В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного питания, раскрываются особенности предприятий общественного питания, выявлены характерные для предприятий общественного питания стратегии, анализируются факторы, влияющие на разработку стратегии.
Ключевые слова: общественное питание, финансовая стратегия, факторы воздействия, внешние факторы, внутренние факторы.
Особенности предприятий общественного питания
Общественное питание является отраслью народного хозяйства, которая включает комплекс предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Общественное питание составляет часть сферы услуг. Под ним подразумевается предоставление обслуживания, целью которого является проведение досуга и удовлетворение потребностей потребителей в питании.
Отличительной особенностью общественного питания является соединение в нем функций производства и потребления. Предприятия общественного питания отличается следующими организационно-экономическими особенностями деятельности:
– неравномерная загрузка производства, определенная потоком потребителей;
– режим работы предприятий, зависящий от особенностей обслуживаемых потребителей;
– разнообразный ассортимент продукции, использование разных видов сырья для изготовления продукции общепита;
– производство преимущественно скоропортящейся продукции, малая длительность во времени между производством и реализацией продукции;
– воздействие сезонных факторов, определяющих ассортимент продукции;
– необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;
– усложнение организации производства (особые условия хранения, наличие помещения и оборудования для механической кулинарной обработки) [1].
Работа предприятий общественного питания (приготовление продукции) зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемых потребителей (демографические и социальные характеристики), режимов работы обслуживающих организаций (предприятия различной направленности, учебные заведения и госучреждения), сезонных колебаний и т. д. [5].
Обладает своей спецификой и ценообразование в общественном питании. Можно отметит, что стоимость продукции общественного питания имеет розничный характер. Тем не менее предприятия этой сферы формируют свои услуги почти одновременно создавая и реализуя готовую продукцию. Общие расходы предприятий общественного питания содержат производственные издержки, издержки сферы обращения и конечные продажи.
В стоимость производственных издержек не входит стоимость сырья, которое используется для создания кулинарной продукции. К этим издержкам относится только расходы на заработную плату и расходы на материально-техническую базу, необходимую для процесса производства продукции. В стоимость издержек обращения включаются все расходы на процессы, которые связаны с доведением продукта до его потребителей. В данную статью также включают расходы на оплату труда обслуживающего персонала, амортизация оборудования и т. д. Также выделяют издержки потребления, которые охватывают весь комплекс мероприятий по организации питания, а также заработную плату сотрудников, обслуживающих процесс доведения кулинарной продукции до конечного потребителя, а также обеспечивающих надлежавший уровень обслуживания.
Особенное внимание в сфере общественного питания требуют торговые надбавки. Данный вид надбавок находится в зависимости от затрат, величины потребления и быстроты обращения. К торговым надбавкам причисляют особенности качества предоставляемых услуг, их специфику и уровень обслуживания. Выделяют пять категорий предприятий сферы общественного питания. К предприятиям с наиболее высокой ценовой политикой относят рестораны люкс-класса, после идут рестораны и кафе. Данные предприятия классифицируются по уровню оказываемого обслуживания и месторасположению. В них наибольшие надбавки установлены на обслуживание и производимую продукцию. К предприятиям с наименьшей ценовой категорией относятся столовые и закусочные.
В том случае, когда предприятие реализует покупную готовую пищевую или алкогольную продукцию, то устанавливая стоимость реализации также учитывают наценку и налог на услуги.
Сущность финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия является комплексом планов финансовой деятельности, которые рассчитываются на продолжительную перспективу и формируются для решения крупномасштабных экономических задач по развитию организации. С одной стороны, она обязательно должна быть согласована с целями общей стратегии развития компании. А с другой — финансовая стратегия оказывает значительное влияние на общую стратегию. Любые изменения, происходящие на финансовом рынке, приводят к внесению корректировок сначала в финансовой стратегии, а затем в общей стратегии развития организации. Финансовая стратегия способствует определению долгосрочных целей финансовой деятельности субъекта хозяйствования, и выбрать наиболее эффективный способ их достижения [7].
Разрабатывая финансовую стратегию, предприятию необходимо проведение анализа и прогноза главнейших тенденций развития финансов организации. На предприятии, при формировании стратегии осуществляется разработка концепции по применению финансовых ресурсов. В то же время устанавливаются важнейшие принципы финансовых отношений организации с деловыми партнерами и государством.
Разрабатывая стратегию развития, предприятия важно учитывать вероятность альтернативных направлений развития предприятия. При этом, необходимо придавать значение как мировому финансовому опыту, так и опыту, квалификации и деловой интуиции работников самой организации. На базе сформированной стратегии руководство предприятия принимает оперативные управленческие решения.
