В статье рассматривается педагогическое мастерство учителя, овладения им мастерством как сложный и динамичный процесс формирования системы педагогических компетенций, а также умение учителя влиять на учеников в процессе общения.
Ключевые слова: мастерство, театральное искусство, актер, сценическая речь, жест, эмоция.
Педагогическое мастерство учителя по своей структуре является многогранным. Овладение мастерством — сложный и динамичный процесс формирования системы педагогических компетенций, в частности умений и навыков, что, развиваясь, позволяют студентам — будущим учителям, слушателям заведений последипломного образования, тем педагогам, которые осуществляют профессиональное саморазвитие собственного мастерства устанавливать внутренние связи и отношения между фактами и понятиями, разговорами и действиями, объектами действительности.
Воспитание и обучение неразрывно связаны с умением учителя влиять на учеников в процессе общения, стимулировать их положительную активность и сдерживать активность отрицательную. Все эти умения выходят за пределы любой прикладной предметной методики и, по сути, составляют педагогическую технику, опираясь на культуру действия и взаимодействия. В свою очередь техника является предметом теории и практики театрального искусства. Отсюда — учителя-практики, студенты вузов, все лица, которые профессионально работают, в производственной сфере могут не только пользоваться духовным и эстетическим опытом театрального искусства, но и совершенствовать собственное педагогическое действие.
Для учителя, начиная со студенческих лет, важно овладеть курсом практического педагогического искусства. Учителя всегда стремились направлять своих воспитанников к определенной цели, помогая осознать сущность того искусства, которому они пришли учиться. Искусство актера — это искусство сценического действия.
Для педагога — мастера образовательного и воспитательного дела – важно осознать принципы и законы театрального действия. Именно сценическая речь, как часть художественного образования, что является эталоном культуры речи, обогащением эстетических вкусов зрителей и их сознания, служит развитию речевой культуры педагога в его профессиональной деятельности, станет залогом и предпосылкой положительного восприятия его учениками, родителями и коллегами.
Сценическая речь — важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения, что делает донесения актером до зрителей идей, мыслей и чувств, заложенных в тексте.
Театральное искусство установило признаки явлений, нашло метод изучения творческого процесса в театре — метод наблюдений, самонаблюдений, классификации явлений, обобщений.
В результате исследований многих режиссеров, актеров, искусствоведов была построена система работы актера над текстом. Эта система позволила сформулировать ряд законов языка: закон словесного воздействия, закон контекста, закон сверхзадача, закон сквозного действия, закон перспективы, закон нового понятия, закон предикативности, закон актуального разделения предложения, закон сравнения и противопоставления, закон раскрытия подтекста, закон создания «линии видений».
Актер современного театра овладевает значительно сложнее партитурой сценических задач, чем в старом театре. Пластический язык и актера, и режиссера становится богаче. Чем интереснее актер, тем больше интересует пластическое выражение психологии образа. Все элементы внутренней техники актера открывают перед ним путь к образу, вытекающие из слова и в слово вливаются. Если на сцене действует воплощенный актером живой человек, тогда первое значение приобретает проблема словесной формы, такой чеканности слова, при которой оно становится достойным венцом плодотворного творческого процесса. Тогда вопрос дикции, четкой, звучащей, отточенное произношение, полновесность слова, его тембр и окраска начинают играть большую роль в судьбе спектакля.
В целом делается вывод, что наиболее характерной чертой современной сценической речи является демократизм и плюрализм, внимание и терпимость к разным стилям языка. В то же время сохраняется требование к соблюдению инвариантных для всех стилей и теоретических установок способов как вербального, так и невербального самовыражения.
В современном искусстве сценической речи происходит отказ от жестокого противопоставления собственно языковых и пластических средств выразительности, преобладает синтетическая тенденция. Жест — одна из тайн как ораторского, так и сценического искусства. Жест тесно связан с эмоцией, поскольку любая эмоция может быть выражена жестом. Эмоция предоставляет жесты выразительности. Жест, в свою очередь, помогает выхода эмоции из недр подсознания. Их гармоничное содружество сопровождает языковой дискурс.
Не секрет, что учитель с помощью техники речи, так же, как оратор и актер, может вложить гораздо больше смысла в то, о чем он говорит. Владение голосом является важнейшим средством создания имиджа педагога, хотя в его творческой деятельности преобладает публичная сторона речи. Публичная и сценическая речь имеет такие виды информации: логико-семантическую, эмоционально-экспрессивную и эстетическую. Реализуется эта информация в большей степени из-за технического совершенства языка. Значительно влияют на уровень технической выразительности интонационная содержательность и психологическая наполненность речевого звучания. Разборчивую, нормативную и эмоционально-экспрессивную окраску речи создают комплекс выразительных средств, влияющих на художественно-эстетические качества речи.
Для учителя и актера важно осознать, что одной из основных функций языка, как коммуникативной системы, является эмотивная, то есть функция передачи информации об эмоциональном состоянии говорящего. Во время перцепции речевого сообщения интонационные и тембральные параметры языка не только предоставляют информацию слушателю о состоянии говорящего, но и в значительной степени «заражают» его соответствующей эмоцией. Механизм такого воздействия является не выявленным, но, очевидно, он связан с вытеснением тембральных характеристик на периферию сознания. Очевидно, что использование соответствующих свойств языка является одним из основных приемов сценической и педагогической речи.
Современная сценическая речь занимает особое место среди функциональных видов языка, играет определенную роль в обществе и в культуре народа. В условиях интеграции и глобализации общественных процессов сценическая речь в театральных учебных заведениях рассматривается как узкопрофильная дисциплина, направленная на изучение ее только в среде театральной. Однако, речевая деятельность является важнейшей составляющей культуры каждой личности, а особенно — учителя.
Литература:
- Петрова А. Н. Сценическая речь. М. 2009.
- Гладков Б. В. О полётности сценического голоса. Теория и практика сценической речи. СПб. 1992.