Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова / И. А. Федякина, М. Ю. Кремнева, И. А. Кипина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57169/ (дата обращения: 16.11.2024).



Детский сад — это новый этап в жизни ребенка. Для малыша- первый опыт общения в коллективе. Смену обстановки, чужих, незнакомых ребенку людей далеко не все дети воспринимают сразу и без проблем. Чаще всего родители, отдавая свое чадо в детский сад, через небольшой промежуток времени испытывают разочарование: слезы ребенка, капризность, отказ от похода в детский сад, частые простуды, невысказанные упреки и обиды к воспитателям.

Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения — это первый этап социализации ребенка. Как успешно и легко он пройдет, зависит дальнейшая адаптация ребенка к школе, к новым жизненным условиям и т. п.

Приспособление организма к новым условиям, к новому режиму и ритму жизни, может привести к изменениям в поведении ребенка, к нарушению сна, изменению аппетита.

Самый сложный период — это начало адаптации, он может продлиться очень долго и перейти в период дезадаптации, что может сказаться на нарушении здоровья, поведения и психики ребенка.

Приходя в детский сад, каждый ребенок переживает адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности маленьких детей ограничены, поэтому быстрый переход ребенка в новую социальную ситуацию и долгое пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Актуальность

Адаптация ребенка в детском саду, всегда была актуальной темой для родителей и воспитателей. Ведь почти всегда родители, отдавая ребенка в сад заинтересованы в быстром привыкании ребенка к саду. Часто задают вопрос насколько легко и быстро ребенок сможет освоиться в новом для него статусе воспитанника, в новом коллективе и привыкнуть к новому режиму дня.

Большее количество малышей испытывают трудности в процессе адаптации в ДОУ. Ведь дети в возрасте 2–3 года испытывают трудности в развитии речи, у многих полностью меняется режим дня и питание, у детей отсутствуют навыки самообслуживания, а некоторые дети даже не умеют ходить на унитазы, так как дома привыкли к горшку. Стиль воспитания и характер взаимодействия взрослый-ребенок отличается в саду от того который используют дома. Поэтому практически всегда адаптация — это стресс для малышей, и их эмоциональное состояние напрямую сказывается на его дальнейшем развитии.

Для того чтобы адаптация прошла как можно менее «безболезненно» воспитатель должен создать комфортные условия пребывания детей в группе, уметь снять мышечное и эмоциональное напряжение, помочь в преодолении детских страхов. А также научить детей взаимодействовать с воспитателем и наладить контакт между детьми, помочь развить игровые навыки, контролировать поведение, и обучить социально-бытовым навыкам.

Цели:

– создание благоприятных условий адаптации ребенка в условиях группы и детского сада;

– сформировать чувство защищенности, спокойствия и доверия к окружающему миру;

– развивать познавательную сферу ребенка, коммуникативных и навыков самообслуживания.

Задачи:

– определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ;

– профилактика и преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;

– развитие навыков взаимодействия между детьми и взрослыми;

– снижение импульсивности, тревоги, агрессивности.

Опираясь на жизненный опыт в воспитании своего ребенка, и на то, как прошла наша адаптация в саду, могу отметить, что в этом процессе очень могут помочь стихотворения, потешки, которые дети привыкли слышать дома. Ведь дома мама, укладывая ребенка спать поет ему песню, умывая, либо собирая на прогулку приговаривает потешку.

Посредством таких художественных образов устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с внешним окружающим малыша миром, появляется ощущение чего-то знакомого.

Роль влияние потешек на жизнь, а в нашем случае адаптацию малыша трудно переоценить: слушая слова, ритм, музыкальность, — он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается.

Для работы с детками первой младшей группы нами были собраны произведения известных авторов (А. Барто, С. Маршак, Т. Хитрова, В. Берестов и др.) в легкой стихотворной форме описывающие различные ежедневные действия, которые необходимо выполнить малышу в детском саду: умывание, зарядка, одевание и т. д. И было замечено, что и игровые упражнения, и занятия (лепка, рисование, конструирование и т. д.) становятся более понятны и увлекательны для маленького человечка.

Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, сопровождаем ими разные режимные моменты.

Так как очень важным является встреча ребенка с воспитателем, то в этот момент встречали его с улыбкой на лице, подходили и присаживались к нему, чтобы быть на уровне глаз ребенка, здоровались и приглашали пройти в группу, используя фольклор [см. приложение 1].

Для занятий можно использовать следующие четверостишия (авторские разработки):

– Конструирование. При использовании крупного деревянного конструктора можно строить дом для кукол, сопровождая его следующими словами:

Мы построим с кубиков разные дома

Красные, зеленые кубики берем

Друг на друга сложим и получим дом

Дом не станем мы ломать,

Чтобы маме показать

– Рисование:

Карандашик в ручку взяли и присели рисовать

Нарисуем дружно маму, чтобы маме показать

– Лепка:

С пластилина мы слепили

Наш веселый дружный мяч

Мы украсим разноцветно

И отправим его в скач

Или Маме слепим мы цветочек

красный, синий, голубой

Его маме мы подарим

Когда соберемся домой

– Наблюдение: наблюдение за птицами.

Птички прилетели, смотрят-чик чирик

мы покрошим хлебушек и нальем водицы

кушайте пташечки, не замерзайте

И почаще к нам прилетайте

Таким образом, если воспитатель использует стихотворения и потешки, это позволяет быстрее наладить контакт с детьми, которые приходят на адаптацию в детский сад. Художественное слово способствует эмоциональному благополучию детей. Как скоро ребенок сможет освоиться в детском саду зависит конечно от его личностных качеств, а также от того насколько воспитатель знает возрастные психологические особенности ребенка, в том как ему помочь привыкнуть к новой атмосфере и обстановке, насколько воспитатель сможет помочь освоить новое пространство и новый социальный статус.

Мы выделяем четыре степени адаптации:

1) легкая адаптация: ребенок ведет себя активно, любознательно, привыкание к саду формируется в течении 1–2 недель;

2) средняя адаптация: переменчивое настроение, ребенок может плохо кушать, либо отказываться от еды, сон беспокойный. Период данной степени 3–5 недель;

3) тяжелая адаптация: ребенку очень тяжело психологически, часто болеет, он не ест в саду. Продолжительность от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Здесь возникает вопрос, нужен ли такой стресс, либо важнее психологическое спокойствие ребенка и ему не нужно посещать сад.

Проанализируем заполняемость листов адаптации в нашей группе, на 2018–2019 учебный год.

Набрана первая младшая группа, в количестве 28 детей (100 %), из них 14 мальчиков (50 %) и 14 девочек (50 %).

Тяжелая степень адаптации наблюдалась у 10 детей (35,7 %)

Со средней степенью адаптации было 15 детей (53,5 %)

У 5 детей (17,8 %) была легкая степень адаптации.

Диаграмма степени адаптации детей первой младшей группы в МБДОУ № 225

На то, что такой процент детей с тяжелой степенью адаптации и большая половина группы со средней степенью, повлиял тот фактор, что деткам пришлось значительно сокращать время рекомендуемой адаптации, так как в связи с капитальным ремонтом, сад открылся только в конце ноября. Обычно адаптация начинается с начала августа и увеличивается постепенно время пребывания в саду от нескольких часов до нескольких недель.

