Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Зотова М. О., Бурыкина М. Ю. Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2019. — №13. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/251/57717/ (дата обращения: 23.10.2019).



В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: вопросительные высказывания, дети с общим недоразвитием речи, вопросительная интонация, констатирующий эксперимент.

The article presents the results of the study of the formation of interrogative statements in children with general speech underdevelopment.

Keywords: Interrogative statements, children with general speech underdevelopment, interrogative intonation, ascertaining experiment.

В настоящее время встречается достаточно много дошкольников с речевыми отклонениями. У детей с общим недоразвитием речи нарушены все компоненты речи: лексика, фонетика, грамматика. Это приводит и к трудностям формирования вопросительных высказываний. Неумение правильно построить вопросительное высказывание приводит к тому, что ребенку трудно общаться со своими сверстниками и взрослыми людьми. Важнейшим компонентом успешного обучения в школе является способность активно взаимодействовать и проявлять инициативу в высказываниях. В связи этим способность задавать вопросы, получать нужную информацию и установить контакт с окружающими становятся задачами коррекционного воздействия в процессе логопедической работы в условиях формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи.

В рамках данного исследования мы организовали процесс формирования вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи. Мы опирались на различные подходы таких исследователей как Васильева М.А, Капустина Н.И, Козлова С.А, Короткова Э.П, Соловьева Л.Г, Смирнова Е.О, Путкова Н. М. Их работы акцентируют внимание на актуальности обучения детей формированию вопросительных высказываний.

Смирнова Е. О. вопросы считает важным показателем интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Автор выделила два периода задания вопросов. Первый период — ребенок задает вопросы по типу («Что это?»), чтобы узнать как можно больше об окружающей среде и о предметах в целом. Второй период — дошкольный возраст (4–5 лет). Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, задает вопросы по типу («Почему?»). Вопросы детей имеют как познавательную, так и коммуникативную функцию. С помощью вопросительных высказываний ребенок может установить контакт, побудить к действию [1].

Матюшкин А.М выделил два направления развития вопросов у дошкольников:

– вопросы, которые помогают устанавливать контакт ребенка со сверстниками и взрослыми;

– вопросы, которые являются звеном самостоятельного мышления [2].

Путкова Н. М. считает, что коррекционную работу необходимо начинать с вопросов, выполняющих социально-коммуникативную функцию, а затем следует перейти к познавательным вопросам. В своей работе автор уточняет, понимает ли ребенок вопрос, а потом применяет методы логопедического воздействия. направленные на построение вопросительного высказывания [3].

Наше исследование проводилось по адаптированной нами методике Левиной Р. Е., Ворошиловой И.Н, Шумаковой Н. Б. и включало в себя несколько заданий. Отбирая эти задания, мы учитывали индивидуальные и возрастные особенности детей. Для нас было важным решение коммуникативной задачи по формированию вопросительных высказываний в естественных условиях.

Изучение сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи проходило в детском саду МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Брянска, в нем участвовало 11 детей дошкольного возраста с общим недоразвитием (III уровень). Цель экспериментальной работы — выявить особенности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Детям были предложены следующие диагностические задания: «Свободное общение», «Задай мне вопрос», «Черный ящик», «Вопросы по картинкам», «Репортер».

Полученные результаты показали, что высокий уровень сформированности вопросительных высказываний наблюдается лишь у 18,2 % детей. Дети проявляют свою речевую активность в ходе общения. Они владеют двумя типами вопросительных высказываний, социально-коммуникативными и познавательными. К социально-коммуникативным относятся вопросы, которые помогают в взаимодействии со взрослыми и сверстниками, а также способствуют налаживанию речевого контакта. Например: «Как тебя зовут?», «Ты поиграешь со мной?». Познавательные вопросы помогают получить новые знания. Например: «Кто это?», «Что он делает?». При этом дети испытывают незначительные трудности в подборе верного слова или логического ударения.

Средний уровень сформированности вопросительных высказываний показывают 45,4 % детей. В данной группе дети проявили себя активно при вступлении в речевой контакт, но в основном для привлечения внимания. Анализируя их вопросительные высказывания, можно сказать, что социально-коммуникативные вопросы у них сформированы на достаточном уровне. Но отмечались лексические замены, грамматические ошибки. Например: «Сколько у тебя вилков?», «У лошаденка есть мама?». Ошибки словоизменения и словообразования. Например: «Почему мукает корова?», а также неправильный порядок слов в предложении. Познавательные вопросы у детей были недостаточно сформированы, они смогли их задать только при помощи экспериментатора.

