Реализация субъективного публичного права на дошкольное образование в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 13.04.2019

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Галеева, А. В. Реализация субъективного публичного права на дошкольное образование в Российской Федерации / А. В. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58051/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основополагающим источником права на образование, закрепленного в ст. 43 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) является Всеобщая декларация прав человека 1948 года (далее — Декларация 1948г.). Статьей 26 Декларации 1948г. закреплено положение о том, что каждый человек имеет право на образование. Прежде всего речь идет о доступности образования, которое должно быть бесплатным. Здесь же содержится требование к государствам сделать начальное образование обязательным. Общедоступным должно быть техническое и профессиональное образование, а высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Право гражданина на образование, закреплено в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным и принадлежит с рождения каждому человеку независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализовать право на образование возможно при достижении определенного возраста.

Основным законом об образовании является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании»). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации выделяются следующие уровни общего образования для лиц, не достигших совершеннолетия: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Реализация права на дошкольное образование обеспечивается действиями родителей (опекунов, попечителей — законных представителей), ответственных за несовершеннолетнее лицо. Статьей 44 ФЗ «Об образовании» закреплено право родителя не только на выбор формы обучения, но и преимущественное его право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Статьей 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) продублирована норма Декларации 1948 г., согласно которой родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Согласно ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании» получение дошкольного образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста двух месяцев. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ на государство возлагает обязанность по обеспечению реализации права на дошкольное образование. Однако, как справедливо отмечает Н. В. Васильева, государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества предоставления образовательных услуг, что приводит к недостаточному количеству мест в дошкольных учреждениях, а, как следствие, к объективной невозможности реализации субъективного права на дошкольное образование [7]. Проблему недостаточного количества мест в дошкольных учреждениях и вызванное этим нарушение права на дошкольное образование иллюстрирует следующий пример из практики Верховного Суда РФ (определение от 26.01.2018 г. № 73-КГ17–7).Согласно обстоятельствам дела родитель (военнослужащий) обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ребенку места в дошкольном общеобразовательном учреждении. В предоставлении места было отказано, поскольку количество мест в дошкольном учреждении формируются согласно спискам комплектования детей в дошкольную образовательную организацию, и по состоянию на момент обращения, заявитель в список не попал в связи с отсутствием мест.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, Конституция РФ устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об образовании» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, атакже других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами втом числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Из анализа приведенных федеральных правовых предписаний в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях предоставляются в первоочередном порядке.

Положения статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) о том, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.В случае отсутствия мест орган местного самоуправления должен был принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое дошкольное образовательное учреждение в целях соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Приведенная в настоящей статье иллюстрация показывает, что международное право и национальное законодательство не только предусматривают право на дошкольное образование, но и механизм его реализации в виде обязанности государства создать условия (соответствующую инфраструктуру, подготовить персонал и т. д.) для реализации права и возможность его эффективной судебной защиты.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: Ген. Ассамблея ООН 10.12.1948 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — Москва: Маркетинг, 2001. — 39 с.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ в ред. от 29.12.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ в ред. от 07.03.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 17.01.1992 № 2202–1 от 18.04.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска [Электронный ресурс]: распор. от 20.02.2014 N 56-р в ред. ред. от 07.10.2016.
  7. Васильева Н. В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2011. С. 255.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, общее образование, Российская Федерация, образование, Конституция РФ, местное самоуправление, место жительства, соответствующий уровень, бесплатное дошкольное образование, должностное положение.


Похожие статьи

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Концепция исчерпания права в отношении электронных копий объектов авторских и смежных прав

Проблемы развития форм реализации населением конституционного права на местное самоуправление

Проблемы применения публично-правовых способов восстановления имущественной сферы налогоплательщика

Некоторые особенности осуществления наследственных прав ребенка в Российской Федерации

Проблемы реализации муниципального и общественного земельного контроля на территории Российской Федерации

Реализация права на занятие предпринимательской деятельностью на примере оказания услуг в сфере эстетической медицины

Развитие бесплатной юридической помощи в системе публичной власти Российской Федерации

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как участника семейных отношений

Похожие статьи

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Концепция исчерпания права в отношении электронных копий объектов авторских и смежных прав

Проблемы развития форм реализации населением конституционного права на местное самоуправление

Проблемы применения публично-правовых способов восстановления имущественной сферы налогоплательщика

Некоторые особенности осуществления наследственных прав ребенка в Российской Федерации

Проблемы реализации муниципального и общественного земельного контроля на территории Российской Федерации

Реализация права на занятие предпринимательской деятельностью на примере оказания услуг в сфере эстетической медицины

Развитие бесплатной юридической помощи в системе публичной власти Российской Федерации

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как участника семейных отношений

Задать вопрос