Бывший Епископ Диомид и его раскольническая деятельность в оценках деятелей "альтернативного православия" | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Религиоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Бочков, П. В. Бывший Епископ Диомид и его раскольническая деятельность в оценках деятелей "альтернативного православия" / П. В. Бочков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 6 (6). — С. 125-132. — URL: https://moluch.ru/archive/6/418/ (дата обращения: 01.05.2024).

Новый «успех» раскольнического сознания - бывший епископ Диомид

 

 

           В последнее время проблемы крайней ортодоксии, «зилотства», во многих авторитарных приходах стала весьма остро, особенно после того, как заявил о себе бывший епископ Диомид (Дзюбан), шагнувший на путь конфронтации со священноначалием и собравший под свои знамена именно «ревнителей». Ревнителей, оппозиционно настроенных к каноническому священноначалию, обвиняющих его в политическом коллабарционизме, сращивании иерархии и власти, отступления от чистоты вероучения, принятии ИНН, как предтечи антихриста, попытками принятия нового григорианского стиля в богослужении и т.д.

            После падения советской политической системы, провозглашении независимости рядом государств бывшего Советского Союза, подписания Беловежских соглашений, децентрализация власти явились волной, смывающей на своем пути все, до того существующие системы. Являясь централизованной религиозной организацией, с пирамидальной внутренней иерархической структурой, Русская Православная Церковь Московского Патриархата устояла против этой волны, хотя и пришлось для стабилизации проститься с некоторыми оппозиционными клириками, обнажившими, впоследствии свою сущность присоединением, к различного рода, схизматическим и раскольническим группировкам. Проблемы внутреннего единства Церкви всегда волновали думающих пастырей, архиереев, богословов, сознательных и воцерковленных мирян. Таковые всегда были в меньшинстве от числа номинально верующих и крещеных в православной Церкви, но именно это меньшинство и является солью земли, осаливающей прочих. Единство Церкви скреплено святыми канонами, догматическими определениями и правилами Святых Вселенских Соборов и Святых Отцов, оно питается евхаристическим общением всех членов Церкви находящихся  в лоне канонического Вселенского православия. Реальным общением с Главой Церкви и Ее Предвечным Женихом Господом нашим Иисусом Христом, вкушая Тело и Кровь Которого христиане сливаются в мистическое тело Христово – Церковь. Бережно хранящие единство Церкви всегда находятся на страже Святых канонов, оберегают ими Церковь для назидания, воспитания, духовного водительства ее членов, твердо идущих по пути своего спасения.