В финансовой политике предприятия выделяют следующие стратегические задачи: максимизация прибыли, оптимизация капитала предприятия, его финансовая устойчивость. Предприятию нужно обеспечить максимальную информационную прозрачность для собственников капитала и инвестиционную привлекательность фирмы для возможных инвесторов. Одной из важнейших стратегических задач является применение рыночных механизмов с целью привлечения дополнительных финансовых средств в виде эмиссии ценных бумаг.
Учетная, налоговая, кредитная, амортизационная и ценовая политика предприятия входят в область интересов финансовой стратегии, а также решение вопросов в этих сферах. В область интересов финансовой стратегии также входят вопросы реализации произведенной продукции и операционные расходы, конкуренция и конкурентоспособность произведенной продукции и самого предприятия [9].
Особенности финансовой стратегии предприятий общественного питания
Одной из важнейших направления действенности работы предприятий общественного питания является верно избранная стратегия с учетом внешних и внутренних возможностей. Стратегия предприятий общественного питания зависит от множества факторов: экономического развития, качества жизни, спроса на услуги, форм и методов обслуживания, состояния материально-технического обеспечения и т. д. Предприятия самостоятельно разрабатывают стратегию и тактику своей деятельности на основании маркетинговых исследований рынка, внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизация предпринимательства, инициативы и т. д.
Некоторые авторы, такие как Крылов С. И., Лихачева О. Н., Щуров С. А., придерживаются мнения о классическом представлении о факторах, влияющих на стратегию предприятия, которые представлены двухуровневой структурой: факторы вешней среды и факторы внутренней среды. Причем, понятие и содержание финансовой стратегии образуют преимущественно те же макро-и микросреды, факторы, воздействующие на общую стратегию предприятий общественного питания.
Факторы внешней среды, к которым также относят государственную финансово-экономическую политику, государственное регулирование экономики, имеющийся финансово-инвестиционный механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в общем, конъюнктуру рынка, виды и уровень рисков и другие. Следовательно, данные факторы являются обстоятельствами, критериями, причинами, силами, условиями, субъектами, находящимися вне прямой зависимости от предприятия, и сами оказывающими извне влияние на него. Как правило, на данные факторы предприятие не оказывает влияние и их можно учитывать в его деятельности. Факторы внутренней среды, можно классифицировать на факторы, оказывающие косвенное и прямое воздействие. Косвенные факторы, могут не проявлять непосредственное и немедленное влияние на финансовую стратегию, но, тем не менее, в перспективе могут оказать воздействие на нее. К основным косвенным факторам относятся:
– финансово-экономические: государственное регулирование, инфляция, величина доходов населения, налоговая политика;
– внешнеэкономические: внешняя политика государства, уровень международной конкуренции, конъюнктура мировых рынков;
– прочие: политические, научно-технологические, демографические, другие [6, 7].
По мнению Усенко А. М., факторами прямого воздействия, являются те, которые непосредственно воздействуют на разработку и реализацию финансовой стратегии. В качестве основных стоит отнести следующие:
– поставщики и покупатели: потребности потребителей, стоимость продуктов, налаженность связей;
– конкуренты: уровень их развития, уровень их цен, степень применения ими инноваций.
– кредитно-финансовая система: кредиторы и их условия, финансовые посредники, финансовая поддержка государства [11].
В таблице 1 представлена классификация внешних факторов влияния на финансовую стратегию предприятия и их содержание.
Таблица 1
Внешние факторы, оказывающие влияние на финансовую стратегию организации
Факторы |
Содержание фактора |
Экономические |
|
Экономическая эффективность деятельности предприятия |
Показывает экономический эффект от реализации продукции |
Структура развития экономики предприятия |
Отражает зависимость деятельности предприятия от уровня его экономического развития |
Производственные возможности выпуска конкурентной продукции |
Показывает, чем больше конкурентоспособность продукции, тем больше экономический потенциал финансовой стратегии |
Торговые связи предприятия |
Показывает необходимость наличия многочисленных связей с действующими и потенциальными партнерами при формировании финансовой стратегии |
Политико-правовые |
|
Отношения между страной-экспортером и страной-импортером |
Устанавливает зависимость между политическими отношениями стран участников экспорта и импорта |
Денежно-кредитная политика |
Представляет воздействие снижения или повышения стоимости иностранной валюты, процентных ставок на совокупный спрос и совокупное предложение |
Социокультурные |
|
Социальные различия |
Изображает зависимость между уровнями социального развития населения и региона |
Покупательная способность населения |
Устанавливает, как сильна зависимость между возможностями покупателей и спросом на продукцию при формировании финансовой стратегии |
Традиции ведения бизнеса |
На организационном уровне представляет, что предприятие по-своему подходит к организации и ведению бизнеса, оказывая прямое воздействие на результаты деятельности и финансовой стратегии |
На разработку финансовой стратегии также проявляет воздействие общая (базовая) стратегия предприятия. Следовательно, это факторы, создаваемые или определяемые деятельностью предприятия, находящиеся в прямой зависимости от нее. К основным целесообразно отнести следующие:
– экономические: финансовое состояние предприятия, обеспеченность ресурсами, инвестиционная привлекательность;
– производственные: эффективность производственного процесса, автоматизация производства;
– организационно-управленческие: организационная структура управления, отлаженность взаимодействия подразделений;
– социальные: квалификация кадров, стратегическое мышление.
