Разработка финансовой стратегии предприятия общественного питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 1091 раз

Библиографическое описание:

Рухтина, И. К. Разработка финансовой стратегии предприятия общественного питания / И. К. Рухтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56483/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы разработки финансовой стратегии предприятия общественного питания, раскрываются особенности предприятий общественного питания, выявлены характерные для предприятий общественного питания стратегии, анализируются факторы, влияющие на разработку стратегии.

Ключевые слова: общественное питание, финансовая стратегия, факторы воздействия, внешние факторы, внутренние факторы.

Особенности предприятий общественного питания

Общественное питание является отраслью народного хозяйства, которая включает комплекс предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Общественное питание составляет часть сферы услуг. Под ним подразумевается предоставление обслуживания, целью которого является проведение досуга и удовлетворение потребностей потребителей в питании.

Отличительной особенностью общественного питания является соединение в нем функций производства и потребления. Предприятия общественного питания отличается следующими организационно-экономическими особенностями деятельности:

– неравномерная загрузка производства, определенная потоком потребителей;

– режим работы предприятий, зависящий от особенностей обслуживаемых потребителей;

– разнообразный ассортимент продукции, использование разных видов сырья для изготовления продукции общепита;

– производство преимущественно скоропортящейся продукции, малая длительность во времени между производством и реализацией продукции;

– воздействие сезонных факторов, определяющих ассортимент продукции;

– необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;

– усложнение организации производства (особые условия хранения, наличие помещения и оборудования для механической кулинарной обработки) [1].

Работа предприятий общественного питания (приготовление продукции) зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемых потребителей (демографические и социальные характеристики), режимов работы обслуживающих организаций (предприятия различной направленности, учебные заведения и госучреждения), сезонных колебаний и т. д. [5].

Обладает своей спецификой и ценообразование в общественном питании. Можно отметит, что стоимость продукции общественного питания имеет розничный характер. Тем не менее предприятия этой сферы формируют свои услуги почти одновременно создавая и реализуя готовую продукцию. Общие расходы предприятий общественного питания содержат производственные издержки, издержки сферы обращения и конечные продажи.

В стоимость производственных издержек не входит стоимость сырья, которое используется для создания кулинарной продукции. К этим издержкам относится только расходы на заработную плату и расходы на материально-техническую базу, необходимую для процесса производства продукции. В стоимость издержек обращения включаются все расходы на процессы, которые связаны с доведением продукта до его потребителей. В данную статью также включают расходы на оплату труда обслуживающего персонала, амортизация оборудования и т. д. Также выделяют издержки потребления, которые охватывают весь комплекс мероприятий по организации питания, а также заработную плату сотрудников, обслуживающих процесс доведения кулинарной продукции до конечного потребителя, а также обеспечивающих надлежавший уровень обслуживания.

Особенное внимание в сфере общественного питания требуют торговые надбавки. Данный вид надбавок находится в зависимости от затрат, величины потребления и быстроты обращения. К торговым надбавкам причисляют особенности качества предоставляемых услуг, их специфику и уровень обслуживания. Выделяют пять категорий предприятий сферы общественного питания. К предприятиям с наиболее высокой ценовой политикой относят рестораны люкс-класса, после идут рестораны и кафе. Данные предприятия классифицируются по уровню оказываемого обслуживания и месторасположению. В них наибольшие надбавки установлены на обслуживание и производимую продукцию. К предприятиям с наименьшей ценовой категорией относятся столовые и закусочные.

В том случае, когда предприятие реализует покупную готовую пищевую или алкогольную продукцию, то устанавливая стоимость реализации также учитывают наценку и налог на услуги.

Сущность финансовой стратегии предприятия

Финансовая стратегия является комплексом планов финансовой деятельности, которые рассчитываются на продолжительную перспективу и формируются для решения крупномасштабных экономических задач по развитию организации. С одной стороны, она обязательно должна быть согласована с целями общей стратегии развития компании. А с другой — финансовая стратегия оказывает значительное влияние на общую стратегию. Любые изменения, происходящие на финансовом рынке, приводят к внесению корректировок сначала в финансовой стратегии, а затем в общей стратегии развития организации. Финансовая стратегия способствует определению долгосрочных целей финансовой деятельности субъекта хозяйствования, и выбрать наиболее эффективный способ их достижения [7].

