Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании лексических навыков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 20.03.2019

Статья просмотрена: 802 раза

Библиографическое описание:

Степанова, Р. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании лексических навыков / Р. Р. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57366/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: использование информационно-коммуникационных технологий, формирование лексических навыков, иноязычная компетенция, ИКТ-компетентность, обучение иностранному языку.

В последнее время значимость иностранного языка в российском обществе повысилась, его статус возрос. С одной стороны, знание иностранного языка стало необходимым фактором успеха, а с другой, это одно из главных составляющих культурного и социального развития личности. Такие изменения в обществе повлекли за собой переоценку процессов обучения: обновление целей и программ, внедрение новых методов, улучшение приемов нужных для личностного развития обучаемого.

Иноязычная компетенция делает кругозор специалиста шире, он может успешнее вести свою деятельность, особенно с зарубежными партнерами, что позволяет говорить об одной из универсальных основ его иноязычной компетентности.

Создание иноязычной коммуникативной компетенции со всеми ее составляющими — главная цель обучения иностранному языку.

Как упоминает Денисова С. Ф., ее можно сформировать через шесть видов учебных заданий:

а) на целеполагание и планирование учебной деятельности;

б) на поисково-аналитическую деятельность;

в) на развитие речевых умений обучающихся на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

г) на формирование лексико-грамматических навыков обучающихся на основе ИКТ;

д) на развитие социокультурных умений обучающихся на основе ИКТ;

е) на самооценку и рефлексию.

Системная работа на шести видах заданий возможна при действии алгоритма формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий, состоящего из пяти этапов:

1) этапа планирования учебной деятельности и целеполагания;

2) этапа проработки вопросов информационной безопасности при создании Интернет-проектов;

3) технологического этапа;

4) процессуального этапа;

5) этапа рефлексии и оценки.

ИКТ компетентность — умение получать знания об иностранном языке и культуре его страны, а также развивать языковые навыки и речевые умения через использование новых информационных и коммуникационных технологий. ИКТ компетентность включает в себя компьютерную грамотность, основа которой навыки работы с компьютером. Нужно уметь выполнять на нем базовые операции: работа с текстовыми, аудио-, видео-, фото файлами, выход в интернет, и т. п.

Использование ИКТ в учебном процессе дает возможность преподавателю организовать объективный тестовый контроль знаний и умений обучающихся, позволяет индивидуализировать обучение через подбор индивидуальных заданий для активных и интерактивных форм самостоятельной работы, а также экономить время преподавателя и прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

При изучении иностранного языка использование таких систем имеет хороший потенциал для формирования грамматических и лексических навыков. Преподаватель сам определяет нужные пути и формы организации самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ, учитывая курс обучения, уровень подготовки обучающихся и другие факторы. Включение ИКТ в организацию самостоятельной работы обучающихся позволяет подготовить специалиста, компетентного как в области информационных технологий, так и в основной профессии. Вовлеченность обучающихся в такую работу поможет им повысить качество своего образования, а в дальнейшем даст возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться.

Параметры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интернет-технологий, помогают сделать самостоятельную работу обучающихся достаточно целенаправленной, увеличить контроль ее выполнения, а также принимать во внимание индивидуальные возможности и потребности каждого из обучающихся. Кроме того, работа с ИКТ соответствует основным требованиям по организации самостоятельного обучения. Преподаватель становится менеджером процесса обучения, организуя и направляя познавательную деятельность обучающихся.

В то же время существуют факторы, определяющие сложность разработки системы упражнений или заданий. К ним относят:

а) мотивацию обучающихся изучить иностранный язык вне языковой среды;

б) взаимосвязь всех видов речевой деятельности;

в) формирование автоматизированных навыков речи учащихся;

г) языковую интерференцию (влияет на формирование языковых навыков речи и т. п.).

Для начала обучающиеся осознанно выбирают определенный вид деятельности, потом тренируются и из умений создают навыки (автоматизированные действия), которые, затем используют в самостоятельной учебной работе.

