Расследование – одна из новых и интересных форм в российской журналистике. Жанр, по мнению исследователей, родился в США, где в конце XIX в. в газетах стали появляться разоблачительные статьи. Их авторов в начале XX в. стали называть «макрейкерами», или «разгребателями грязи».
В России расследовательский метод в писательской деятельности одним из первых блестяще применил А. С. Пушкин – историк и публицист, автор «Истории Пугачёва». Свой вклад в развитие документалистики, расследовательской формы познавательной деятельности внесли писатели и журналисты В. Г. Короленко, А. П. Чехов и др.
Советскому журналисту, ориентированному в большей степени на позитивную информацию о делах в стране, вплоть до 70-х годов роль расследователя не была свойственна. Отечественная расследовательская журналистика, как отмечает Л. З. Чиликина [5, с. 16], начала активно развиваться в 70-е годы XX в.: например, в «Литературной газете» был создан отдел расследований и под рубриками «Эксперименты ЛГ», «Мораль и право», «Новейшая история» публиковались материалы о коррупции, о злоупотреблениях властью
В 90-е годы журналистика стала рассматриваться как один из мощных инструментов социального контроля над деятельностью государственных институтов, поэтому возник спрос на журналистов, способных добывать скрытую информацию. Расследовательские публикации А. Минкина, З. Ерошок, А. Гамова, О. Лурье, А. Сабова, В. Кривошеева и др. печатались под рубрикой «Журналистское расследование».
Журналисты, начинавшие работать в этом направлении, действовали по интуиции. В настоящее время практики могут опираться на работы таких исследователей, как А. Константинов [1], А. И. Станько [2], А. А. Тертычный [3], Ю. Шум [6] и др.
В теории журналистики существует множество определений журналистского расследования.
Предмет расследования – явления, события, приковывающие общественное внимание, случаи коррупции, политические, экономические, социально-бытовые преступления, которые утаиваются от общества. Цель расследования – раскрытие утаиваемого, разоблачение путём предоставления неоспоримых доказательств. По мнению Н. В. Четверткова, журналистское расследование – это трудный и опасный для журналиста, весьма распространённый в печати аналитический жанр, в котором автор по своей инициативе вскрывает причинно-следственные связи «кричащих» событий, а участники их преднамеренно скрывают факты, документы, стремясь сделать их недоступными [4, с. 102].
В процессе познавательной деятельности автор, готовящий расследовательский материал, использует такие методы работы с источниками информации, как наблюдение, беседа, интервью, изучение документов, эксперимент. Осмысление темы, собранной информации предполагает владение такими методами постижения сути, как индукция, дедукция, традукция, анализ, синтез, гипотетический метод, метод историзма и др., а также умение систематизировать, классифицировать факты.
Работая на созданием текста расследования, журналист применяет разнообразные методы предъявления информации: рассуждение, констатацию, цитирование, персонификация и др.
Будучи аналитическим жанром, расследование вбирает в себя черты статьи, корреспонденции, эксперимента, аналитического репортажа. Специфика его определяется в большей степени сокрытостью, конфиденциальностью информации, необходимостью сохранять в тайне её источники, опасными условиями, в которых протекает познавательная деятельность публициста, абсолютной самостоятельностью журналиста-расследователя.
А. А. Тертычный классифицирует расследования в зависимости от их тематики:
расследование политических преступлений,
расследование экономических преступлений,
расследование коррупции,
расследование преступлений в сфере экологии,
расследование исторических тайн,
расследование социально-бытовых преступлений [3].
В настоящее время в России складывается структура печатных изданий, телепрограмм, информационных агентств, интернет-сайтов, которые считают проведение исследований своей важнейшей задачей.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге возникло «Агентство журналистских расследований», сотрудники которого, помимо проведения расследований и публикации их результатов, в частности в газете «Ваш тайный советник», начали вырабатывать определённые правила сбора и обработки информации.
В расследовательской журналистике хорошо известны печатные специализированные издания «Совершенно секретно», «Версия» и др.
Одной из первых газет, обратившихся к жанру расследования, стала «Комсомольская правда». Созданная в 1925 году, газета сумела сохранить читателей в трудные перестроечные и постперестроечные годы. Для данного издания характерно сочетание информационных, аналитических, художественно-публицистических жанров.
Впервые жанр журналистского расследования под рубрикой «Расследование «КП» появился в 1990 г. Однако и до этого в газете печатались материалы, близкие к расследовательским («Баку. Что случилось», «Сбит над Калахари» и др.). Рубрика «Расследование «КП» стала постоянной и необыкновенно популярной. Особую популярность приобрели циклы расследований.
В «КП» встречаются практически все виды журналистских расследований*, однако их соотношение со временем менялось.
В 1990 г. большая часть расследований была посвящена политической тематике. Это «Сос» над Балтикой» А. Карцева, «Искренне Ваш Дж. Эдгар Гувер…» Д. Надхафова и др. Втрое меньше расследований исторических тайн: «Бой местного значения» А. Панцырева, «Румыния: загадки революции» Д. Дьякова и др. И лишь несколько посвящены социально-бытовым темам, например: «А. Кашпировский: я знаю, как управлять толпой. «КП» ведёт расследование современных методов контроля над человеческой психикой» В. Умнова и др.
