Ключевые слова: молодежь, социальная группа, концепция молодежи, общество.
Под молодежью в разговорной речи понимается группа людей в возрасте от 16 до 30 лет. Часто, ориентируясь лишь на возрастной критерий, мы не обращаем внимание на то, что понятие «молодежь» включает в себя еще и социально-психологические характеристики. [1, с. 2265]
В 1960–1970-е годы в России появляется ряд исследований, посвященных изучению молодежи как социальной группы. В. Т. Лисовский пишет о том, что молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции, подготавливаемых обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. [2, с.7] Важным признаком, характеризующим молодежь как социальную группу, В. Т. Лисовский считает социальную зрелость. Он определяет ее как «такое положение личности в системе общественных отношений, когда личность выступает фактически полноправным носителем социальных ролей в сфере экономики, политики и права, когда она осознает свою роль и ответственность и выполняет вытекающие отсюда обязанности». [3, с.8]
В. И. Добрынина, раскрывая понятие «молодежь», принимала за внимание социальные, психофизиологические и экономические критерии. По ее мнению, молодежь находится в стадии формирования организма и психики, то есть, это духовно и физически не окрепшая возрастная группа. Молодежь только вступает в жизнь, становится, но еще не стала материально независимой, самостоятельной группой. [4, с.28]
В настоящее время молодежью принято считать поколение людей с активной жизненной позицией, которые проходят этап становления социальных ролей в социуме. Данный этап имеет первоочередное значение в развитии социальной зрелости, так как это напрямую влияет на процесс усвоения основных общеобразовательных и профессиональных функций. Важно отметить и роль окружающего общества, которое осуществляет подготовку молодежи к усвоению и выполнению данных ролей. Социальная зрелость — один из важных этапов развития личности, ввиду того что характеризуется обретением человеком свойств самодостаточности и самостоятельности. На этом этапе происходит осознание гражданских и экономических прав и обязанностей, а также усвоение индивидуальных, групповых и общественных норм, присущих обществу. [5, с.767]
Составляя значительную часть населения РФ, молодежь представляет огромную ценность для общества, являясь наиболее динамичной социальной группой. Ввиду интенсивного роста межкультурных коммуникаций именно молодые люди наиболее приспособлены к усвоению разных культур, стереотипов поведения, новых ценностей, что объясняется отсутствием устойчивых стереотипов, часто противоречащих друг другу, которые сформировались у более взрослого поколения с учетом изменяющихся этапов формирования российского общества в период СССР. [1, с. 2267]
В 1980–1990-е годы изучение молодежной проблематики проходило на стыке «западной» и «советской» идеологий, а к началу XXI в. появляются концептуальные работы И. М. Ильинского, Ю. А. Зубок, В. И. Чупрунова и других авторов, которые в значительной степени обогатили теоретические представления о сущности и характеристиках молодежи и молодежных движений. [6, с.156] По мнению И. М. Ильинского, молодежь — это «ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». [7, с.208] Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строиться с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся. [6, с.157]
Широкая постановка вопроса о положении молодежи в социуме приводит И. М. Ильинского к убеждению, что «необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, которая, в свою очередь, не может быть создана без новой философии возраста. Эта философия и основанная на ней концепция молодежи будут складываться из системы универсальных общепринятых среди ювенологов мира научных истин о молодежи как особой категории общества, которые являются общечеловеческим достоянием, а также идей и знаний о молодежи конкретных обществ». [7, с.6]
Ю. А. Зубок в своей Рискологической концепции относит молодежь к историческому феномену, что связано с осмыслением эмерджентных свойств этой общности, формируемых в противодействии все более напряженным условиям повседневной жизни людей в различные исторические периоды. [8, с.31]
Ретроспективный анализ теорий молодежи позволил выделить наиболее значимые особенности исследуемой социальной группы. Во-первых, целесообразно выделять, по крайней мере, три подгруппы молодежи — от 14 до 18 лет, от 18 до 22–25 лет и от 25 до 30 лет. Во-вторых, данная периодизация подкрепляется рядом социальных позиций: получение паспорта, избирательное право, профессиональное образование и другие. [6, с. 158]
Таким образом, молодежь — это социальная группа, которая отличается от других возрастными рамками (14–30 лет) и статусом в обществе (переход от детства и юности к социальной ответственности). Молодежь, обладая высоким уровнем мобильности, здоровьем и интеллектуальной активности, выгодно отличается от других социальных групп, тем самым определяя себя как основу будущего состояния социума.
Литература:
- Ярычев Н. У., Маликова Е. В. Место и роль молодежи в контексте государственной молодежной политики Российской Федерации // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 12–10. — С. 2265–2269.
- Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи / В. Т. Лисовский. — М., 1998. — 208 с.
- Громов И. А. Молодежь в обществе / И. А. Громов, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: уч. записки ЛГУ — Вып. 6. — Л.,1997. — С. 8.
- Добрынина В. И. Воспитание личности — управляемый процесс / В. И. Добрынина // Социальное управление и молодежь. — М.,1995.– Вып. 3.– С. 28.
- Никонова И. А. Определение понятия «самодостаточность личности» // Вестник Башкирского университета. — 2010. — Т. 15. — № 3. — С. 767–770.
- Белый О. И. Определение понятия «молодежь» // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 12. — С. 156–158.
- Молодежь России: Тенденции, перспективы /Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. — М.: Мол. Гвардия, 1993. — 224 с.
- Зубок Ю. А., Чупрунов В. И. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования, 2008. — № 4. — С. 31–55.