Применение золошлаковых отходов для укрепления грунтов в условиях Кемеровской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 13.03.2019

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Афиногенов, О. П. Применение золошлаковых отходов для укрепления грунтов в условиях Кемеровской области / О. П. Афиногенов, Р. Н. Малыхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57186/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для Кемеровской области характерны большие объемы перевозок автотранспортом угля, нерудных строительных материалов, леса, что приводит к повышенным нагрузкам на дорожные конструкции. Наблюдается и постоянный рост интенсивности движения. С другой стороны, регион отличается и весьма сложными грунтовыми условиями: в земляном полотне автомобильных дорог используются в основном глинистые пучинистые грунты, имеющие низкую несущую способность.

В табл. 1 приведены данные о фактическом использовании грунтов различных разновидностей при устройстве земляного полотна, полученные обработкой результатов контроля качества на дорогах Кемеровской области [1] (дорожно-климатическое районирование принято по В.Н. Ефименко [2]). Как следует из табл.1, при строительстве дорог используются преимущественно суглинки.

Таблица 1

Грунты, используемые для строительства автомобильных дорог в Кузбассе

Дорожно-климатический район

Распределение грунтов по разновидностям

супесь

суглинок

глина

III.Р.3

1,7

93,0

5,3

III.Х.4

-

96,0

4,0

II.Г.2

13,0

83,0

4,0

II.Х.1

14,0

86,0

-

Среднее

по области

2,5

92,5

5,0

Нестабильность свойств грунтов в годовом цикле приводит к ряду негативных последствий, в первую очередь, к их недоуплотнению (рис. 1), что в процессе эксплуатации дороги становится причиной многочисленных деформаций земляного полотна и дорожной одежды. Экспериментально установлена тесная связь между увлажненностью грунтов и степенью их уплотнения (рис. 2) [1].

Рис. 1. Изменение степени уплотнения суглинков в годовом цикле водно-теплового режима земляного полотна (по объектам на территории Кемеровской области) [3]

Рис. 2. Зависимость фактических значений коэффициента уплотнения грунтов от их увлажненности

В условиях Кемеровской области особенно остро проблема переувлажнения грунтов проявляется в осенний период, когда их просушка естественным образом практически невозможна. Как показывают опыт и специальные исследования, в качестве одного из наиболее эффективных решений для укрепления или осушения глинистых грунтов при сооружении земляного полотна автомобильных дорог может быть использование золы-уноса тепловых электростанций.

Для оценки возможности осушения глинистых грунтов в условиях Кемеровской области были проведены лабораторные исследования по укреплению тяжелого пылеватого суглинка золой-уноса Назаровской ГРЭС.

При добавлении золы-уноса влажность суглинка тяжелого снижается довольно существенно (табл. 2), появляется возможность уплотнения до требуемых значений.

Таблица 2

Изменение влажности суглинка тяжелого при добавлении золы-уноса

п/п

Наименование материала

Влажность материала,%

1

Суглинок тяжелый

20,37

24,36

29,18

2

Суглинок тяжелый с добавлением 1,5 % золы уноса

20,33

23,95

27,57

3

Суглинок тяжелый с добавлением 3 % золы уноса

18,86

23,55

26,33

4

Суглинок тяжелый с добавлением 10 % золы уноса

17,13

20,14

22,25

5

Суглинок тяжелый с добавлением 20 % золы уноса

14,73

17,66

20,59

6

Суглинок тяжелый с добавлением 30 % золы уноса

12,69

15,69

17,88

Влияние добавляемой золы-уноса на оптимальную влажность суглинка тяжелого иллюстрируют рис. 3, после обработки результатов получена следующая зависимость оптимальной влажности смеси Wopt от содержания в ней золы-уноса (при R² = 0,954)

Wopt = — 0,1192Сзу + 20,383.

Рис. 3. Изменение оптимальной влажности смеси «грунт + зола-уноса»

В табл. 3 приведены значения показателей грунта при различном содержании золы-уноса.