  В годы потрясений, Церковь не только сохранила себя как институцию, но и выросла в несколько десятков раз; стали тысячами открываться приходы и к ним стали рукополагать достойных кандидатов в священный сан, возобновили свою работу Духовные семинарии и академии, воскресные и церковно-приходские школы. Но стремительный рост Церкви поставил перед ней и ряд новых проблем, и в частности, малообразованность и нежелание получить минимальное богословское образование новорукоположенных священников. Эта небольшая, но имеющая толпы последователей группа священнослужителей была воспитана в условиях отсутствия авторитетных образованных и опытных пастырей, учились не по учебникам одобренным к изучению Учебным Комитетом Русской Православной Церкви, а по богослужебным книгам, брошюрам религиозно-нравственного содержания, житиям различных старцев и монахов, зачастую написанных экзальтированным псевдоцерковным языком, пропагандирующие «слащавое бабье благочестие» обнажающее  полное отсутствие интеллектуального богословского осмысления наследия Предания Церкви. Отсутствие грамотного богословского воспитания в будущем пастыре систем ценностей, подлинного духовного водительства приводят к катастрофам в церковно-прходской жизни, когда эти пастыри, получив священный сан из рук архиерея, тут же усваивают себе авторитарное право судить и рядить не только о предметах веры и церковной жизни но и манипулируют и  безапелляционно властвуют над пасомыми. Анализируя данные обстоятельства современной церковной жизни, протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Именно этот сплав есть тот тупик, в который зашло историческое Православие. Это, во-первых, какое-то «бабье» благочестие, пропитанное «умилением» и «суеверием» и потому абсолютно непромокаемое никакой культуре… Это «благочестие» и есть то, что вернуло христианству «языческое» измерение, растворило в религиозной чувственности. Оно и Христа мерит собою, делает Его — символом самого себя... Это, во-вторых, гностический уклон самой веры, начавшийся уже у Отцов (приращение эллинизма) и расцветший в позднем богословии (западный интеллектуализм). Это, в-третьих, в этом благочестии и этом богословии укорененный дуализм, заменивший в церковном подходе к миру изначальный эсхатологизм. Это, в-четвертых, сдача Православия — национализму в его худшей языческой (кровной) и якобинской (государственно-авторитарной негативной) сущности. Этот сплав и выдается за «чистое Православие», и всякое отступление от него или хотя бы попытка в нем разобраться обличаются немедленно как «ересь»[1].  Блаженной памяти Патриарх Московский и всея Руси Алексий II о недостаточном образовании клириков говорил прямо; «…следует уделять решению этой проблемы первостепенное значение… Мы иногда рукополагаем священнослужителей, уже прошедших практику диаконского служения, во пресвитеры после сдачи экзамена Епархиальному совету, но требуем, чтобы они поступили на заочный сектор Духовной семинарии. Кроме того, крайне необходимо всячески поощрять стремление клириков повышать свой образовательный уровень»[2] В последней данные пастыри весьма любят обличать и своих сослужителей, особенно имеющих образование в рамках семинарского и академического курса. В среде таковых бытует мнение – поговорка; «Из семинарии выходят атеисты а из академий - еретики», осуждают саму возможность учится в духовных школах, где, по их мнению не учат благочестию и ведут не ко спасению а в погибель. «От психологии сектантства не защищен и православный мирянин, и православный монах, и православный священник»[3] - пишет профессор Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев. Ложное пастырство (псевдостарчество) всегда заканчивается сектантством. Хотя единого и четкого определения секты на сегодняшний день не существует, с этим понятием связывается определенная однобокость и узость кругозора.  Данное состояние ущербно для духовной жизни не только носителя псевдоправославных идей и воззрений, но заразно для всех тех, кто сталкивается на своем пути с их распространителями и апологетами. Зачастую оно характеризуется подавлением свободной, дарованной Богом воли, запретами «по благословению», притензиями на духовное водительство, имущество, устроение личной жизни, решении вопросов «разрешить/неразрешить – благословить/неблагословить» получение образования, апокалиптические псевдоэсхатологические запугивания (пришествие антихриста, конец света, ИНН), реклама псевдострческих трудов и советов («Духовные беседы и наставления старца Антония», «Отрок Вячеслав», «Богговорит избранникам Своим»), пропаганда культа подобных старцев «блаженный» Алексей Федорович (он же Рафаил Горевич) и конечн, непомерные духовные «подвиги», посты, молитвенные правила неизвестные Богослужебному Уставу Церкви и т.д. Все это называется очень емким словом «прелесть».

Святейший Патриарх Алексий II подчеркивает: «Священник — это предстоятель собрания христиан, народа Божия, совершающего вместе с ним служение, поэтому он должен жить нуждами этого собрания, молитвенно сопереживая всем чаяниям и скорбям тех, за кого он предстательствует перед Создателем. Вместе с тем всегда следует помнить, что священство — дар, полученный человеком от Христа через Его Церковь, поэтому и цель священнического служения не усиление собственного авторитета, а устроение Церкви Божией. Церкви как духовному организму чуждо стремление к нивелированию всех особенностей характера и личностных черт своих членов. Об этом следует помнить, осуществляя духовное окормление верующих. В вопросах духовнической практики недопустимо выставлять свое мнение как единственно верное. Всегда нужно помнить, что в вопросах, не затрагивающих напрямую догматы веры либо нравственные принципы христианства, многообразие мнений и подходов не только допустимо, но даже предполагается самим строем церковной жизни, где дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (Кор. 12:4–6). Духовник должен научить свое чадо быть свободным, иметь ясные представления о духовной жизни, отвечать за свой нравственный выбор. Опытные, умудренные жизнью священнослужители, как правило, руководствуются в исполнении своего духовнического служения установившейся традицией, более молодые иногда считают себя вправе поступать по своему произволу. Этот вопрос встал настолько остро, что еще в 2001 году Священный Синод принял постановление по вопросам духовничества. Но и сейчас еще часто приходится получать сообщения о превышении некоторыми священниками, в основном молодыми, своей власти. Особенно это касается вопросов выбора жизненного пути человека, принятия монашеского чина либо выбора спутника жизни.