Разрабатывая финансовую стратегию, предприятию необходимо проведение анализа и прогноза главнейших тенденций развития финансов организации. На предприятии, при формировании стратегии осуществляется разработка концепции по применению финансовых ресурсов. В то же время устанавливаются важнейшие принципы финансовых отношений организации с деловыми партнерами и государством.

Разрабатывая стратегию развития, предприятия важно учитывать вероятность альтернативных направлений развития предприятия. При этом, необходимо придавать значение как мировому финансовому опыту, так и опыту, квалификации и деловой интуиции работников самой организации. На базе сформированной стратегии руководство предприятия принимает оперативные управленческие решения.

В финансовой политике предприятия выделяют следующие стратегические задачи: максимизация прибыли, оптимизация капитала предприятия, его финансовая устойчивость. Предприятию нужно обеспечить максимальную информационную прозрачность для собственников капитала и инвестиционную привлекательность фирмы для возможных инвесторов. Одной из важнейших стратегических задач является применение рыночных механизмов с целью привлечения дополнительных финансовых средств в виде эмиссии ценных бумаг.

Учетная, налоговая, кредитная, амортизационная и ценовая политика предприятия входят в область интересов финансовой стратегии, а также решение вопросов в этих сферах. В область интересов финансовой стратегии также входят вопросы реализации произведенной продукции и операционные расходы, конкуренция и конкурентоспособность произведенной продукции и самого предприятия [9].

Особенности финансовой стратегии предприятий общественного питания

Одной из важнейших направления действенности работы предприятий общественного питания является верно избранная стратегия с учетом внешних и внутренних возможностей. Стратегия предприятий общественного питания зависит от множества факторов: экономического развития, качества жизни, спроса на услуги, форм и методов обслуживания, состояния материально-технического обеспечения и т. д. Предприятия самостоятельно разрабатывают стратегию и тактику своей деятельности на основании маркетинговых исследований рынка, внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизация предпринимательства, инициативы и т. д.

Некоторые авторы, такие как Крылов С. И., Лихачева О. Н., Щуров С. А., придерживаются мнения о классическом представлении о факторах, влияющих на стратегию предприятия, которые представлены двухуровневой структурой: факторы вешней среды и факторы внутренней среды. Причем, понятие и содержание финансовой стратегии образуют преимущественно те же макро-и микросреды, факторы, воздействующие на общую стратегию предприятий общественного питания.

Факторы внешней среды, к которым также относят государственную финансово-экономическую политику, государственное регулирование экономики, имеющийся финансово-инвестиционный механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в общем, конъюнктуру рынка, виды и уровень рисков и другие. Следовательно, данные факторы являются обстоятельствами, критериями, причинами, силами, условиями, субъектами, находящимися вне прямой зависимости от предприятия, и сами оказывающими извне влияние на него. Как правило, на данные факторы предприятие не оказывает влияние и их можно учитывать в его деятельности. Факторы внутренней среды, можно классифицировать на факторы, оказывающие косвенное и прямое воздействие. Косвенные факторы, могут не проявлять непосредственное и немедленное влияние на финансовую стратегию, но, тем не менее, в перспективе могут оказать воздействие на нее. К основным косвенным факторам относятся:

– финансово-экономические: государственное регулирование, инфляция, величина доходов населения, налоговая политика;

– внешнеэкономические: внешняя политика государства, уровень международной конкуренции, конъюнктура мировых рынков;

– прочие: политические, научно-технологические, демографические, другие [6, 7].

По мнению Усенко А. М., факторами прямого воздействия, являются те, которые непосредственно воздействуют на разработку и реализацию финансовой стратегии. В качестве основных стоит отнести следующие:

– поставщики и покупатели: потребности потребителей, стоимость продуктов, налаженность связей;

– конкуренты: уровень их развития, уровень их цен, степень применения ими инноваций.

– кредитно-финансовая система: кредиторы и их условия, финансовые посредники, финансовая поддержка государства [11].

В таблице 1 представлена классификация внешних факторов влияния на финансовую стратегию предприятия и их содержание.