Низкий уровень сформированности вопросительных высказываний отмечен у 36,4 % детей. В данной группе наблюдаются трудности проявления речевой инициативы и активности. Социально-коммуникативные и познавательные вопросы детей данной группы не сформированы. У детей отмечались трудности актуализации вопросительных слов. Например, дети путались в понимании вопросов «Кто?», «Что?» и не знали в каком контексте их использовать. Присутствовали лексико-грамматические ошибки, ошибки словоизменения, такие как: «Много машинов», «Разорватая книга», Дети данной группы затруднялись в понимании инструкции, например: «спроси, задай». Вопросительная интонация была слабо выражена, зрительный контакт у части детей либо отсутствовал, либо носил не постоянный характер. В ходе свободного общения чаще всего дети переспрашивали, а не задавали вопрос.

Полученные результаты показали, что дети с общим недоразвитием речи в процессе построения вопросительных высказываний:

– способны установить контакт с окружающими людьми, задавать им вопросы, чаще всего: «кто», «что», «что делает».

– задают больше вопросов, которые выполняют социально-коммуникативную функцию, чем познавательную.

– очень редко задают вопросы, которые относятся к количественной и качественной характеристике предметов и явлений («какой», «сколько», «чей»), такие вопросы вызывают большие затруднения.

В ходе планирования логопедической работы, мы опирались на работы таких авторов как Путкова Н. М., Ворошилова И. Н., Тукиш Т. Ф. и других. Мы разработали перспективное планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий. В своей работе мы использовали следующие принципы: наглядность, последовательность, систематичность, доступность, индивидуальность. Формирование вопросительных высказываний предполагает поэтапность работы.

  1. Подготовительный этап включается в себя следующие задачи:

– формировать вопросительную интонацию;

– установить зрительный контакт с собеседником;

– уметь понимать инструкции «спроси», «задай вопрос»;

– развивать познавательную активность.

  1. Основной этап предлагает следующие задачи:

– формировать социально-коммуникативные вопросы;

– формировать познавательные вопросы.

  1. Заключительный этап раскрывает следующие задачи:

– упражнять детей в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных незнакомых ситуациях;

– упражнять детей в постановке познавательных вопросов в проблемных ситуациях.

В ходе коррекционной работы мы смогли реализовать поставленные задачи. На занятиях дети проявляли себя заинтересованно и активно. Анализ результатов коррекционно-логопедической работы позволил отметить положительную динамику в овладении вопросительными высказываниями детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что свидетельствует об успешности логопедической работы.

Литература:

  1. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  2. Матюшкин А. М., Аверина И. С., Развитие творческой активности школьников — М. Педагогика, 1991.-160 с.
  3. Путкова Н. М. Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста// Логопед. — М.,2005. — 188с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общее недоразвитие речи, высказывание, вопросительная интонация, дошкольный возраст, логопедическая работа, зрительный контакт, коррекционная работа, речевой контакт, вопросительное высказывание.


Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей

Но работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются упражнения и игры

ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение, дошкольный возраст...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится

Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Коммуникативная способность детей с недоразвитием речи характеризуется

[3]. Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений речевого

Автоматизация в речи знакомых речевых штампов. Для реализации поставленной задачи...

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

Содержание работы по развитию жестового тезауруса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, исходя из

В процессе общения с детьми должны широко использоваться невербальные средства, позволяющие наладить контакт: добрый взгляд, прикосновение к руке...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

Сходное понимание общего недоразвития речи рассматривалось в работах Г. И. Жаренковой, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой. Они считали, что нарушение всех компонентов речевой, функциональной системы можно рассматривать как общее недоразвитие речи.

Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

При общем недоразвитии речи наблюдается различные сложные расстройства, при которых у детей

Но работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Активизировать речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи нам

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются упражнения и игры

ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение, дошкольный возраст...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится

Характерные речевые недостатки дошкольников 4–5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей

Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и

У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при...

Коммуникативная способность детей с недоразвитием речи характеризуется

[3]. Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений речевого

Автоматизация в речи знакомых речевых штампов. Для реализации поставленной задачи...

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

Содержание работы по развитию жестового тезауруса у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, исходя из

В процессе общения с детьми должны широко использоваться невербальные средства, позволяющие наладить контакт: добрый взгляд, прикосновение к руке...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития...

Сходное понимание общего недоразвития речи рассматривалось в работах Г. И. Жаренковой, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой. Они считали, что нарушение всех компонентов речевой, функциональной системы можно рассматривать как общее недоразвитие речи.

Задать вопрос