Особое внимание и осторожность следует проявлять по отношению к лицам малоцерковным, ведущим активную деловую или общественную работу. Стремясь к воцерковлению этих людей и их труда, следует помнить о нелицеприятном суде Божием и потому избегать какого бы то ни было потакания греховным страстям и привычкам.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе взаимоотношений духовенства с представителями предпринимательского сообщества. В большинстве своем люди, составляющие данную общественную группу, образованны, социально активны и, обретя веру, стремятся к деятельному участию в жизни Церкви. К сожалению, в большинстве случаев желание предпринимателя помочь делу церковного строительства реализуется почти исключительно в форме оказания материальной помощи храму. Конечно, священник в таких случаях благодарен благотворителю за эту помощь, что вполне естественно. Однако, думается, участие представителей бизнес-сообщества в жизни храмов и монастырей может быть гораздо более разнообразным, в первую очередь опыт и возможности православных предпринимателей могут быть использованы на поприще социального служения Церкви. Непременным условием таких взаимоотношений должно быть полное доверие с обеих сторон. Необходимо четко определять цели каждого конкретного социального проекта, пути их достижения и всегда быть готовыми предоставить отчет о целевом использовании выделенных средств. Существует множество возможностей для включения человека в активную приходскую жизнь, если у священнослужителей хватает духовной мудрости для организации служения своих добровольных помощников. Вместе с тем следует помнить, что для достойного выполнения пастырского служения, раскрытия благодатных дарований, приобретенных в Таинстве Священства, нужно немало потрудиться над собой. Иногда же приходится видеть пастырей, полагающих, что наличие духовного сана автоматически, без каких-либо внутренних усилий сообщает мудрость в руководстве людьми»[4].

За всеми словами, полными пафоса по поводу защиты истинной веры и благочестия, осуждения священноначалия и критики церковных властей, стоит бунт против иерархии, епископата. Священноначалие искренне терпеливо ждет вразумления таких клириков и мирян. «Решения Соборов, священного Синода, выступления Предстоятеля Церкви по церковным вопросам – это официальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром для клириков, состоящих в ее юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере, обязаны воздерживаться от публичного оглашения их».[5] Забываясь в своей исступленной критике данные клирики отрицают значимость и богоустановленность церковной иерархии, что в конечном счете приходит к разрыву с ней а рвно и с каноническим правом, к гибельному для души состоянию. Эта болезненная ревность и есть первый признак духовной несвободы, погружение в состояние псевдодуховной страстной зависимости. Малограмотные и богословски несостоятельные клирики, зачастую еще переживающие период духовной незрелости и неофитства, в большинстве своем находятся в отдаленных от столицы и епархиальных центров приходах, совершая свое служения в условиях периферии огромной страны. Но и от туда доносится их голос резко критикующий священноначалие, повелительно советующий по всем вопросам церковно-общественной жизни, при чем в последнее время все отчетливее в этом голосе слышатся нотки ненависти и прямого ориентира на раскол. Весьма трагично, что в прошедший 2008 год некоторые из таковых клириков обрели себе поддержку в лице бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбан)[6] Именно раскольническая психология и самосознания, замешанные на псевдо православной духовности и ревности не по разуму подвигли бывшего архиерея на окончательное отделение от Церкви – Матери, некогда родившей его в купели крещения и возведшей на высокую архиерейскую кафедру.

Конфликт назревал постепенно, сначала 22.02.07 он издал обращение за подписью всех клириков вверенной ему епархии содержащее критику руководства Московского Патриархата за "отступления от чистоты православного вероучения", которое положило начало движению "диомидовцев" внутри РПЦ. Стихийное движение, охватившее значительную часть епархий, объединяя консервативно настроенных мирян с ярко выраженными раскольническими симпатиями. Вслед за первым обращением последовало еще несколько подобных документов, в следствии чего число сторонников еп.Диомида стремительно росло. В итоге, по решению Архиерейского собора епископ Диомид 27 июня 2008 года был отстранен от управления епархией и запрещен в служении (а впоследствии и извержен из сана). Сам епископ Диомид этих решений не признал и 17 июля 2008 выпустил обращение, в котором анафемствовал партиарха Алексия II и ряд иерархов, считая, что порвал общение с управляющими РПЦ, но не с самой Церковью, являясь внутренней оппозицией. Также за еп. Диомидом перестали поминать патриарха и некоторые клирики (большей частью из его епархии, но также и некоторые в других областях России). Характерно то, что значительное число клириков вошедших по «омофор» бывшего епископа сами либо находятся под прещением от своих архиереев, либо состоят за штатом тех епархий, в которых некогда служили, но по причинам дисциплинарного и канонического характера были почислены за штат, либо запрещены в священнослужении.[7] Внутри Чукотской епархии началась борьба за храмы между бывшим еп.Диомидом и новоназначенным управляющим архиепископом Хабаровским Марком, вскоре за еп. Диомидом остался только один приход на мысе Шмидта. 25 октября 2008 года бывший епископ Диомид объявил, что возрождает Святейший Правительствующий Синод (согласно указу Петра I), предает анафеме "ереси имяборчества (т.е. становится на жесткие позиции имяславия) , цареборчества и экуменизма" и призвал своих сторонников не ходит в храмы РПЦ, как не имеющие действительных таинств, организовывать собственные общины, а также рукоположил новых епископов, таким образом, закончив формирование новой «церковной структуры». Своим Определением №1 от 26 октября 2008 года бывший епископ Диомид объявил о создании РПЦ-СПС, и утвердил Председателем СПС «епископа» Фефила, сам же Диомид стал Заместителем Председателя. Диомид единолично «рукоположил» своего родного брата Феофила (Дзюбан) [8], с титулом «епископа» Богородского, а затем некоего Корнилия с титулом «епископа» Тверского. Кроме трех «епископов» в состав РПЦ-СПС входит предположительно около 20-30 священников и неизвестное число общин мирян. На отделение от РПЦ пошло достаточно малое число бывших сторонников епископа Диомида.[9] При чем некоторые пошли еще дальше пошли в своих намерениях отмеживатся от канонического священноначалия.[10] Естественно, что собственно храмов и церквей у бывшего епископа так же нет, и его сторонники совершают свои богослужения на частных квартирах.[11]