Почти все схемы изучения иностранного языка на основе ИКТ содержат технологический этап, здесь студенты знакомятся с выбранной Интернет технологией или платформой. Поэтому, ИКТ компетентность учащихся и преподавателя основное условие для проектной работы в этой области. Иначе проект не сможет быть реализован на выбранной платформе. Даже при нынешней компьютеризации и доступе к сети Интернет, а также опыте интернет — взаимодействия школьников и студентов, каждый раз перед работой в Интернет — проектах преподавателям нужно напоминать студентам о правилах информационной безопасности.

Обучение с использованием ИКТ включает в себя большой объем самостоятельной работы. Действия преподавателя сводятся к мониторингу учебы обучающихся в Интернет-среде. Технологии современных ИКТ (блог-технологии, вики-технологии, подкасты) позволяют это делать. Преподаватель увидит, кто из участников, и в какое время выполнил определенный объем работы. Так же исследователи отмечают важность использования в методике обучения части, связанной с рефлексией. Она поможет студентам рассмотреть положительные и отрицательные стороны участия в Интернет-проектах, что позволит им в будущем при участии в таких проектах опираться на положительный опыт и навыки, а также увидеть те аспекты, которые нужно совершенствовать. Еще одной отличительной чертой компонента иноязычной коммуникативной компетенции является то, что эффективность ее формирования отразится в результатах овладения иностранным языком. Другими словами, степень владения иностранным языком покажет, как у обучающегося сформирована учебно-познавательная компетенция. В частности, может ли студент планировать свою самостоятельную работу по Интернет-проекту, эффективно ли он пользуется информационно-справочными ресурсами, может ли работать в группе над общим Интернет-проектом, как продуктивно он выполнит проект и сформирует компоненты иноязычной коммуникативной компетенции.

Нужно отметить, что зачастую некомпетентность преподавателей в способности использовать весь дидактический потенциал современных ИКТ тормозит процесс информатизации образования в целом и интенсификации преподавания конкретной дисциплины в частности.

По мнению Сысоева П. В. и Евстигнеева М. Н., ИКТ компетенция преподавателя иностранного языка – это конструкт, в который входят теоретические знания о современных информационных и коммуникационных технологиях и практические навыки создавать и использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы и другие ИКТ при формировании языковых практик и развитии речевых умений обучающихся.

Структура ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка включает пять компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный и рефлексивный. Ценностно-мотивационный компонент показывает осознание важности и необходимости использования ИКТ в преподавательской деятельности, инициативность в использовании ИКТ для решения учебных и профессиональных задач, устремленность к самосовершенствованию в использовании новых ИКТ в обучении. Когнитивный компонент — наличие знаний о том, как использовать ИКТ в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка. Операционный компонент замеряется использованием знаний в преподавании языка. Коммуникативный компонент — это способность преподавателя делиться имеющимися знаниями и умениями, а также обсуждать с другими опыт реализации ИКТ в обучении языку. Рефлексивный компонент показывает умение преподавателя делать самооценку и самоанализ своей работы по использованию ИКТ в обучении для улучшения инновационных методик.

Сам процесс использования ИКТ можно разделить на три основных этапа:

  1. Планирование проекта: преподаватель и студенты формируют содержание своего проекта на иностранном или родном языке. Здесь обсуждаются и намечаются инструменты необходимые для выполнения проекта, а также результат.
  2. Реализация проекта: этот этап может включать разную деятельность, например, опрос прохожих на улице или анкетирование сверстников. Студентам на этой ступени нужна поддержка и мониторинг со стороны преподавателя.
  3. Создание конкретного результата, который может быть в самых разных формах — постер, стенгазета, журнал, веб-сайт, эссе для обсуждения в сети и т. д. Рекомендуется пригласить коллег и других обучающихся на презентацию конечного продукта. Также можно провести обсуждение или дебаты и получить обратную связь.

Построение лексики в речи обучающихся будет рабочим при учете таких методических условий: наличие ИКТ компетентности у студентов; наличие у них к моменту обучения иноязычной коммуникативной компетенции. Применение ИКТ в обучении иностранному языку позволяет оценить уровень использования словообразований и словосочетаний. Степень знаний лексических навыков обучающихся важный фактор создания языковой компетенции обучающихся. Нужно также отметить, что обучение будет эффективным только тогда, когда студенты владеют материалом, превосходящим затребованные стандарты. Разные методики советуют использование аутентичных текстов (журналы, газеты, художественная литература, фильмы), но этого явно недостаточно.

