Мы должны хорошо осознавать, что без осуществления диверсификации производства нельзя вести речь о наращивании экспортной программы выхода и продвижения нашей продукции на внешние рынки, обеспечении поступления валютных доходов и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, в конечном итоге, достижении поставленных целей. В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. [1, с. 2].
Областью коммерциализации инноваций являются этапы разработки и выведения на рынок инновационного продукта. Этот этап включает в себя следующие стадии:
− концептуальная, вход которой составляют фундаментальные НИР, позволяющие обосновать идею нового продукта. На данной стадии реализуются прикладные исследования, обосновывается концепция нового продукта и его техническая осуществимость;
− проверка технической осуществимости, что связано с отработкой технологии создания нового продукта в ходе опытно-конструкторских работ. Результатом является создание прототипа (образца) нового продукта;
− проверка промышленного применения, в ходе которого создаются материально-технические и организационно-управленческие условия производства нового продукта, а в отдельных случаях новое предприятие-производитель.
Стадии управления коммерциализацией инновационного продукта являются критическими в связи с тем, что на каждой из них может быть принято решение о выведении на рынок результата, полученного на этой стадии (отдельного объекта инновационного продукта) в виде товара, выступающего не в конечном продуктовом виде, а оформленном по стандартам соответствующего рынка-идеи, результаты НИР, проекты и т. д.
Проблема конкурентоспособности национальной продукции без формирования рынка инноваций и информационных технологий не может быть решена, несмотря на наличие на крупных предприятиях промышленности значительных свободных мощностей, наращивание в них производства при проведении политики государственного стимулирования спроса через увеличение социальных выплат и предоставление специальных рыночных льгот [2, с. 145].
Освоение нового рынка в результате производства нового товара (услуги), установление контроля над ним, позволяющего назначать монопольно высокие цены и извлекать монопольно высокие прибыли, требуют больших затрат и для крупных предприятий. Быстрая смена одного продукта на другой требует больших, финансовых средств в условиях массового производства. Поэтому освоение производства новой продукции чаще осуществляется мелкими и средними предприятиями, стремящимися получить определенную долю рынка за счет коммерциализации новых изделий, поскольку общемировой тенденцией является то, что отношение количества нововведений к затратам на научные исследования и разработки в малых и средних фирмах в 3–4 раза выше, чем в крупных. Часто нововведения, которые используют крупные предприятия, являются результатом инновационной деятельности мелких и средних и в том числе венчурных инжиниринговых и внедренческих фирм. Результатом деятельности венчуров стали такие товары, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, микропроцессор и др.
Формирующийся в Узбекистане рынок инноваций имеет ряд особенностей, связанных с реформированием экономики в период осуществления кардинальных рыночных преобразований. К их числу следует отнести:
− научно-техническая сфера сформировала достаточный запас наработанных НИОКР прошлых лет, но для их реализации и проведения новых исследований и разработок у потребителей-заказчиков нет достаточных средств;
− инновационный рынок состоит не из самой продукции, а из количества организаций, коллективов, отдельных специалистов, потенциально способных осуществить инновационную деятельность;
− инновационные организации в большинстве случаев в настоящее время не могут осуществлять инициативные работы за счет привлеченных со стороны средств организаций венчурного капитала.
Особенностью Узбекистана в этой ситуации является то, что инновационный рынок в стране только формируется, причем о большинстве имеющихся для коммерциализации новшеств потребитель не имеет представления и не готов сформулировать спрос. Инфраструктурные изменения, вызванные реализацией государственной инновационной политики, могут ускорить процесс коммерциализации инноваций на рынке.
В Узбекистане наиболее быстрыми темпами повышается доля предприятий, осуществляющих замену снятой с производства устаревшей продукции (в 1,3 раза с 1997 по 2014 г.), сохранение традиционных (в 1,5 раза) и создание новых рынков сбыта, снижение энергозатрат (в 1,5 раза), улучшение качества продукции (в 1,6 раза), мероприятия по охране окружающей среды (в 1,5 раза), повышение гибкости производства.
Отраслевая структура предприятий, участвующих в технологическом обмене, характеризуется тем, что более 53,7 % приобретавших новую технологию предприятий относятся к электронике и машиностроению, в то время как 65,8 % передающих технологии предприятий принадлежат машиностроению. Для отраслей, продукция которых конкурентоспособна на внутреннем рынке и которые находятся в лучшем финансовом положении, чем другие, характерна высокая доля предприятий, вовлеченных в получение и передачу технологий. Высокая внутриотраслевая активность наблюдается в добывающих отраслях, химической, нефтеперерабатывающей, а также пищевой промышленности. Несмотря на активность машиностроительных предприятий в процессах передачи технологий хозяйствующим субъектам других отраслей, сами машиностроительные предприятия не имеют средств для приобретения технологий в необходимых объемах. Доля предприятий этой отрасли, участвующих в приобретении новых технологий не превышает 15 %.
Наибольшую активность в импорте технологий проявляют экспортно-ориентированные отрасли. Наиболее распространенными формами приобретения инноваций являются: покупка оборудования и использование результатов НИОКР, закупка объектов интеллектуальной собственности. Степень вовлеченности предприятий в рыночной обмен инновациями характеризуется следующими данными: лишь около 50 % из общего количества инновационно-активных предприятий приобретали новые технологии, тогда как в покупке объектов интеллектуальной собственности участвует не более 12 % инновационно-активных предприятий. Выявленные особенности рынка инноваций следует учитывать при разработке государственной инновационной политики.
Литература:
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
- Султанова Г. Факторы инновационной активности предприятий в Узбекистане. // Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы VII Форума экономистов. – Т.: ИПМИ, 2015.