Диомидовский раскол не остался незамеченным в среде прочих раскольников, некоторые из которых действия бывшего епископа Диомида полностью поддержали за «благородный и достойный православного епископа поступок»[12], осудили деяния канонического священноначалия[13]  выразили желание пойти на сближение с извергнутым из сана архиереем.[14]

Почти все юрисдикции, отколовшиеся от некогда единой РПЦЗ за последние два десятилетия, и действующие на канонической территории РПЦ положительно восприняли действия бывшего архиерея.

Так в частности пишет преемник запрещенного в священнослужении архиепископа РПЦЗ  Лазаря (Журбенко) глава т.н. «Русской Истинно-Православной Церкви» «архиепископ» Омский и Сибирский Тихон (Пасечник): «С 24 по 29 июня 2008 года в Москве прошел Собор архиереев Московской патриархии, который в очередной раз подтвердил отпадение МП от чистоты Истинного Православия. …. Собор не только подтвердил верность прежнему апостасийному курсу МП, но подверг осуждению и прещениям тех православных пастырей, которые в преддверии Собора пытались привлечь внимание своих архиереев и паствы к злободневным церковным проблемам, и открыто выражали свои православные взгляды на непрекращающиеся в МП отступления от истинного Православия. … Так называемая «Богословско-каноническая комиссия», на основе выводов которой Собор МП принял решения об осуждении противников ереси экуменизма, продемонстрировала полную богословско-каноническую несостоятельность и неправославность своего священноначалия. … Тот факт, что “увещательное письмо” одному из противников экуменизма в МП, епископу Диомиду, было поручено написать и послать от имени Собора еп. Илариону (Алфееву), наиболее яркому в МП либералу и экуменисту, подтверждает, что либерально-экуменическая партия в Московской патриархии победила окончательно»  [15]

          Представители создателя «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» анафематствованного «украинского патриарха» Филарета (Денисенко), так же не удержались от обличительных, в отношении канонического священноначалия  комментариев; «В отношении епископа Диомида, как ранее в отношении митрополита Филарета, была грубо нарушена процедура суда – как такового, суда не было вовсе, что превратило соборное заседание в судилище с заранее известным приговором. Это в очередной раз засвидетельствовало низкую каноническую культуру руководства РПЦ МП»[16] «Епископ Диомид и впрямь может оказаться «ничьим проектом». Человеком по- своему честным, – какой высказал главную мысль и нашел поддержку»[17]

         Знаменитый «непримиримый оппонент Московской Патриархии…Пастырь, которого волнуют проблемы современного Православия, церковный реформатор и один из основателей Апостольской Православной Церкви»[18] «протопресвитер» Глеб Якунин так же был глубоко возмущен решением Архиерейского Собора от 27.06.2008 г.; «Что же касается процедуры и того, что с ним проделали в плане запрещения в служении и извержения из сана, то это, конечно, полное безобразие! Мне представляется, что это подавляющее большинство Собора слишком легкомысленно так легко расправилось с епископом Диомидом»[19]А так же пророчил сближение с прочими раскольниками ; «Я сейчас лично слышал в Вашингтоне от одного активного противника объединения РПЦЗ с РПЦ МП: "Дай Бог, чтобы Московская патриархия его выгнала или отлучила от Церкви. Нам необходим такой харизматический лидер! В патриархии недооценили его харизматичность, а мы бы с ним объединились". Епископ Диомид действительно будет иметь огромную поддержку среди ультраконсерваторов в Америке и вообще за границей»[20] «Еп. Диомид проповедует вероучение митр. Иоанна (Снычева – о. Павел Бочков), которое разделяет большинство священноначалия РПЦ. Очевидно, по этой причине чукотскому мятежнику не были предъявлены какие-либо доктринальные обвинения, а прещения, которым он был подвергнут без суда и следствия, в небывалом "условно-заочном" порядке, – были мотивированы только дисциплинарными нарушениями, якобы имевшими место с его стороны. Но Диомид, в отличие от митр. Иоанна и руководства патриархии, – убежденный антисергианец, противник "духовного соглашательства (неосергианства), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе"»[21]

