Меры стимулирования инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 19.02.2019

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Меры стимулирования инновационной деятельности / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов, Ж. М. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56587/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последние годы в экономике Узбекистана осуществляются глубокие структурные реформы. В соответствии со Стратегией действий Республики Узбекистан на 2017–2021 гг. предусматриваются «...развитие и либерализация экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности...» [1, с.7].

В целях повышения эффективности государственного управления с учетом общемировых тенденций инновационного развития в республике в сентябре 2017 г. утверждена Концепция административной реформы, важнейшими направлениями которой являются создание системы стратегического планирования и внедрение современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий; формирование эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности. Проведение административной реформы имеет ключевое значение для перехода национальной экономики на инновационный путь развития, так как она предусматривает использование современных эффективных стимулов. Среди них важнейшее место занимают финансовые инструменты, стимулирующие создание и внедрение инноваций, включая налогообложение. В феврале 2017 г. принято постановление Президента Республики Узбекистан, в соответствии с которым осуществляется реализация ряда конкретных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности, направленных на развитие инновационной деятельности. Среди них наиболее значительным является создание специального Фонда материального стимулирования научных сотрудников Академии наук, достигших весомых результатов по итогам научной и инновационной деятельности, с формированием средств за счет отчислений НИИ Академии наук в размере 10 % от чистой прибыли, поступившей от их хозяйственной и предпринимательской деятельности. В целях поддержки разработчиков качественных, конкурентоспособных программных продуктов, увеличения экспорта продукции ИКТ, стимулирования привлечения в сферу отечественных и зарубежных инвестиций, руководством страны принято решение о создании инновационного центра «Mirzo Ulugbek Innovation Center». Резидентам Центра предоставлен ряд налоговых льгот и преференций. Так, они получили освобождение до 01.01.2028 г. от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, ЕСП, таможенных платежей за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали, узлы, технологическую документацию, программное обеспечение, не производимые в республике. Доходы работников резидентов облагаются налогом на доходы физических лиц по фиксированной ставке 12 %, а ставка страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 0 %, что оказывает весомое стимулирующее влияние на инновационную деятельность. [2,с.62]

Принятые меры по совершенствованию финансовых инструментов способствовали тому, что Координационный совет Инновационного центра по состоянию на 24.11.2017 г. предоставил статус резидента 147 юридическим лицам, что свидетельствует о большой заинтересованности многих организаций в реализации инновационных проектов данной структуры. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2017 г. создано Министерство инновационного развития, которое должно поднять качество проводимой в этом направлении работы на новый уровень. Среди важных функций этой структуры — создание эффективных механизмов коммерциализации перспективных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Глава государства, выступая 28 декабря 2018 г. с Посланием к парламенту страны, отметил:«…стабильный рост нашей экономики напрямую связан, прежде всего, с развитием ведущих отраслей. Мы будем поддерживать те отрасли, где создается продукция с высокой добавленной стоимостью. Поэтому нам надо разработать и реализовать стратегию развития сфер, которые дадут мощный импульс развитию экономики». [3,с.12]

В целях создания благоприятной среды для развития инновационной деятельности 27 апреля 2018 г. в республике принято очередное постановление Президента, которым утверждены новые меры по дальнейшему совершенствованию системы коммерциализации и практического внедрения инновационных идей, технологий и проектов, в том числе за счет совершенствования финансовых инструментов.

В мае 2018 г. Президент Узбекистана подписал еще два постановления, направленные на совершенствование механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики, а также на создание условий для развития активного предпринимательства и инновационной деятельности. В соответствии с первым нормативным актом в высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях Академии наук образованы инновационные фонды и подразделения по коммерциализации научно-инновационных разработок, а в структуре Министерства инновационного развития создано специализированное управление развития науки и научно-технических исследований. Этим нормативным актом установлено, что формирование инновационных фондов ВУЗов осуществляется за счет доходов от коммерциализации инноваций, направления в размере не менее 5 % платно-контрактных средств после покрытия расходов высших образовательных учреждений на выплату заработной платы, стипендий, а также других текущих расходов.

Фонду поддержки инновационного развития и новаторских идей Министерства инновационного развития выделено на 2018 г. бюджетные средства в размере 50 млрд сумов для финансирования на основе самоокупаемости приоритетных инновационных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, стартап-проектов. В соответствии со вторым нормативным актом предусматривается, что в республике будут создаваться центры инновационных идей, разработок и технологий, которые на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) будут проводить разработку, апробацию и освоение инновационных проектов, трансфер и коммерциализацию результатов инновационной деятельности. Деятельность этих центров будет осуществляться на коммерческой основе и с момента создания они будут освобождены, сроком на 5 лет, от уплаты всех видов налогов. [2,с.63]

При этом государственный партнер будет обязан создавать условия для стимулирования внедрения инноваций в отрасли экономики, в том числе расширения возможности коммерциализации выпускаемой продукции в рамках государственных закупок. В целях поддержки науки и инноваций за период 2014–2018 гг. из Госбюджета страны грант получателям выделено около 800 млрд сумов на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов. По результатам деятельности, научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений.

В то же время анализ практического использования результатов научно-технической деятельности в 2018 г. выявил имеющиеся проблемы в сфере создания и внедрения инноваций, среди которых существенными являются:

− недостаточный уровень коммерциализации, составляющий 0,5 % в год от количества запатентованных за последние 5 лет изобретений, профинансированных за счет средств Госбюджета;

− низкая эффективность инструментов финансирования научных исследований, в том числе стимулирования предприятий реального сектора экономики к участию в реализации прикладных и инновационных проектов.

В целях ускорения продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности Постановлением Президента Узбекистана 14 июля 2018 г. утверждены дополнительные меры, направленные на улучшение финансовых инструментов.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7.02.2017г. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»
  2. Воронин С. Стимулирование инновационной деятельности в условиях кардинальной реформы финансового механизма. //Материалы Х Форума экономистов. Ташкент:IFMR, 2018.59–65 стр.
  3. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису.//xabar.uz
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационное развитие, нормативный акт, Узбекистан, административная реформа, вид налогов, внедрение инноваций, государственное управление, Инновационный центр, научно-техническая деятельность.


Задать вопрос