Кайдзен — это концепция, фокусирующаяся на непрерывном и последовательном улучшении всех аспектов бизнес-процессов и производства в целом. Термин образован от японских kai и zen и буквально означает «изменение к лучшему». Следование такой философии приводит к оптимизации и повышению эффективности производства. В конечном результате это дает значительное превосходство над конкурентами в сфере деятельности.
Основной смысл кайдзен — это непрерывное стремление к совершенствованию, к улучшению аспектов деятельности. Сюда относятся производственные процессы, менеджмент, разработка, сфера коммерции и бизнеса. При этом важным моментом является задействование всего персонала предприятия в целом. С точки зрения концепции, достичь поставленных целей при помощи действий узкого круга людей невозможно. В совершенствовании должны быть задействованы все — от простого сотрудника до руководящего отдела [1].
Основной целью кайдзен является достижение производства без потерь, или иными словами — бережливого производства. Такой способ ведения деятельности позволяет получить наибольшую эффективность и, соответственно, прибыль от предприятия. Главный принцип системы — непрерывное совершенствование, направлен на достижение этой цели.
Следует понимать, в какой сфере улучшения необходимы превыше всего. В первую очередь это зависит от направления деятельности компании. Например, в бизнесе основными сферами совершенствования являются качество, стоимость и поставка.
Рассмотрим основные принципы кайдзен:
- Постепенное совершенствование. Кайдзен подразумевает постоянное, ежедневное движение вперед. Любые перерывы исключаются. В противном случае предприятие столкнется с издержками и убытками, что точно не приведет к прогрессу. Это долгосрочный проект, целей которого невозможно достичь резкими и нерегулярными скачками.
- Устранение потерь. Любую деятельность можно представить, как последовательность нескольких действий. Некоторые из них обладают непосредственной ценностью в рамках создания конечного продукта. Иные же не несут никакой пользы. Устранение потерь подразумевает избавление от таких действий. Это помогает максимально эффективно использовать рабочее время.
В концепции кайдзен выделяется несколько типов потерь:
− движения — неэффективные и излишние действия, которые лишь повышают время выполнения операции;
− ожидания — время, которое тратиться на ожидание исполнения процесса, иными словами — время простоя;
− технологии — ошибки в организации самого производственного процесса, приводящие к его усложнению;
− транспортировки — все, что касается излишнего перемещения по помещениям;
− дефекты — возникновение дефектов в оборудовании и брака, на устранение которых уходят время и средства;
− перепроизводство — производство продукции сверх установленного плана [2].
- Стандартизация. Стремление привести все аспекты производственной деятельности к единому стандарту. Это необходимый процесс для создания надежной основы предприятия. При этом в философии кайдзен отмечается недостижимость абсолютной стандартизации. Это связано с непрерывным изменением внешней среды, а значит и с постоянной адаптацией стандартов под нее.
- Ориентированность на потребителя. Клиент — основной источник дохода предприятия. От степени удовлетворения его потребностей напрямую зависит прибыль. Именно поэтому, все решения должны приниматься с оглядкой на потребителя. Это одно из основных положений концепции, который мотивирует повышать качество продукта, снижать его стоимость и уменьшать время его производства.
Кайдзен, как и любая другая система, строится на основе нескольких элементов. Без их внедрения функционирование концепции возможно лишь в искаженном виде, либо невозможно вовсе. Рассмотрим их более подробно:
- Командное сотрудничество и взаимодействие. В рамках концепции персонал должен представлять собой единую команду, работающую для достижения поставленной цели. Сотрудники должны активно взаимодействовать между собой и помогать друг другу. Это взаимодействие строится на основе обмена информацией, взаимного обучения, помощи в выполнении должностных обязанностей.
- Дисциплина. Поддержание дисциплины — один из главных элементов кайдзен. Сюда входит:
− следование установленным правилам и регламенту;
− грамотное расходование личного времени;
− качественное выполнение должностных обязанностей и т. д.
При этом, согласно концепции, улучшать дисциплину каждый сотрудник обязан самостоятельно.
- Правильный настрой и командный дух. Поддержание правильного морального состояния сотрудников — залог успешного выполнения других элементов кайдзен. Персонал должен быть мотивирован, заинтересован в совершенствовании предприятия и участии в социальной жизни. С этой целью нужно поддерживать комфортные условия труда, поощрять работников за заслуги, выделять отпускные и средства на страховку и т. д.
- Объединение в кружки качества. В кружки набираются работники различных уровней. В них люди обмениваются опытом, идеями и мыслями, значимыми для производственной деятельности. Это является важным элементом не только в обучении, но и в мотивации участников, которые могут сравнить свой уровень с уровнем других сотрудников.
- Предложения по улучшению. Каждому работнику должно быть позволено выносить на обсуждение те или иные предложения по модернизации предприятия. Не имеет значения должность сотрудника и его место в цикле производства. Каждое предложение должно быть проанализировано и принято во внимание [3].