         Лишь в немногих небольших юрисдикциях, видимо подталкиваемые стремлением к изоляционизму и подозрениями воспиняли ситуацию с бывшим епископом Диомидом настороженно. Так оценил ее известный деятель «Истинного Православия» в России «митрополит» Сергий (Саркисов); «Мне, меньшему из православных епископов, ибо не стяжал ещё огненной ревности и кристалльной чистоты, представляется, что владыка Диомид – популист в духе Ельцина. И как последний разрушил СССР, так и владыка Диомид, буде не остановлен, разрушит РПЦ. … Епископ Диомид озвучил болевые точки нынешнего православного народа. Все считали, что он – возглавитель народных волнений. Но после того как он не явился на Архиерейский Собор, не кажется ли вам, что епископа Диомида просто понесла эта народная волна, чему он уже и сам не рад»[22]

         Во время работы Архиерейского Собора  (24-29.06.2008) небольшая маргинальная группа из их числа 24 июня устроила пикет у Храма Христа Спасителя «Они пели молитвы, обходили храм крестным ходом и скандировали: «Поместный собор!»[23], «Помимо этого они держали в руках плакаты с резкими выпадами против священноначалия, требованиями оправдать Диомида и покаяться в «своих грехах». Помимо хоругвей, икон, имперских стягов и портретов епископа диомидовцы несли плакаты: «Архиереи, не служите мамоне!», «В русском синоде еретикам не место!» и «Гундяевцы – иуды и еретики!» (по всей видимости, имелся в виду глава Отдела внешних церковных связей патриархии митрополит Кирилл (Гундяев), назвавший демарш Диомида провокацией). Кроме того, из речей «ходоков» следовало, что они явно озабочены введением индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН), которые, по их убеждению, суть не что иное, как печати сатаны, о коих сказано в Апокалипсисе. Впрочем, других «богомерзких» изобретений диомидовцы не чуждаются: послания мятежного епископа распространялись посредством Интернета, а свои действия борцы за истинное православие координировали при помощи мобильной связи.
          Сделав «почетный круг», диомидовцы разделились: около трех десятков старушек в платочках и бородатых мужчин с пением и молитвами встали пикетом у зала церковных соборов, а остальные продолжали курсировать вокруг храма Христа Спасителя к вящей радости иностранных туристов»[24].  По свидетельству СМИ тогда же произошло столкновение с между сторонниками Диомида и представителями молодежного движения «Наши».

          Подобная акция повторилась и в дни работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего нового  XVI Патриарха – митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), 25.01.2009 сторонники бывшего епископа Диомида в количестве около 30 человек пытались прорваться в нижний придел Храма Христа Спасителя, дабы своим поведением сорвать ход Соборного избрания главы Русской Церкви. «Однако сотрудники милиции объяснили им, что в дни работы собора вокруг храма действуют повышенные меры безопасности и для прохода в него необходимы специальные приглашения. Подошедшие вступили в длительную перепалку с милиционерами, после которой были вынуждены удалиться»[25]

Неслучайно новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в своем слове после интронизации отметил; « Патриарх – хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского – дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха - не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь», – эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни»[26]

            Несмотря на раскольническую деятельность порожденную раскольническим сознанием священноначалие никогда не закрывает двери Церкви для кающихся грешников. Видимо последователи бывшего епископа еще будут периодически проявлять себя, пытаясь внести дестабилизацию в церковную жизнь и внести смущение в клир и собрание мирян. Однако Церковь, водимая Духом Святым и освященным Соборным разумом сумеет отразить эти выпады в любви и терпении призовет снова к покаянию отпавших. Но хватит ли терпения и любви у ревнителей увидеть протянутую к ним руку Церкви, покажет время.

