Интервьюирование — это контакт интервьюера и респондента, который происходит в форме беседы. Интервьюер осуществляет беседу посредством заранее подготовленных и спонтанных вопросов. Как метод опроса в социологии интервью требует больших временных затрат, но в то же время дает более точные результаты исследования за счет личной беседы с респондентом [5, с. 1109].
В различных организационных формах интервью проявляется по-разному. Интервью в служебной обстановке целесообразно при изучении производственных коллективов. Оно, как правило, направлено на выявление проблем на производстве. Интервью по месту жительства проводится тогда, когда его предметом становятся проблемы, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке [2, с. 114].
В социологической науке выделяют три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Первый вид интервью является самым распространенным в социологии. При формализованном интервью основой является четко регламентированный вопросник, в котором четко сформулированы вопросы и задана последовательность вопросов, и разработанная инструкция, на основе которой интервьюер действует при ведении интервью.
Следующий вид — фокусированное интервью — направлен на сбор мнений и оценочного суждения по поводу конкретного явления и его причин. Этот вид интервью предполагает предварительное знакомство респондента с предметом интервью. В отличие от формализованного интервью порядок вопросов интервьюер может менять в ходе ведения беседы. Тем не менее, на все вопросы, указанные в опросном листе, интервьюер должен получить ответы.
Свободное интервью, в свою очередь, проводится без стандартизированного вопросника или плана интервью. Данный вид интервью предполагает лишь определение темы беседы [8, с. 95].
Основным недостатком метода интервью является недостаточная оперативность и большие затраты времени. Интервью как метод нельзя использовать при массовых краткосрочных опросах [2, с. 117].
В журналистике интервью выступает как жанр, главной целью которого является определение мнений людей о тех или иных случаях, природных явлений или тенденций общества. Такое мнение может быть получено как от определенного человека, так и от коллектива.
Существуют такие виды интервью, как информационное, аналитическое и портерное.
В случае с информационным интервью журналист делает акцент на выражение мнений респондента об интересующем его событии. В основе такого интервью лежит исключительно социально важное событие. Существует два вида события: событие самого рассказывания (в таком случае мы участвуем в качестве очевидцев, то есть являемся субъектами повествования) и событие, о котором говорится в журналистском материале (в этом случае мы являемся объектом воздействия). События эти происходят в разные временные отрезки (в том числе и по длительности) и на разных местах. Но, несмотря на это, они объединены в одно сложное событие, которое обозначается как произведение в его событийной полноте.
Оперативное интервью является подвидом информационного интервью в меньшем объеме. Оперативное интервью основывается на высказываниях специалистов и экспертов по определенным проблемам и событиям. Эти высказывания являются обязательной часть информационных сюжетов.
Среди информационных интервью можно выделить подвид — блиц-опрос. Он основан на сборе различных мнений на конкретную ситуацию или вопрос. Блиц-опрос проводится среди населения, как правило, представителями различных социальных групп и возрастов.
Также можно выделить следующие виды интервью:
Интервью-диалог, которое предполагает передачу информации в опросно-ответной форме. Как правило, вопросы предоставляются будущему интервьюируемому заранее для ознакомления. Тем не менее, уточняющие вопросы в время интервью-диалога также присутствуют. Это помогает шире раскрыть интересующую тему и поддержать интерес целевой аудитории.
Интервью-монолог представляет собой ответ в монологической форме на один вопрос. Как правило, для интервью-монолога приглашается авторитетное лицо, компетентное в обозначенной тематике. По своей форме данный вид напоминает статью [3, с. 218].
Интервью-сообщение. Особенностью построения текста данного жанра является пересказ ответов собеседника. По своей форме может напоминать отчет [4, с. 192].
Интервью-зарисовка. Этот вид интервью предоставляет журналисту определенную свободу в форме структурирования материала. Журналист может использовать свои комментарии, давать личную оценку, описывать обстановку беседы, создавать портрет собеседника. Коллективное интервью. Это отражение взглядов и мнений нескольких собеседников по различным вопросам. Обычно данный вид интервью пишется по итогам таких мероприятий как круглый стол, деловая встреча, переговоры, пресс-конференции и т. д.
Интервью-анкета. Представляет собой блиц-опрос либо на улицах, либо во время какого-либо мероприятия. Строится на одном вопросе, который актуален для аудитории [6, с. 73].
