Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 1146 раз

Библиографическое описание:

Лыкова И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1016-1018. — URL https://moluch.ru/archive/63/9900/ (дата обращения: 22.07.2018).

Ключевые слова: ИКТ-компетенция, информационная компетенция, коммуникационная компетенция, технологическая компетенция.

В качестве одной из основных компетенций выпускника общеобразовательной школы следует рассматривать ИКТ-компетенцию, так как она соединяет в себе способности и умения самостоятельного поиска, анализа, отбора, обработки и передачи нужной информации.

Так как понятие «информационно-коммуникационная — технологическая компетенция» по своей структуре является достаточно сложным, то оно может быть рассмотрено как синтез информационной, коммуникационной и технологической компетенции. Для более детальной характеристики проведем анализ составляющих этой компетенции — определим их структуру, особенности и взаимосвязь друг с другом.

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия «информационная компетенция» является определение, данное О. Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [2].

А. Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [8].

С. В. Тришина дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [9].

Проанализировав, выше приведенные определения «информационная компетенция» можно прийти к выводу, что общим для этих определений является следующее: информационная компетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.

Второй составляющей понятия «информационно-коммуникационная — технологическая компетенция» является «коммуникационная компетенция». По мнениюВердербер Р., Вердербер К. «Коммуникационная компетенция — соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность» [1].

Коммуникационная компетенция — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения [3].

Коммуникацией можно назвать обмен информацией между учащимися посредством общей системы символов, другими словами, это процесс кодирования и передачи информации от источника и приема получателем сообщения.

В психологической и социологической литературе термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира; процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т. п. в человеческом общении); а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.

Существует и такая трактовка, в которой коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия с помощью технических средств связи.

В литературе встречаются различные трактовки понятия «коммуникативная компетенция» (И. Д. Агафонова, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.). Анализ особенностей коммуникативной компетенции позволил нам сформулировать данное понятие следующим образом: коммуникативная компетенция — это вид компетенции, обеспечивающей возможность использования средств устной и письменной коммуникации адекватных ситуации межличностного взаимодействия.Врезультате исследования нами был определен ряд ее специфических свойств: она является универсальной и проявляется при межличностном взаимодействии; обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию учащегося; определяется совокупностью знаний, умений и значимых личностных качеств, необходимых для эффективного общения; включает в себя владение вербальными и невербальными средствами коммуникативного поведения; складывается из готовности ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, получать необходимую информацию и передавать ее адекватно ситуации общения.

В «Новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» дано следующее определение «технологической компетенции» — это набор умений, обеспечивающих возможность пользоваться ТСО вучебном и общеобразовательном процессе [5].

С точки зрения С. А. Маруева «технологическая компетенция — это владение знаниями, навыками и способностями для решения набора сходных деятельностных задач с использованием конкретной технологии» [4].

Л. А. Ядвиршес предлагает понимать под технологической компетенцией — сочетание личностных особенностей и качеств, позволяющих умело выполнять определенные действия [10].

Проведя теоретико-методологический анализ можно сделать вывод, что понятие «информационно-коммуникационно-технологической компетенции» в настоящее время находится на стадии комплексного научного изучения. При этом ИКТ — компетенция является сложным и многоуровневым понятием, определяется информационно-коммуникативными знаниями, умениями, значимыми личностными качествами, имеет деятельно выраженный и ситуативный характер, является метапредметной и относится к базовым компетенциям учащихся.

Несмотря на достаточно актуальную проблему по формированию ИКТ — компетенции, до сих пор нет единого мнения, что же это. Так, Г. И. Попова определяет информационно-коммуникационную компетенцию как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению профессиональной деятельности с помощью информационных технологий [6].

По мнению Е. Г. Пьяных, информационно-коммуникационная компетенция — это умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ИКТ; использование в своей профессиональной деятельности современных средств ИКТ, обеспечивающее увеличение производительности труда [7].

Поэтому под ИКТ — компетенцией ученика общеобразовательного учреждения следует понимать интегративное личностное образование, которое характеризуется:

-           совокупностью системных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и ИКТ;

-           способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью творчески их использовать в своей учебной и внеучебной деятельности;

-           осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере ИКТ.

Литература:

1.         Вердербер Р., Вердербер К. (Психология общения). — СПб., 2003

2.         Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с. — С.14

3.         Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение

4.         Маруев С-А. Технологии дистанционного обучения) С-А. Маруев М-, 2005.

5.         «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009

6.         Попова Г. И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Краснодар, 2006. — 23 с/

7.         Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Томск, 2007. — 23 с.].

8.         Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. — С.32.

9.         Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journаl/2005/0910–11.htm.

10.     Ядвиршис, Л. А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально педагогической деятельности / Л. А. Ядвиршис // Образование и общество. 2007. № 1

Основные термины (генерируются автоматически): технологическая компетенция, информационная компетенция, ИКТ, коммуникационная компетенция, умение, коммуникативное поведение, коммуникативная компетенция, межличностное взаимодействие, письменная коммуникация, информационно-коммуникационная компетенция.


Ключевые слова

ИКТ-компетенция, информационная компетенция, коммуникационная компетенция, технологическая компетенция.

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция).

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение)

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

Коммуникативная компетенция (Communicative language competence) состоит из трёх компонентов

1) коммуникативная компетенция – это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального...

Развитие информационно-коммуникационной компетентности...

Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей. Автор: Абайдуллаева Роза Папановна.

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Формирование информационно-коммуникационной...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования.

По форме взаимодействия с обучающимся образовательные средства ИКТ классифицируются на «offline» — технология асинхронного режима связи, куда входит...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции...

Информационно-коммуникативную компетенцию студентов аграрного вуза также можно охарактеризовать определёнными

Основные термины (генерируются автоматически): умение, информационно-коммуникативная компетенция студентов, письменная речь, ИКТ, процесс...

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

Коммуникативная компетенция включает следующие аспекты

Коммуникативная компетенция в современном её понимании также предусматривает формирование

Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза.

Развитие информационно-коммуникативных компетенций...

There are lots of conditions for the development of independent activiti skills such as project work, Green Peace actions, labour actions, excursions and cooperative work in students^ innovative groups which promote to form a healthy way of life in modern flexible conditions of society and natural...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция). Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция).

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение)

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

Коммуникативная компетенция (Communicative language competence) состоит из трёх компонентов

1) коммуникативная компетенция – это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального...

Развитие информационно-коммуникационной компетентности...

Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей. Автор: Абайдуллаева Роза Папановна.

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Формирование информационно-коммуникационной...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования.

По форме взаимодействия с обучающимся образовательные средства ИКТ классифицируются на «offline» — технология асинхронного режима связи, куда входит...

Формирование информационно-коммуникативной компетенции...

Информационно-коммуникативную компетенцию студентов аграрного вуза также можно охарактеризовать определёнными

Основные термины (генерируются автоматически): умение, информационно-коммуникативная компетенция студентов, письменная речь, ИКТ, процесс...

Использование Интернет-ресурсов с целью формирования...

Коммуникативная компетенция включает следующие аспекты

Коммуникативная компетенция в современном её понимании также предусматривает формирование

Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза.

Развитие информационно-коммуникативных компетенций...

There are lots of conditions for the development of independent activiti skills such as project work, Green Peace actions, labour actions, excursions and cooperative work in students^ innovative groups which promote to form a healthy way of life in modern flexible conditions of society and natural...

Задать вопрос