В 1991-1999 г. тематика расследований расширилась. На первом плане оказались экономическая тематика («За наших детей дают 10 тыс. долларов», «Алмазный блеск и фальшивые блики дела № 029», «Пьяные деньги на святое дело» и др.) и, с небольшим отрывом от неё в количественном отношении, политическая тематика («Взорвёт ли КИМ ИР СЕН нашу атомную бомбу? О подготовке Северной Кореи к ядерной войне», «Террор против русских в Нью-Йорке» и др.). Активно публиковались расследования социально-бытовых преступлений («Страсти по-милицейски» У. Скайбеды, «И мальчики кровавые в глазах» Т. Максимовой, «Пока родители заняты выживанием, дети выбирают смерть» О. Носовой и др.). Стали появляться расследования коррупции («Ректор университета задержан за крупную взятку», «Тысячи слуг для слуг народа» и др.). В десять раз по сравнению с 1990 г. уменьшилось количество расследований исторических тайн. В то же время появилось несколько расследований на экологическую тему («Мы все живём на ядерной помойке», «Секретный завод заражает наших детей «Химическим СПИДом» и др.).
В 2000-2009 г. чуть больше половины расследований были посвящены теме социально-бытовых преступлений («Чтобы поймать маньяка в морге, милиционеры прикинулись трупами», «Отличник устроил взрыв в центре столицы» и др.). Вновь популярными становятся расследования исторических тайн, к которым можно отнести, например, материалы «Смерть Есенина: убийство или самоубийство» В. Ворсобина, «Уши на снимках Сталина принадлежат разным людям» А. Велигжаниной и А. Велигжанина. Седьмую часть исследованных материалов составляют расследования терроризма. Одним из самых обсуждаемых является захват террористами школы в Беслане в 2004 г. («Девочка из Беслана по памяти нарисовала главаря банды», «Чёрные дыры бесланской трагедии», «Беслан: куда исчезли пропавшие без вести?» и др.). Редко публиковались расследования экономических преступлений, например, материал Э. Воротникова «Обманутым дольщикам правительство Мособласти достроит дом». Появились расследования, посвящённые научным тайнам и сенсациям: «Клонов придумали авантюристы от генетики?» С. Кузиной, «Алёшенька стал Машенькой» В. Лаговского. Наблюдается тенденция к созданию серий расследований («Саратовского прокурора убили свои?», «За что убили саратовского прокурора?» и др.). Некоторые из них публиковались в течение нескольких лет, например «Расследование длиною в семь лет» К. Воронежцевой.
Журналистское расследование заняло одно из важных мест в большинстве отечественных многотиражек.
В разные временные периоды расследования различаются не только по тематике, но и по структуре, дизайну, языку.
В настоящее время сложилась стабильная структура расследования: заголовок, вводная часть, указывающая на проблему, основной текст, поделённый на части, соответствующие определённым этапам расследования, и содержащий подзаголовки. Заголовок набран крупным жирным шрифтом, ключевые слова в нём написаны прописными буквами. Почти в каждом расследовании есть фотографии. Активно представлена инфографика: таблицы, схемы, диаграммы, карты. Иногда имеются врезки: «Кстати», «Цифры», «Из досье «КП», «Справка «КП»». Чёткая структура, оформление материалов делают их привлекательными, способствуют лучшему восприятию материала.
Иногда в стремлении сделать расследования более интересными и доступными для массовой аудитории печатные издания теряют чувство меры, целесообразности.
Недостаток материалов для расследования, погоня за сенсацией сомнительного качества не могут служить оправданием публикаций, основанных на непроверенных сведениях. Хорошо, если авторы таких расследований создают материалы, опровергающие изложенное ранее, приводя верные факты. В худшем случае они подрывают свой авторитет, авторитет издания и теряют часть аудитории.
В некоторых публикациях наблюдается отход от гармоничного сочетания в языке экспрессии и стандартов; в них активно используются элементы разговорного стиля, просторечия, в том числе вульгаризмы, жаргонизмы. Иногда за излишней экспрессией скрывается недостаток аналитичности. И даже несмотря на обилие фактов, материал может показаться несерьёзным, рассчитанным на невзыскательного читателя.
В то же время расследование – нужный и интересный жанр. В нём отражаются особенности времени, динамика изменений в социуме, в политике. Расследования, как правило, посвящены поискам решения актуальных проблем, аргументированностью, открытостью авторской позиции, имеют репутацию серьёзных, достоверных, аналитических публикаций.
Таким образом, журналистское расследование – достаточно молодой жанр российской журналистики, берущий начало в документалистике А. С. Пушкина, В. Г. Короленко и др. и имеющий в лучших своих проявлениях, в силу огромной социальной значимости, независимости проводящегося расследования, формы подачи материала, популярность у широкого круга читателей и хорошую перспективу.
*Автор выражает благодарность Е. Г. Никитиной за содействие в работе по сбору данных на материале «КП».
Литература:
Константинов А. Журналистское расследование. История метода и практика: учебное пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 383 с.
Станько А. И. Журналистские расследования. – Ростов-на-Дону: Старый журналист, 1997. – 320 с.
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.
Четвертков Н. В. Журналистика как сфера творческой деятельности. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2004. – 236 с.
- Чиликина Л. З. Новый жанр публицистики // Журналистика. – № 8, 2000. – С. 16.
- Шум Ю. А. Журналистское расследование: от теории к практике. Учебник. – М.: «Галерия», 2002. — 164 с.