой воспитания и в монастырях и в школах Северо-Восточной Руси осталась православная вера.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства...

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков.

Региональный опыт помощи православных организаций...

Движимая этими законами испокон веков Русская Православная Церковь принимает

На современном этапе развития Российского государства и церкви также известно большое

Значительное внимание в деятельности Русской Православной церкви уделяется помощи...

Бывший Епископ Диомид и его раскольническая деятельность...

Единство Церкви скреплено святыми канонами, догматическими определениями и правилами Святых Вселенских Соборов и Святых Отцов, оно питается евхаристическим общением всех членов Церкви находящихся в лоне канонического Вселенского православия.

Исследование социального служения Русской Православной...

Зубанова С. Г. Социальное служение русского Православия в XIX веке (историографический обзор).

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви... миссионерское служение, миссионерская деятельность, Православная Церковь, распространение...

Похожие статьи

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви...

Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церковных братств и Православного Миссионерского Общества

Библиографическое описание: Секирин А. А. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в...

Православные верующие в России перед Октябрьской революцией

Зеньковский С. Трагедия русского православия.

Кашеваров А.И. Церковь и власть. Русская православная церковь в первые годы советской власти 1917-1923.

Русская Православная Церковь, Россия, современная Россия, государство, церковь, Святейший Патриарх...

Негативные процессы церковно-приходской жизни постсоветского...

Российская Православная Церковь исповедует, что в условиях Второй Мировой войны Поместная Российская Церковь не могла каким бы то ни было образом содействовать победе иудео-масонского лагеря, в том числе путем уклонения от борьбы и сохранения состояния...

Священнослужители и прихожане: контакты и противоречия

Социальная деятельность Русской православной церкви... На епархиальном и приходском уровне реализуется множество социальных

Сахалин, священник, Камчатская епархия, остров, отец, Русская Православная Церковь, приход, половина XIX столетия, островная.

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

Православие — невидимый стержень, без которого русский народ рассыпется и исчезнет, как человеческая пыль».

Об этом свидетельствуют многочисленные жития святых. Основой воспитания и в монастырях и в школах Северо-Восточной Руси осталась православная вера.

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства...

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков.

Региональный опыт помощи православных организаций...

Движимая этими законами испокон веков Русская Православная Церковь принимает

На современном этапе развития Российского государства и церкви также известно большое

Значительное внимание в деятельности Русской Православной церкви уделяется помощи...

Бывший Епископ Диомид и его раскольническая деятельность...

Единство Церкви скреплено святыми канонами, догматическими определениями и правилами Святых Вселенских Соборов и Святых Отцов, оно питается евхаристическим общением всех членов Церкви находящихся в лоне канонического Вселенского православия.

Исследование социального служения Русской Православной...

Зубанова С. Г. Социальное служение русского Православия в XIX веке (историографический обзор).

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви... миссионерское служение, миссионерская деятельность, Православная Церковь, распространение...

Задать вопрос