Протокольное интервью. Как правило, это информация о мероприятии, связанном с каким-либо политическим или общественным деятелем. Подготовку к интервью журналист начинает задолго до беседы с интервьюируемым. Он детально изучает тему будущего разговора, составляет перечень вопросов, которые необходимо задать [Цвик]. Также в ходе беседы журналист может задавать уточняющие или дополнительные вопросы [1, с. 23]. В такие моменты важно следить, чтобы не оказалась потеряна тема разговора, чтобы не уйти в сторону. Здесь очень важна подготовка журналиста, знание основных проблем и темы беседы [7, с. 126].
Жанр интервью относится не только к информационным, но и к аналитическим методам, поскольку информация, полученная при помощи интервью, может быть преобразована и опубликована как в виде статьи, отчета, так и в виде сообщения в газетной полосе. Данный метод применяется не только для получения исходных сведений о событии, но и для преобразования и дальнейшего изучения этой информации. В случае, когда в тексте применяется аналитический метод, форма такой публикации может быть диалогической и вопросно-ответной, и только в самом тексте можно определить, к какому жанру относится данное интервью, так же его можно назвать синтезом всех жанров журналистики. Проанализированные события, явления или процессы являются одним из главных признаков аналитического интервью. Отсюда следует, что наиболее актуальными вопросами для респондента будут: как, почему, каким образом и по какой причине, которые наиболее точно смогут отобразить его отношение к определенному событию. В аналитическом интервью формулировка ответов на такие вопросы возлагается на опрашиваемого, что и является его отличительной чертой.
Интервью-расследование относится к аналитическому виду интервью и направлено на углубленное изучение социального или политического события. Расследовательское интервью не определяется жесткими пространственно-временными рамками. Предметом интервью-расследования может выступать весьма противоречивая фигура. В данном виде интервью особое внимание уделяется целевой установке, работе с материалами и источниками по расследованию, стратегии беседы. Интервью-расследования проводятся с несколькими респондентами, обладающими различным темпераментом и социальным статусом. При проведении расследовательского интервью интервьюер должен уметь найти вербальный и невербальный подход ко всем участникам беседы.
Следующий вид интервью — портретный. Его цель — создать яркий эмоционально-психологический образ собеседника. Главный акцент здесь делается на особенностях личности, выделяющих ее из числа остальных. Вопросы носят исключительно личный характер. В портретном интервью журналист является полноправным собеседником, но должен соблюдать особый такт и быть осторожным, задавая вопрос. Есть несколько признаков, по которым можно определить портретное интервью. Во-первых, в беседе всегда выражается мнение интервьюированного человека о том или ином событии. Во-вторых, это должна быть именно беседа (тогда количество респондентов не так важно), и, в-третьих, интервью может принимать любую журналистскую форму, будь то информационный, аналитический или художественно-публицистический жанр.
Помимо жанра к видовой составляющей интервью можно отнести стиль его ведения. Выделяют два основных стиля ведения интервью — «мягкий» и «жесткий».
В первом случае интервью подразумевает спокойное, вежливое общение журналиста и респондента. Замечания и противоречия в ответах собеседника уточняются в деликатной форме, чаще всего с извинениями (например, «извините, но я считаю…»).
В «жестком» стиле, журналист может задавать неловкие и наводящие вопросы, ловить на противоречиях или оказывать некоторое психологическое давление. Такой тип интервью применяется для выявления у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой собственного «я».
Анализ состава самого слова «интервью» позволяет определить, что оно состоит из префикса inter, под которым понимается значение взаимодействия или взаимонаправленности, и основы view, что означает — взгляд или мнение. Таким образом, несмотря на видовую разновидность, очевидно, что любое интервью основано на обмен взглядами, сведениями и фактами между людьми.
Литература:
- Безбородова Ю. В., Долгина Е. С. Жанры газетной журналистики. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере») / Нижневартовск, 2014.
- Белановский С. А. Интервью. М.: Николо-Медиа, 2009.
- Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе.
- Григорян М. В. Пособие по журналистике. М.: Права человека, 2007.
- Долгина Е. С., Веснина М. А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 1109–1111.
- Коновалова О. В. Основы журналистики. Ростов на Дону: Март, 2005.
- Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2007.
- Кравченко А. А. Социология. Общий курс. СПб.: Логос, 2011.
- Цвик В. Л. Введение в журналистику. М.: МНЭПУ, 2000.