Таблица 1

Внешние факторы, оказывающие влияние на финансовую стратегию организации

Факторы

Содержание фактора

Экономические

Экономическая эффективность деятельности предприятия

Показывает экономический эффект от реализации продукции

Структура развития экономики предприятия

Отражает зависимость деятельности предприятия от уровня его экономического развития

Производственные возможности выпуска конкурентной продукции

Показывает, чем больше конкурентоспособность продукции, тем больше экономический потенциал финансовой стратегии

Торговые связи предприятия

Показывает необходимость наличия многочисленных связей с действующими и потенциальными партнерами при формировании финансовой стратегии

Политико-правовые

Отношения между страной-экспортером и страной-импортером

Устанавливает зависимость между политическими отношениями стран участников экспорта и импорта

Денежно-кредитная политика

Представляет воздействие снижения или повышения стоимости иностранной валюты, процентных ставок на совокупный спрос и совокупное предложение

Социокультурные

Социальные различия

Изображает зависимость между уровнями социального развития населения и региона

Покупательная способность населения

Устанавливает, как сильна зависимость между возможностями покупателей и спросом на продукцию при формировании финансовой стратегии

Традиции ведения бизнеса

На организационном уровне представляет, что предприятие по-своему подходит к организации и ведению бизнеса, оказывая прямое воздействие на результаты деятельности и финансовой стратегии

На разработку финансовой стратегии также проявляет воздействие общая (базовая) стратегия предприятия. Следовательно, это факторы, создаваемые или определяемые деятельностью предприятия, находящиеся в прямой зависимости от нее. К основным целесообразно отнести следующие:

– экономические: финансовое состояние предприятия, обеспеченность ресурсами, инвестиционная привлекательность;

– производственные: эффективность производственного процесса, автоматизация производства;

– организационно-управленческие: организационная структура управления, отлаженность взаимодействия подразделений;

– социальные: квалификация кадров, стратегическое мышление.

К внутренним факторам формирования финансовой стратегии предприятия относятся те факторы, которые зависят от условий организации и функционирования предприятия. Поэтому классификация внутренних факторов приведена в разрезе двух групп: организационные и функциональные факторы (таблица 2).

Таблица 2

Внутренние факторы, оказывающие влияние на финансовую стратегию предприятий

Факторы

Содержание фактора

Организационные

Размер предприятия

Оказывает влияние на выбор каналов товародвижения и объемы реализации продукции предприятия при формировании финансовой стратегии

Вид товара

Отражает потребность покупателей в определенный продукции

Научно-технологический потенциал

Показывает потребность в материально-технических и организационно-управленческих ресурсах и возможностях предприятий для достижения поставленных целей

Наличие ресурсной базы

Отражает взаимозависимость между ресурсами предприятия, его производительностью

Квалификация кадров

Определяет влияние профессионализма сотрудников на финансовую стратегию предприятия

Факторы

Содержание фактора

Функциональные

Финансовые результаты предприятия

Определяет потенциал финансовой стратегии предприятия и возможности его использования

Финансовое состояние предприятия

Определяет процесс формирования и использования финансовых средств

Оборачиваемость ресурсов и производительность труда

Определяет уровень использования ресурсов предприятия, что в свою очередь определяет ресурсный потенциал финансовой стратегии

Конкурентоспособность предприятия

Показывает потенциал предприятия на рынке и соответственно позволяет сформировать финансовую стратегию с учетом повышения уровня конкурентоспособности

Развитие информационно-коммуникативных средств

Показывают зависимость уровня развития информационно-коммуникационных технологий на формирование финансовой стратегии

Несмотря на важность определения, максимально полного числа воздействующих на предприятие факторов, с практической точки зрения важным является отбор наиболее существенных факторов внутренней и внешней среды и оценка их влияния. Это значит, что субъекту разработки стратегии необходимо выделить факторы, дающие предприятию определенные преимущества, а также факторы, ослабляющие его.

Подводя выводы по вышеизложенному, можно заключить, что финансовая стратегия в полной мере определяется всеми вышеназванными внешними и внутренними факторами, но необходимо учитывать специфику их воздействия на финансовые показатели деятельности предприятия, прежде всего на объемы и динамику собственных финансовых ресурсов и резервов, заемных и привлеченных финансовых ресурсов.