Мы давали советы родителям о том, как облегчить адаптацию, и сделать так, чтобы ребенку было максимально комфортно в условиях группы:

– домашний режим подстроить так, чтобы он был как можно в приближен к режиму группы;

– дома ввести в рацион такие блюда, которые ребенок будет кушать саду;

– расширять ближайшее окружение ребенка: гулять на детских площадках, играть с детьми в игровых комнатах, оставаться ночевать у бабушки и т.д.;

– учить ребенка самообслуживанию по мере его возможности;

– гулять около детских садов и наблюдать за детьми, проводить беседы на тему детского сада, и играть дома с ребенком в игру «детский сад», где ребенок будет главным героем, настроить ребенка как можно положительнее к его поступлению в детский садик;

– в выходные дни придерживаться режима группы детского сада;

– щадить ослабленную детскую нервную систему, создавая дома спокойную благоприятную психологическую обстановку, не ругать за капризы, и говорить ребенку, что он также любим и важен для вас.

Когда ребенок начинает весело говорить о садике, рассказывать стихи, напевать песенки, вспоминать о том, что случилось за день — это признак того, что он освоился и адаптация прошла успешно.

Приложение 1к теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения по средствам художественного слова»

Такие слова можно говорить всем детям,

Приходящим в детский сад.

Кто пришел тут в гости к нам

это наша Машенька

умница и лапушка

Или: Давай скорее ручку пойдем с тобой мы в группу

найдем друзей хороших игрушки разберем не бойся мой хороший

давай скорее ручку мы вместе к нам пойдем

Утреннюю гимнастику может сопровождать следующая потешка:

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда

(повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь

(бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

(упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Режимные моменты можно сопровождать следующими стишками:

Моем ручки:

Теплою водою

Руки чисто мою

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру

Прием пищи:

Ложку с Настей мы берем и ко рту ее несем

вкусная кашка, кашка-вкусняшка

Или:

Повара нам супчик сварили

Самое вкусное туда положила.

Мясо, яички, картошку, укроп

Очень хотят попасть к.... в роток.

Давай-ка нестанем их обижать

И все что в тарелке будем съедать

Причесывание

Мы причешем нашу Машу

волос в косу заплетем

будемМаша всех краше

Одевание:

Что одеваем мы сначала? Ножки.

Надеваем штанишки и сапожки.

Что оденем мы потом? Руки.

А на них наденем кофты и куртки.

А последней, а последней

Знаем мы как дважды два,

Одевается, конечно, на прогулку — голова!

Или:

Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять.

Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки яркие сапожки И пойдем скорей гулять,

веселиться и скакать

Готовимся ко сну:

Баю бай глазки закрывай

пусть тебе присниться яркая жарптица крылышком помашет в сон тебя потянет

Пробуждение после дневного сна:

Просыпайтесь, потянитесь, на бочок перевернитесь.

Слегка приподнимитесь, а потом — садитесь.

А теперь вставайте, движенье друг за другом начинайте.

По кругу мы шагаем и руки поднимаем.

Затем трусцой передвиженье, и дальше- легкое круженье.

При плаче: Кто тут плачет?

Кто тут плачет, Ой-ей-ей!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже

Посмотрите!

Про Яну-Несмеяну

Насупилась, нахмурилась

Ну вот! Совсем не Яна!

А может, в гости к нам пришла

Царевна Несмеяна?

Опять капризничать начнет,

Наплачет — океан!

Ну вот, и слезный дождь идет

Мы знаем Несмеян.

Сейчас бы лодку на мечтать,

И весла раздобыть,

И через этот океан

Куда-нибудь уплыть.

Туда, где солнышко живет,

И где растут бананы,

И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!

Вечер:

День наш быстро весь прошел,

Вечер в гости к нам пришел.

Скоро мамочка придет

И домой нас заберет.

Мы с игрушками играли,

Занимались, рисовали.

Кукол спать мы уложили,

Кубики мы все сложили.

Скажем спасибо детскому саду!

День был веселый –Такой, как надо.

Ночью в кроватке мы дома поспим,

А утром мы снова в детсад прибежим.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, адаптация, дом, сад, воспитатель, младшая группа, дошкольное образовательное учреждение, тяжелая адаптация, художественное слово.


Похожие статьи

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Похожие статьи

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Опыт работы по расширению представлений о малой родине у детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование авторских дидактических интерактивных игр

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Задать вопрос