Основополагающим источником права на образование, закрепленного в ст. 43 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) является Всеобщая декларация прав человека 1948 года (далее — Декларация 1948г.). Статьей 26 Декларации 1948г. закреплено положение о том, что каждый человек имеет право на образование. Прежде всего речь идет о доступности образования, которое должно быть бесплатным. Здесь же содержится требование к государствам сделать начальное образование обязательным. Общедоступным должно быть техническое и профессиональное образование, а высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Право гражданина на образование, закреплено в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным и принадлежит с рождения каждому человеку независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Реализовать право на образование возможно при достижении определенного возраста.
Основным законом об образовании является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании»). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации выделяются следующие уровни общего образования для лиц, не достигших совершеннолетия: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.
Реализация права на дошкольное образование обеспечивается действиями родителей (опекунов, попечителей — законных представителей), ответственных за несовершеннолетнее лицо. Статьей 44 ФЗ «Об образовании» закреплено право родителя не только на выбор формы обучения, но и преимущественное его право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Статьей 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) продублирована норма Декларации 1948 г., согласно которой родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Согласно ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании» получение дошкольного образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста двух месяцев. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ на государство возлагает обязанность по обеспечению реализации права на дошкольное образование. Однако, как справедливо отмечает Н. В. Васильева, государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества предоставления образовательных услуг, что приводит к недостаточному количеству мест в дошкольных учреждениях, а, как следствие, к объективной невозможности реализации субъективного права на дошкольное образование [7]. Проблему недостаточного количества мест в дошкольных учреждениях и вызванное этим нарушение права на дошкольное образование иллюстрирует следующий пример из практики Верховного Суда РФ (определение от 26.01.2018 г. № 73-КГ17–7).Согласно обстоятельствам дела родитель (военнослужащий) обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ребенку места в дошкольном общеобразовательном учреждении. В предоставлении места было отказано, поскольку количество мест в дошкольном учреждении формируются согласно спискам комплектования детей в дошкольную образовательную организацию, и по состоянию на момент обращения, заявитель в список не попал в связи с отсутствием мест.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, Конституция РФ устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об образовании» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, атакже других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами втом числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Из анализа приведенных федеральных правовых предписаний в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях предоставляются в первоочередном порядке.
Положения статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) о том, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.В случае отсутствия мест орган местного самоуправления должен был принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое дошкольное образовательное учреждение в целях соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Приведенная в настоящей статье иллюстрация показывает, что международное право и национальное законодательство не только предусматривают право на дошкольное образование, но и механизм его реализации в виде обязанности государства создать условия (соответствующую инфраструктуру, подготовить персонал и т. д.) для реализации права и возможность его эффективной судебной защиты.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: Ген. Ассамблея ООН 10.12.1948 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — Москва: Маркетинг, 2001. — 39 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ в ред. от 29.12.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ в ред. от 07.03.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 17.01.1992 № 2202–1 от 18.04.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска [Электронный ресурс]: распор. от 20.02.2014 N 56-р в ред. ред. от 07.10.2016.
- Васильева Н. В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2011. С. 255.