К внутренним факторам формирования финансовой стратегии предприятия относятся те факторы, которые зависят от условий организации и функционирования предприятия. Поэтому классификация внутренних факторов приведена в разрезе двух групп: организационные и функциональные факторы (таблица 2).
Таблица 2
Внутренние факторы, оказывающие влияние на финансовую стратегию предприятий
Факторы |
Содержание фактора |
Организационные |
|
Размер предприятия |
Оказывает влияние на выбор каналов товародвижения и объемы реализации продукции предприятия при формировании финансовой стратегии |
Вид товара |
Отражает потребность покупателей в определенный продукции |
Научно-технологический потенциал |
Показывает потребность в материально-технических и организационно-управленческих ресурсах и возможностях предприятий для достижения поставленных целей |
Наличие ресурсной базы |
Отражает взаимозависимость между ресурсами предприятия, его производительностью |
Квалификация кадров |
Определяет влияние профессионализма сотрудников на финансовую стратегию предприятия |
Факторы |
Содержание фактора |
Функциональные |
|
Финансовые результаты предприятия |
Определяет потенциал финансовой стратегии предприятия и возможности его использования |
Финансовое состояние предприятия |
Определяет процесс формирования и использования финансовых средств |
Оборачиваемость ресурсов и производительность труда |
Определяет уровень использования ресурсов предприятия, что в свою очередь определяет ресурсный потенциал финансовой стратегии |
Конкурентоспособность предприятия |
Показывает потенциал предприятия на рынке и соответственно позволяет сформировать финансовую стратегию с учетом повышения уровня конкурентоспособности |
Развитие информационно-коммуникативных средств |
Показывают зависимость уровня развития информационно-коммуникационных технологий на формирование финансовой стратегии |
Несмотря на важность определения, максимально полного числа воздействующих на предприятие факторов, с практической точки зрения важным является отбор наиболее существенных факторов внутренней и внешней среды и оценка их влияния. Это значит, что субъекту разработки стратегии необходимо выделить факторы, дающие предприятию определенные преимущества, а также факторы, ослабляющие его.
Подводя выводы по вышеизложенному, можно заключить, что финансовая стратегия в полной мере определяется всеми вышеназванными внешними и внутренними факторами, но необходимо учитывать специфику их воздействия на финансовые показатели деятельности предприятия, прежде всего на объемы и динамику собственных финансовых ресурсов и резервов, заемных и привлеченных финансовых ресурсов.
Литература:
- Андрианов П. А. Организация работы предприятия общественного питания. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 255 c.
- Барабанова И. Ю. Цели и задачи разработки финансовой стратегии на предприятии / И. Ю. Барабанова // Вестник университета. — 2017. — № 5. — С. 50–54.
- Белашев В. Г. Как разработать финансовую стратегию / В. Г. Белашев // Финансовый директор. — 2017. — № 4. — С. 36–50.
- Гридневская Т. А. К вопросу о разработке финансовой стратегии на предприятии / Г. А. Гридневская // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Международн. науч.-практ. конф. (Казань, 08 июня 2017 г.). — Казань: Омега САЙНС, 2017. — С. 59–61.
- Ершов В. Д. Организация работы предприятий общественного питания / В. Д. Ершов. — М.: Феникс, 2016. — 271 c.
- Крылов С. И. Анализ эффективности деятельности и использования ресурсов коммерческой организации / С. И. Крылов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2015. — № 8. — С. 21–29.
- Лихачева О. Н., Щуров С. А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / Под ред. И. Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2014. — 288 с.
- Платонова Н. А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т. В. Харитонова. — М.: Дело и сервис, 2015. — 432 с.
- Симоненко В. Н. Принципы разработки финансовой стратегии предприятия / В. Н. Симоненко, В. А. Гончарова // Актуальные вопросы развития современного общества: V Международн. науч.-прак. конф. (Курск, 18 апреля 2015 г.). — Курск: Университетская книга, 2015. — С. 159–162.
- Турцев О. Г. Организация производства и управление предприятием / О. Г. Турцев. — М.: Норма, 2017. — 531 с.
- Усенко А. М. Оценка эффективности финансовой стратегии предприятия и управление ее реализацией / А. М. Усенко // Финансовые исследования. — 2017. — № 16. — С. 63–70.