 

12.02.09.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Шмеман А., прот. Дневники. 1973 — 1983. / Сост., подгот. Текста У. С. Шмеман, Н. А. Струве, Е. Ю. Дорман; предисл. С. А. Шмеман; примеч. Е. Ю. Дорман. — М.: Русский путь, 2005. С. 109.

 

              [2]  Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2000 года— М., 2001. — С. 26.

 

 

             [3]  Кураев Андрей, диакон. Искушение, которое приходит «справа». – Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2005. – С.3.

 

           [4] Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово к участникам очередного заседания Епархиального собрания города Москвы от 21 декабря 2005 года // Журнал Московской Патриархии — М., 2006. — № 1. С. 30–31.

 

           [5] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., С.15.   

      

           [6] Диомид (Дзюбан Сергей Иванович; род. 24.06.1961, г. Кадиевка, совр. г. Стаханов Луганской обл., Украина), еп. Анадырский и Чукотский. Из семьи рабочего. В 1978 г. Окончил среднюю школу. В 1978-1983 гг. учился в Харьковском ин-те радиоэлектроники, по окончании которого работал инжинером-конструктором Харьковского конструкторско-технологического бюро. В 1986 т. Поступил в 2-й класс Московской ДС. 3 июля 1987 г. В Троице Сергиевой лавре пострижен в монашество наместником монастыря архим. Алексием (Кутеповым, ныне архиепископ). 18 июля 1987 г. Рукоположен во диакона, 1 сент. 1991 г. – во иерея. В 1989 г. Поступил в МДА, которую окончил в 1993 г.

             В 1999-2000 гг. – настоятель церкви в г. Елизово на Камчатке. 28.08.1993 г. Возведен в сан игумена, 21.07.2000 – в сан архимандрита. 10.08.2000 г. Рукоположен в сан епископа новоучрежденной Анадырской и Чукотской епархии. – Подробнее см. Православная энциклопедия. Т.15. М.,2007.С. 240.

 

      [7]  Таковыми к примеру являются заштатный клирик Красноярской епархии иеромонах Иоанн (Костюченко), извергнутый из сана игумен Илья (Емпулев), извергнутые из сана протоиерей Василий Байдаченко, протоиерей Владимир Мордвов, иеромонах Спиридон (Бахарев), иерей Александр Белый (бывший клирик Архангельской епархии), иерей Василий Мезенцев. – Подробнее см. Определение Освященного Архиерейского Собора о деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского от 27.06.2008 г. // Журнал Московской Патриархии. 2008  №8. С20-22., Определение Священного Синода от 28.06.2008 г. // Там же. С.29., Определение Священного Синода от 6.10.2008 г. // Журнал Московской Патриархии. 2008  №11. С.27.

 

      [8]  «…ни один епископ Московского Патриархата и ни один епископ из осколков РПЦЗ, открыто отвергая господствующие ереси, официально не поддержал Преосвященного епископа Диомида в его борьбе за чистоту Православной веры. Посему Преосвященным епископом Диомидом, вследствие складывающихся обстоятельств, была вынужденно совершена первоначальная единоличная хиротония во епископа Богородского старейшего по иерейской хиротонии и монашескому постригу клирика Анадырской и Чукотской епархии игумена Феофила (Дзюбана)» // Рождественское Послание Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви, возрожденного епископом Диомидом, верующим людям Земли Русской // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=67957&type=view - дата входа 12.02.2009

 

 

       [9]    См. http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-rpcsps.html - дата входа 24.01.2009

 

       [10]   Так поступил, в частности, бывший игумен Илия (Емпулев), один из авторов "Открытого письма клириков и мирян Чукотской и Анадырской епархии РПЦ МП в связи с совместным богослужением Патриарха Алексия II с католиками в Париже", а также "Решений епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии РПЦ МП от 6 июня 2007 г.", в которых был осужден экуменизм как ересь и прозвучал призыв к руководству РПЦ МП осудить неосергианство. 27 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ МП лишил игумена Илию священного сана. 25.06.2008 был принят в одну из раскольнических групп, т.н. «Русскую Истинно-Православную Церковь» «архиепископом» Тихоном (Пасечником), имеющим свое происхождение от отколовшегося от РПЦЗ архиепископа Лазаря (Журбенко). «Указом Архиепископа Омского и Сибирского Тихона, председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ), 25 июня 2008 г. бывший секретарь Чукотской епархии Московской патриархии игумен Илия (Емпулев) принят под омофор Русской Истинно-Православной Церкви. Данный указ Архиепископа Тихона был утвержден Архиерейским Синодом РИПЦ, сообщает официальный сайт РИПЦ.» - См.; http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_3784 - дата входа 01.02.2009

        [11]   Степура Ирина  «Епископа Диомида лишили сана, но его сторонники собираются на квартирах». // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4767 от 8 октября 2008 г.