Кайдзен — высокоэффективная концепция, внедрение которой приводит к улучшению практически всех аспектов предприятия. Сюда относятся не только повышение экономических показателей, но и развитие внутрикорпоративной культуры и социального взаимодействия между сотрудниками организации.
Со стороны экономического развития целями кайдзен являются:
− повышение продуктивности труда и производительности;
− повышение качества конечной продукции и снижение брака;
− улучшение логистики;
− снижение издержек, потерь и убытков;
− повышение готовности материальных и трудовых средств.
В сфере социального взаимодействия и корпоративной культуры целями кайдзен считаются:
− мотивация и правильный настрой сотрудников;
− сплочение персонала;
− ответственное отношение сотрудников к своей работе;
− сглаживание вертикальной иерархии;
− постоянное повышение навыков и квалификации персонала..
Основу системы кайдзен составляют команды, которые формируются для исполнения конкретных задач из сотрудников компании. Основных типов подобных групп пять:
- Постоянные команды. Это постоянное объединение специалистов и рабочих, трудящихся на местах и выполняющих определенную технологическую операцию. В коллектив могут входить все сотрудники, выполняющие один производственный процесс. На крупных операциях большая команда может разбиваться на несколько малых [4].
- Команда по устранению проблем. Это временный коллектив, который набирается из членов постоянных команд. Его цель — устранение определенных проблем, которые иногда появляются в процессе производства. Численность такой группы, как правило, не превышает 10 сотрудников. После решения поставленной задачи команда расформировывается.
- Команды по модернизации. Это группа, задача которой — проанализировать производственные процессы и сформировать предложения по их улучшению. Набираются такие коллективы из руководителей различных внутренних групп компании.
- Команды по реализации. Этот коллектив собирается для внедрения на производства разработанного улучшения. В него включаются члены постоянных групп, команд по устранению проблем и модернизации. После реализации улучшения, коллектив распускается.
- Малые команды. Это коллектив, задачей которого ставится разработка, реализация и применение новых или специфических процессов технологической цепочки. Членами коллектива становятся специалисты, рабочие и руководители внутренних групп.
Все коллективы, кроме постоянных, как правило, являются временными. Они собираются в рамках кайдзен-сессии и существуют не более недели. Каждая сессия направлена на решение одной определенной задачи и разрабатывается по циклу Деминга — способа пошагового решения проблем.
Результаты применения кайдзен: С повышением конкуренции и требований потребителей стало понятно, что использование эффективных и планомерных методик ведения бизнеса просто необходимо. Без их применения любой прогресс останется на минимальном уровне, а компания всегда будет оставаться позади более успешных конкурентов. Именно поэтому кайдзен, как один из основных способов модернизации бизнеса, стал популярен на предприятиях всего мира.
Следует понимать, что внедрение концепции кайдзен в производство — проект долгосрочный и планомерный. Его реализация сводится к небольшим, но ежедневным улучшениям, построенным на постоянной основе. А перерыв, даже в 3–4 недели, обратит весь достигнутый прогресс. Но если постоянно двигаться вперед и придерживаться принципов концепции, уже через небольшой промежуток времени производительность предприятия повысится на 1,5–2 раза. Компании, которые придерживаются философии кайдзен на протяжении многих лет, перерастают в крупные корпорации. Такая компания всегда будет опережать конкурентов и двигать всю сферу вперед. Отличным примером является уже упомянутая компания Toyota, в настоящее время являющаяся лидером автомобилестроения [5].
Другим важным результатом применения кайдзен является сокращение размера персонала. Концепция подразумевает не крупный, а эффективный штат. Этому способствует развитие корпоративного духа и командного взаимодействия. По этой причине на предприятии, с внедренной системой кайдзен, персонал может быть меньше на 15–50 % по сравнению с конкурентами. Это снижает расходы, повышает эффективность управления и ответственность каждого конкретного сотрудника.
В России и стран СНГ применение кайдзена довольно сильно затруднено. Это обусловлено особенностями менталитета. Со стороны владельцев предприятий чаще встречается стремление к инновационным технологиям, которые приведут к резкому скачку эффективности бизнеса. В долгосрочной перспективе такие методы не принесут никакой пользы. Попытка внедрить зарубежные концепции также не встречает поддержки у работников предприятий. Эти сказывается на низкой производительности труда и отсутствии прогресса. В конечном итоге это приводит к неконкурентоспособности на мировом рынке.
Литература:
- С. Джордж, А. Ваймерскирх. Всеобщее управление качеством. — М.: Виктория плюс, 2015–256с.
- С. Я. Гродзенский. Менеджмент качества. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2015. — 200 с.
- Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 416 с.
- А. П. Агарков. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — М.: ИТК Дашков и К, 2015. — 208 с.
- Джеффри Лайкер. Практика дао Toyota. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 586 с.