Включение ИКТ в самостоятельную работу обучающихся позволяет подготовить специалиста, компетентного как в информационных технологиях, так и в профессиональной сфере деятельности. Интерес самих обучающихся к такой самостоятельной работе поможет им улучшить свое образование, сформирует навыки самоорганизации и в дальнейшем позволит самостоятельно развиваться и совершенствоваться.

Обсуждая возможности сети Интернет для создания и развития иноязычной коммуникативной компетенции, можно отметить, что сама Мировая паутина сегодня одно из самых популярных средств массовой коммуникации. С ее помощью люди формируют личные и деловые связи с иностранцами. Использование интернет — технологий при обучении иностранному языку решает практические задачи: 1) появляется мотивация к изучению языка; 2) растет словарный запас; 3) улучшается чтение; 4) развиваются коммуникативные навыки.

Литература:

  1. Павельева Т. Ю., Методика развития умений письменной речи студентов средствами учебного Интернет-блога (английский язык, языковой вуз), Тамбов, 2010
  2. Денисова С. А. Этапы формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 12. С. 270–271.
  3. Капранчикова К. В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция») — Москва, 2014.- 220 с.
  4. Сысоев П. В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3 (23). С. 140–152.
  5. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2–11.
  6. Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н., Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12–18.
  7. Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н., Формирование компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 59–62.
  8. Евстигнеева И. А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз), М., 2012.
  9. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2002.
  10. Мандель Б. Р. Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М. — Берлин: Директ-Медиа, 2016. 341 с.
  11. Гунина Л. А., Захарова Л. В. Формирование навыков самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2.С. 81–88
  12. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 210–213.
  13. Чичиланова С. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы // Образование и наука. 2009. № 2. С. 125–132.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ИКТ, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, самостоятельная работа, самостоятельная работа обучающихся, студент, иноязычная компетенция, информационная безопасность, технологический этап.


Похожие статьи

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих

Информационно-коммуникационные технологии в процессе... английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция»...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

Библиографическое описание: Ваняшина П. В. Самостоятельная работа с ИКТ при

Таким образом, самостоятельная работа, организованная с учетом потребностей, возможностей и

иностранный язык, диалогическая речь, иноязычная коммуникативная компетенция...

Информационно-коммуникационно-технологическая...

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

Обучение всотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции. Кощеев Василий Александрович, студент; Кирюшина Ольга Викторовна, кандидат педагогический наук, доцент.

Методика работы с социальным сервисом «Твиттер» для...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе сервиса «Твиттер» будет иметь успех при обучении на основе методической системы, где будут соблюдены следующие основные условия: - сформировать у учащихся к моменту обучения...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

активизацию самостоятельной деятельности

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Цели обучения иностранному языку. – Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих

– Социокультурная компетенция— приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, в рамках тем...

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Основной целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является

Иноязычная коммуникативная компетентность даст возможность будущему специалисту

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях...

Похожие статьи

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих

Информационно-коммуникационные технологии в процессе... английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция»...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

Библиографическое описание: Ваняшина П. В. Самостоятельная работа с ИКТ при

Таким образом, самостоятельная работа, организованная с учетом потребностей, возможностей и

иностранный язык, диалогическая речь, иноязычная коммуникативная компетенция...

Информационно-коммуникационно-технологическая...

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Обучение в сотрудничестве как основа развития иноязычной...

Обучение всотрудничестве как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции. Кощеев Василий Александрович, студент; Кирюшина Ольга Викторовна, кандидат педагогический наук, доцент.

Методика работы с социальным сервисом «Твиттер» для...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе сервиса «Твиттер» будет иметь успех при обучении на основе методической системы, где будут соблюдены следующие основные условия: - сформировать у учащихся к моменту обучения...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

активизацию самостоятельной деятельности

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

Цели обучения иностранному языку. – Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих

– Социокультурная компетенция— приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, в рамках тем...

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, приводятся схемы их применения.

Коммуникативная компетентность при обучении иностранному...

Основной целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является

Иноязычная коммуникативная компетентность даст возможность будущему специалисту

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях...

Задать вопрос