 

        [12]   Свои восторженные слова адресует ему «епископ» одной из отколовшихся  от РПЦЗ юрисдикций – т.н. Российской Православной Автономной Церкви; «…Знайте, что те, которые были до Вас (но вне МП) приветствуют Ваш благородный и достойный православного епископа поступок и надеются, что с Вас начнётся настоящее очищение Московской патриархии от скверны грехов, отступлений и ереси,…» // Письмо преосвященного епископа Тимофея Оренбургского и Курганского епископу Анадырскому Диомиду (МП) // «Утверждение Истины» (печатный орган Оренбургско-Курганской епархии Российской Православной Церкви), № 6 (131), июнь-август 2008.

 

 

       [13]  В своем интервью для интернет-издания Портал-Credo.Ru «игумен»Григорий (Лурье) (ныне – «епископ» группы отколовшейся от РПАЦ- о. Павел Бочков) поведал, что бывший епископ Диомид «стал жертвой вовсе не несправедливого судебного решения, а банального церковного разбоя, то есть внесудебной расправы — без суда и следствия» // Игумен Григорий (Лурье). «Никакого разрыва с РПЦ МП, но и никакого подчинения ее Синоду и Архиерейскому Собору» Интервью игумена Григория (Лурье) корреспонденту сайта Портал-Credo.Ru // http://www.nazlobu.ru/publications/article2812.htm - дата входа 03.02.2009

 

 

       [14]  Непризнавший акта о каноническом ощени между РПЦЗ и РПЦ МП и учинивший новый раскол в русском православии запрещенный в служении епископ РПЦЗ (ныне возведенный своими сторонниками в сан «митрополита») Агафангел (Пашковский) прямо засвидетельствовал о свеем намерении вступить в диалог с подобными себе «борцами с МП»; «Без сомнения, мы относимся к ним с большим уважением, но их очень мало… Я говорил с епископом Диомидом, но у меня осталось впечатление, что он взволнован и очень нервно относится к нашему церковному диалогу. В любом случае надо вести эти переговоры и таким путем выяснять возможные с ним отношения. Смущает, что все его анафемы являются его личным мнением, без соборного решения. Важно понять мнение и его ближнего окружения. Более существенно мнение его епархиального собрания, которое уже появилось в Интернете. Обратиться к Диомиду и к РИПЦ надо, но формы обращения будут разные и точки ставить еще рано» // Протокол Собрания Центрального Российского Административного округа 1-3.07.2008 г. Воронеж. Заседание 1 от 1.07.2008. Опубликовано: http://elmager.livejournal.com/236405.html - дата входа 01.02.2009 г.

       [15]   См.; Заявление Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви от 19 июня / 2 июля 2008 г., г. Одесса.  Опубликовано: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1378 - дата входа 01.02.2009 г.

      [16]  См.; Интервью с епископом Васильковским УПЦ КП Евстратием (Зоря): О коллизиях, связанных с предстоящим визитом в Киев Патриарха Варфоломея, о праздновании 1020-летия Крещения Киевской Руси, об отзвуках "дела Диомида" - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=63927&type=view - дата входа 01.02.2009 г.

 

      [17]  Подробнее см.; Щоткiна Катерина, Чукотський Гамбiт. // Iнформацiйний бюллетень Української Православної Церкви Київського Патрiархату. № 9 вересень 2008 р. С.25-27.

 

      [18] Якунин Глеб, Рыжов Юрий, свящ. Три разговора о прошлом, настоящем и будущем Православия, с приложением краткой повести о Московской Патриархии. — М., — Таганрог, 2006.С.3.

 

      [19]  См.; Председатель Комитета свободы совести священник Глеб Якунин: "Для патриархии главная вина епископа Диомида в том, что он публично высказал свою позицию. В случае келейной разборки они бы все "спустили на тормозах" // http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=996 - дата входа 04.02.2009 г.

 

       [20]  Там же.

 

       [21] Открытое письмо священника Глеба Якунина и историка Льва Регельсона предстоятелю УПЦ МП Митрополиту Владимиру и епископату УПЦ МП от 12 июля 2008 г. // http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=64134&type=view - дата входа 04.02.2009 г.

