Организация адаптации ребенка в детском саду
Авторы: Лукьянова Раиса Максимовна, Дашевская Татьяна Николаевна, Кононова Оксана Александровна, Питякина Татьяна Юрьевна, Хижняк Олеся Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Краснодар, февраль 2020)
Дата публикации: 17.01.2020
Статья просмотрена: 581 раз
Библиографическое описание:
Организация адаптации ребенка в детском саду / Р. М. Лукьянова, Т. Н. Дашевская, О. А. Кононова [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15591/ (дата обращения: 17.12.2024).
Поступление ребенка в детский сад — сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям в ДОУ.
Что такое — адаптация?
Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда».
В зарубежной психологии значительное распространение получило определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей. [1]
Адаптацию (adjustment) они определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации.
Эти изменения являются биологическими.
Социальную адаптацию понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре.
И. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений». [8]
В работе И. А. Милославовой, также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни». [7]
Следовательно, адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других в данной ему новой педагогической среде.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
- начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
- стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
- аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
- ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды.
Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей — А. А. Балл, Л. Н. Божович, Ж. Пиаже, 3.Фрейда, Э.Эриксона и др.
По словам Ж.Пиаже, «адаптация обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта». В качестве причины и источника адаптации обычно понимается изменение объекта адаптации (природной или социальной среды), либо изменение субъекта адаптации, то есть человека.
Л. И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Возникнув, таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие человека. Ученый отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации. На основе сформировавшихся ранее качеств личности ребенок особым образом преломляет воздействие среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют аккомодационную и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне развития эта активность находит выражение в том, что субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта. [4]
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Критериями успешной адаптации считаются:
– внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
– внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Приходя в детский сад, ребенок первый раз попадает в новую для него обстановку. Для любого малыша — это, несомненно, стресс. Ведь круг общения детей до сада был ограничен общением с родными: мамой, папой, бабушкой и т. д. В домашней атмосфере ребёнок чувствует себя комфортно, так как все условия приспосабливаются к его личным потребностям. А в детском саду наоборот, ребёнку самому нужно приспосабливаться к новой обстановке, обязанностям и правилам. Детский сад — это первое социальное учреждение в жизни малыша. Здесь ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (взрослых, сверстников) и разных обстоятельств (режим, расписание занятий, правила поведения и т. п.) влияют на малыша. Ему нужно будет научиться отстаивать свое мнение, но уважать правило; защищать себя, но не обижать других; быть личностью, но ценить коллектив.
Период адаптации у детей может проходить от трёх недель до трёх месяцев, иногда и больше. Во время адаптации здоровье ребёнка может ухудшиться, так как стресс снижает работу иммунной системы. Привыкание к условиям детского сада у каждого ребёнка проходит индивидуально.
Задача взрослых на этапе адаптации — быть внимательными к любым отклонениям в поведении ребенка, в своей работе учитывать индивидуальные особенности детей; специалистам дошкольного учреждения проводить психолого-педагогическое сопровождение малышей и их родителей.
Характер и длительность адаптационного периода зависят от факторов, определяющих, насколько успешно малыш может справиться с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны как с физическим, так и с психическим состоянием ребёнка, они тесно переплетены и взаимообусловлены.
Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Н. М. Аксариной, Е. В. Жредевой и др. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9–10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки и возможности их перестройки нет. [2]. [6]
После двух лет изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.
С другой стороны, приблизительно в 3 года у ребенка начинается другой этап развития, кризисный период «я сам». Это непростой период в жизни ребенка и если одновременно с этим проходит адаптация к новым условиям, привыкание к детскому саду, то оба процесса проходят сложнее.
Таким образом, оптимальным возрастом для адаптации ребенка к условиям детского учреждения, является период с 2 лет до 2 лет 8 месяцев.
Как показывает опыт, привыкание детей к новым условиям зависит так же от индивидуальных особенностей нервной системы. Эти индивидуальные особенности человека врождённы, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение ребенка. [9]
Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
Т. А. Куликова в своих трудах пишет, с какими трудностями сопряжено приспособление ребенка к новым условиям, требует разрушения сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. [5]
Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т. д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается “влюбить” в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая «тетя». Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т. п.
Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.
Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее — великодушием и милосердием.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.
Литература:
- Айзенк Г. Парадоксы психологии [Текст]: / Г.Айзенк. — Москва: Эскимо, 2009–323с.
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М Аксарина. — Москва: Просвещение, 1991. — 228 с.
- Балл, Г. А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности [Текст]: / Балл Г. А. — Москва: Просвещение, 1989. — 167с.
- Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.Н Божович. — Санкт— Петербург: Просвещение, 2002. — 414 с.
- Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А Козлова, Т.А Куликова. — 13.-е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 416с.
- Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду [Текст] / Е. В. Жердева. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 192 с.
- Милославова, И. А. Роль социальной адаптации [Текст]: /И. А. Милославова. — Ленинград: Просвещение, 1984. — 284с.
- Никитина, И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации [Текст] / И. Н. Никитина. — Москва: АСТ— ПРЕСС,1980. — 85с.
- Темперамент. Характер. Личность [Текст]:/под ред. Симонова П. В., Ершова П.М — Москва: Академия наук СССР, 1984— 44с.