Литература:

  1. Андрианов П. А. Организация работы предприятия общественного питания. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 255 c.
  2. Барабанова И. Ю. Цели и задачи разработки финансовой стратегии на предприятии / И. Ю. Барабанова // Вестник университета. — 2017. — № 5. — С. 50–54.
  3. Белашев В. Г. Как разработать финансовую стратегию / В. Г. Белашев // Финансовый директор. — 2017. — № 4. — С. 36–50.
  4. Гридневская Т. А. К вопросу о разработке финансовой стратегии на предприятии / Г. А. Гридневская // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Международн. науч.-практ. конф. (Казань, 08 июня 2017 г.). — Казань: Омега САЙНС, 2017. — С. 59–61.
  5. Ершов В. Д. Организация работы предприятий общественного питания / В. Д. Ершов. — М.: Феникс, 2016. — 271 c.
  6. Крылов С. И. Анализ эффективности деятельности и использования ресурсов коммерческой организации / С. И. Крылов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2015. — № 8. — С. 21–29.
  7. Лихачева О. Н., Щуров С. А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / Под ред. И. Я. Лукасевича. — М.: Вузовский учебник, 2014. — 288 с.
  8. Платонова Н. А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т. В. Харитонова. — М.: Дело и сервис, 2015. — 432 с.
  9. Симоненко В. Н. Принципы разработки финансовой стратегии предприятия / В. Н. Симоненко, В. А. Гончарова // Актуальные вопросы развития современного общества: V Международн. науч.-прак. конф. (Курск, 18 апреля 2015 г.). — Курск: Университетская книга, 2015. — С. 159–162.
  10. Турцев О. Г. Организация производства и управление предприятием / О. Г. Турцев. — М.: Норма, 2017. — 531 с.
  11. Усенко А. М. Оценка эффективности финансовой стратегии предприятия и управление ее реализацией / А. М. Усенко // Финансовые исследования. — 2017. — № 16. — С. 63–70.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая стратегия, общественное питание, предприятие, финансовая стратегия предприятия, кулинарная продукция, прямое воздействие, внешняя среда, внутренняя среда, прямая зависимость, финансовый рынок.


Похожие статьи

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Особенности выбора показателей в рамках проведения финансового анализа

Статья посвящена вопросу формирования системы финансовых показателей в рамках проведения анализа финансового состояния предприятия с учетом целей анализа, отраслевой специфики хозяйствующего субъекта и факторов внешней среды, оказывающих влияние на д...

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, кот...

Проблемы формирования эффективной кадровой политики предприятия

В статье рассматриваются проблемные вопросы определения формирования эффективной кадровой политики предприятия. По мнению автора, на формирование кадровой политики оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды, следовательно, формирование кадр...

Маркетинг в строительстве

Статья посвящена рассмотрению современного состояния российского строительного маркетинга и его особенностей. Изучены сферы строительного бизнеса, затрагиваемые маркетингом. Рассмотрена специфика маркетинга в строительной отрасли, определены ключевые...

Управление хозяйственными рисками на предприятиях АПК

В данной статье рассмотрено влияние рисков на результаты сельскохозяйственного производства, обозначены этапы управления рисками, а также различные подходы к классификации рисков, проанализированы основные причины и последствия возникновения рисков н...

Формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия

В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные...

Похожие статьи

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Инвестиционная стратегия предприятия

В статье раскрыто содержание и значимость разработки инвестиционной стратегии предприятия. Обозначены основные мероприятия в рамках такой стратегии и описаны основные источники финансирования. Определены ожидаемые результаты от формирования инвестици...

Особенности выбора показателей в рамках проведения финансового анализа

Статья посвящена вопросу формирования системы финансовых показателей в рамках проведения анализа финансового состояния предприятия с учетом целей анализа, отраслевой специфики хозяйствующего субъекта и факторов внешней среды, оказывающих влияние на д...

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация

В статье раскрывается содержание понятия «ценовая стратегия». Описаны особенности формирования ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Даны методические рекомендации по реализации ценовой стратегии с учетом изменения множества внут...

Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной стратегии. Изучены и раскрыты основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия. На основании рассмотренного материала делается вывод о необходимости инвестиционной деятельности, кот...

Проблемы формирования эффективной кадровой политики предприятия

В статье рассматриваются проблемные вопросы определения формирования эффективной кадровой политики предприятия. По мнению автора, на формирование кадровой политики оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды, следовательно, формирование кадр...

Маркетинг в строительстве

Статья посвящена рассмотрению современного состояния российского строительного маркетинга и его особенностей. Изучены сферы строительного бизнеса, затрагиваемые маркетингом. Рассмотрена специфика маркетинга в строительной отрасли, определены ключевые...

Управление хозяйственными рисками на предприятиях АПК

В данной статье рассмотрено влияние рисков на результаты сельскохозяйственного производства, обозначены этапы управления рисками, а также различные подходы к классификации рисков, проанализированы основные причины и последствия возникновения рисков н...

Формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия

В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные...

Задать вопрос