 

      [22]  См.; Кто и зачем есть епископ Диомид? Блиц-интервью с митрополитом Царскосельским Сергием (Саркисовым) // http://www.sinodipc.ru/index.php?id=434&PHPSESSID=f14e639e48fef754dbf76fe203b1659a- дата входа 04.02.2009 г.

 

      [23]  Солдатов Александр «Извержение Диомида» // «Новая газета» № 46 от 30 Июня 2008 г.

       [24]     Мошкин Михаил «Они вышли от нас, но не были нашими». // «Время новостей» №111 от 25.06.2008 г.

 

     [25]  Диомидовцам вход запрещен. Сторонники чукотского епископа пытались прорвать милицейский кордон и проникнуть в храм Христа Спасителя. // «Взгляд. Деловая газета» от 25.01.2009 // http://vz.ru/society/2009/1/25/249861.html - дата входа 01.02.2009 г.

 

     [26]  Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя. // Официальный сайт Московского Патриархата. // http://www.mospat.ru/index.php?page=44057 - 31.01.09

 

Основные термины (генерируются автоматически): бывший епископ, Московская Патриархия, епископ, Русская Православная Церковь, Русь, Архиерейский Собор, епархиальное собрание, Московский Патриархат, Святейший Патриарх, Священный Синод.


Похожие статьи

К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов

Как известно, русскую православную церковь со времени ее основания в X в. и до учреждения Московского патриархата возглавляли митрополиты, а Русь до XIV века представляла собой одну митрополию.

Социальная деятельность Русской православной церкви...

Ключевые слова: социальное служение, Русская православная церковь, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия.

В 1991 году при Московском Патриархате был образован отдел по благотворительности и социальному служению, который координировал...

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке

После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру...

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Со сменной общественно-политического строя в 1991 г. отношение к одной из ведущих христианских конфессий России — Русской Православной Церкви Московского Патриархата изменилось.

Православные верующие в России перед Октябрьской...

На престол патриарха был выбран митрополит Московский Тихон (Белавин).

Русская православная церковь в первые годы советской власти 1917-1923. – Спб, 2009.

Священный собор православной российской церкви 1917 – 1918 годов.

О роли Ефрема в процессе утверждения Студийского устава на...

Патриарх Алексий, бывший некогда иноком и игуменом Студийской обители, прекрасно знал

Православная Энциклопедия: в 25 т. – Русская Православная Церковь.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). – Изд-е 1-е. – Том I. Лаврентьевская и Троицкая летописи.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

[20] Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Архиерейского Собора РПЦ, проходившего с 24 по 29 июня 2008 года в Москве. Подробнее см.: Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике...

В подготовке Духовного Регламента Русская Православная Церковь не принимала никакого участия, несмотря на то, что данный законодательный акт был составлен духовным лицом — епископом Феофаном Прокоповичем.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви...

М.: Изд-во Московской Патриархии, 1989.

688 с. Фёдоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. М.: Русская панорама, 2003.

Похожие статьи

К вопросу о статусе и положении первых русских митрополитов

Как известно, русскую православную церковь со времени ее основания в X в. и до учреждения Московского патриархата возглавляли митрополиты, а Русь до XIV века представляла собой одну митрополию.

Социальная деятельность Русской православной церкви...

Ключевые слова: социальное служение, Русская православная церковь, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия.

В 1991 году при Московском Патриархате был образован отдел по благотворительности и социальному служению, который координировал...

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке

После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру...

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

Со сменной общественно-политического строя в 1991 г. отношение к одной из ведущих христианских конфессий России — Русской Православной Церкви Московского Патриархата изменилось.

Православные верующие в России перед Октябрьской...

На престол патриарха был выбран митрополит Московский Тихон (Белавин).

Русская православная церковь в первые годы советской власти 1917-1923. – Спб, 2009.

Священный собор православной российской церкви 1917 – 1918 годов.

О роли Ефрема в процессе утверждения Студийского устава на...

Патриарх Алексий, бывший некогда иноком и игуменом Студийской обители, прекрасно знал

Православная Энциклопедия: в 25 т. – Русская Православная Церковь.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). – Изд-е 1-е. – Том I. Лаврентьевская и Троицкая летописи.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

[20] Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Архиерейского Собора РПЦ, проходившего с 24 по 29 июня 2008 года в Москве. Подробнее см.: Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике...

В подготовке Духовного Регламента Русская Православная Церковь не принимала никакого участия, несмотря на то, что данный законодательный акт был составлен духовным лицом — епископом Феофаном Прокоповичем.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви...

М.: Изд-во Московской Патриархии, 1989.

688 с. Фёдоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. М.: Русская панорама, 2003.

Задать вопрос