Таблица 3

Физико-механические показатели грунта, укрепленного золой-уноса

п/п

Материал

Прочность на сжатие, МПа

Водостойкость после

капиллярного водонасыщения

Морозостойкость

в воздушно-сухом

состоянии

марка по прочности

после капиллярного водонасыщения (марка)

прочность на сжатие после 5 (10) циклов замораживания-оттаивания, МПа

марка по морозостойкости

1

Суглинок тяжелый при Wopt = 20,11 %

2,63

М20

0,26

0,10

0,10

2

Суглинок тяжелый при 1,2Wopt = 24,13 %

1,05

М10

0,24

0,23

0,08

3

Суглинок тяжелый при 1,4Wopt = 28,15 %

0,98

<М10

0,14

0,14

0,06

4

Суглинок тяжелый с добавлением 1,5 % золы-уноса при Wopt = 20,11 %

1,55

М10

0,17

0,11

0,02

< F5

5

Суглинок тяжелый с добавлением 3 % золы-уноса при Wopt = 20,11 %

1,57

М10

0,11

0,07

0,06

< F5

6

Суглинок тяжелый с добавлением 10 % золы-уноса при Wopt = 20,11 %

1,47

М10

0,40

0,27

0,05

< F5

7

Суглинок тяжелый с добавлением 20 % золы-уноса при Wopt = 20,11 %

1,59

М10

0,71

0,45

0,12

< F5

8

Суглинок тяжелый с добавлением 30 % золы-уноса при Wopt = 20,11 %

2,04

М20

0,86

0,42

0,69

F5

Испытания укрепленных грунтов производились в возрасте 7 сут. Поскольку, как известно, зола-унос относится к медленно твердеющим вяжущим, можно ожидать существенно улучшения таких свойств, как прочность, морозоустойчивость, в процессе эксплуатации дороги.

Введение золы-уноса в тяжелый суглинок со степенью переувлажнения до 1,4 ведет к снижению общей влажности на 7-11 %. (табл. 3). Уменьшение влажности, в свою очередь, улучшает технологические свойства суглинистого грунта. Грунт умешает липкость, становится более рыхлым.

При введении золы уноса до 10 % оптимальная влажность грунта практически не изменяется, при введении 20 % золы-уноса оптимальная влажность уменьшается на 2 %, при введении 30 % золы-уноса — на 3 %. Максимальная плотность незначительно уменьшается.

Литература:

  1. Афиногенов, О.П.Совершенствование методов проектирования автомобильных дорог на основе дифференциации районирования [Текст]: монография / О.П. Афиногенов, С.В. Ефименко, А.О. Афиногенов. — Кемерово: ООО «Офсет», 2015. — 364 с.
  2. Ефименко, В.Н. Дорожно-климатическое районирование Кемеровской области // Опыт обеспечения эффективности дорожного комплекса Кузбасса: Сб. науч. тр. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — С. 62-66.
  3. Афиногенов, А.О. Анализ результатов уплотнения глинистых грунтов в насыпях автомобильных дорог // Вестник ТГАСУ. — 2009. — № 3. — С. 143-150.
Основные термины (генерируются автоматически): земляное полотно, зола уноса, Кемеровская область, суглинок, годовой цикл, грунт, добавление, добавление золы-уноса, капиллярное водонасыщения, оптимальная влажность смеси.


Похожие статьи

Использование золошлаковых отходов ТЭС Кузбасса для возведения земляного полотна автомобильных дорог

Биоэнергетическая и экономическая эффективность возделывания новых сортов гороха в условиях Самарской области

Новые методы переработки и утилизации твердых бытовых отходов с применением монтмориллонита

Применение микробиологических методов для повышения нефтеотдачи и интенсификации нефтедобычи

Перспективы получения резино-битумных вяжущих для повышения долговечности автомобильных дорог

Распространение криптоспоридиоза собак и кошек в условиях Республики Мордовии

Применение компоста из твердых бытовых отходов для лесовосстановления

Повышение эффективности технологий и методов борьбы с солеотложениями при эксплуатации скважин

Влияние способов сплошных рубок на естественное возобновление хвойных пород в Северо-Енисейском районе Красноярского края

Применение инсектицидных протравителей на яровом рапсе и их биологическая эффективность

Похожие статьи

Использование золошлаковых отходов ТЭС Кузбасса для возведения земляного полотна автомобильных дорог

Биоэнергетическая и экономическая эффективность возделывания новых сортов гороха в условиях Самарской области

Новые методы переработки и утилизации твердых бытовых отходов с применением монтмориллонита

Применение микробиологических методов для повышения нефтеотдачи и интенсификации нефтедобычи

Перспективы получения резино-битумных вяжущих для повышения долговечности автомобильных дорог

Распространение криптоспоридиоза собак и кошек в условиях Республики Мордовии

Применение компоста из твердых бытовых отходов для лесовосстановления

Повышение эффективности технологий и методов борьбы с солеотложениями при эксплуатации скважин

Влияние способов сплошных рубок на естественное возобновление хвойных пород в Северо-Енисейском районе Красноярского края

Применение инсектицидных протравителей на яровом рапсе и их биологическая эффективность

Задать вопрос