В статье рассмотрены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенный анализ отразил неоднозначный подход к пониманию содержания некоторых из них.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, принципы предоставления, заявительный порядок, правомерность взимания с заявителей платы.
Принципы, как правовая категория, являются важной составляющей любого правового института, в том числе института предоставления государственных и муниципальных услуг. Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее- Федеральный закон № 210-ФЗ) основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее- услуги) являются:
1) правомерность предоставления услуг органами, их предоставляющими;
2) заявительный порядок обращения за предоставлением услуг;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление услуг, платы за предоставление услуг.
4) открытость деятельности органов, предоставляющих услуги;
5) доступность обращения за предоставлением услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможность получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя [6].
В научной юридической литературе встречается мнение о дифференциации перечисленных выше принципов на принципы предоставления и принципы получения услуг. К первой группе можно отнести принцип правомерности оказания необходимых и обязательных государственных и муниципальных услуг и принцип открытости деятельности органов, оказывающих услуги. Принципами же получения услуг при этом выступают принцип доступности обращения за предоставлением услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также принцип возможности получения услуг в электронной форме [1, с. 335].
Полагаем целесообразным более детальное рассмотрение первых трех, закрепленных в Федеральном законе № 210-ФЗ, принципов, вызывающих наибольшую дискуссию в юридической литературе.
Принцип правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг А. Н. Борисов предлагает переименовать в принцип законности [2, с. 21]. Критикуя данную формулировку, Н. А. Кандрина отмечает, что в таком случае происходит ограничение его (признака) сущностных элементов, поскольку принцип правомерности рассматривается как с позиции предоставления услуг правомочными органами, так и с позиции соблюдения последними требований закона в рассматриваемой сфере [4, с. 37].
Переходя к рассмотрению следующих двух принципов предоставления услуг, необходимо отметить, что позиции правоведов относительно принципиального различия правовой природы предоставления услуг и функций органов публичной власти диаметрально противоположны.
В данной связи неоднозначное толкование в юридической литературе принципа заявительного порядка обращения за предоставлением услуг. Содержанием рассматриваемого принципа является предоставление услуг по запросу заявителя. Н. А. Кандрина отмечает, тот необычный факт, что волеизъявление именно заявителя первично по отношению к волеизъявлению органа публичной власти, свидетельствует о правовом обосновании юридической сущности такого правоотношения. Так, правоотношение, складывающиеся в рассматриваемой сфере, принципиально отличается от иных правоотношений с участием органов власти, в которых инициатором выступают последние, «и это логично, так как правовая природа государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, не идентична правовой природе функций, реализуемых ими» [4, с. 37]. Таким образом, делается вывод о существующем разграничении функций органа публичной власти и услуг, предоставляемых им в заявительном порядке.
С другого ракурса, безотносительно разграничения функций органа публичной власти и предоставления им услуг, рассматривает данный принцип З. К. Бабаева. Автор отмечает, что обязанность органа власти отреагировать на волеизъявление заявителя о намерении получить соответствующую услугу выступает обеспечением реализации такого права- необходимо лишь заявление услугополучателя [1, с. 336]. Указанная интерпретация смысла принципа заявительного порядка позволяет говорить о рассмотрении данных правоотношений с конституционной точки зрения, а также говорить об институте предоставлении государственных и муниципальных услуг как об общественном благе, а не объекте гражданских прав.
Принцип правомерности взимания с заявителей государственной пошлины и платы за предоставление услуг выступает следующим, при рассмотрении которого необходимо отталкиваться от того, относится ли предоставление услуг к функциям органов публичной власти или же существует разграничение между этими понятиями [7, с. 1158].
Законодатель в ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги определяет как деятельность по реализации функций органов, их предоставляющих [6].
Толкуя указанную норму и соотнося анализируемые понятия друг с другом, можно сделать вывод, что функции органов публичной власти выступают содержанием, а предоставление государственных и муниципальных услуг- формой.
Подход исследователей, например, И. М. Докучаевой, отмечающих, что уплата налогов заявителями является основанием для предоставления государственных и муниципальных услуг на безвозмездной основе [3, с. 103], полагаем, можно считать соответствующим приведенной выше интерпретации соотношения функций органов публичной власти и предоставления услуг.
Противоположного мнения придерживается ряд других авторов, которые полагают, что «заявительный характер на предоставление государственных и муниципальных услуг, определенная их ценность не для всего населения, а для ряда услугополучателей и обусловливают в некоторых случаях необходимость их оплаты» [4, с. 337].
Таким образом, проведенный анализ рассмотренных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг позволил выявить неоднозначный подход к пониманию их (принципов) сущности и содержания. Принципы заявительного порядка и правомерности взимания платы и государственной пошлины за предоставление услуг вызывают наибольшее число вопросов, являются предметом научных дискуссий. В данной связи научные исследования в рассматриваемой сфере продолжают оставаться актуальными.
Литература:
- Бабаева, З. К. К вопросу о принципах предоставления государственных и муниципальных услуг / З. К. Бабаева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2015. Т. 15, вып. 3. — С. 334–342.
- Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный) / А. Н. Борисов // М.: Юстицинформ. — 2011. — С. 16.
- Докучаева, И. М. Понятие «публичные услуги» и некоторые проблемы их правового регулирования / И. М. Докучаева // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): Сб. / Под общ. ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М.: Волтерс Клувер. — 2007. — С. 103.
- Кандрина, Н. А. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг: понятие, классификация / Н. А. Кандрина // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 10. С. 35–39.
- Киселева, Н. В. Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг / Н. В. Киселева // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 5. — С. 21–2.
- Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ: по сост. на 21.12.2018 г. // Российская газета.. — 2010. — № 168.
- Федотов, В. В. Проблемы разграничения государственных услуг и государственных функций в России на современном этапе / В. В. Федотов // Административное и муниципальное право. —2015. — № 11. — С. 1157–1163.