Гордость земли Валуйской | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Клемешова, Н. С. Гордость земли Валуйской / Н. С. Клемешова, О. Н. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56312/ (дата обращения: 24.07.2024).



…Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — значит, он равнодушен к своей стране.

Академик Д. С. Лихачев

Почему сегодня так важно знать и изучать историю? Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. На территории Белгородской области есть небольшой город Валуйки, в котором живет замечательный человек — поэт Иван Яковлевич Ходеев. В большинстве своём наше общество интересуется творчеством прославившихся писателей, поэтов-классиков, но, на наш взгляд, очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем.

Рис. 1. Иван Яковлевич Ходеев

Стихотворения И. Я. Ходеева учат читателей видеть красоту вокруг себя, воспитывают любовь к Родине, природе, неравнодушию к людям и животным, заставляют задуматься о жизни. В целом, его поэзия оказывает положительное влияние на каждого человека, развивая его речь и расширяя кругозор.

Иван Яковлевич Ходеев родился 5 мая 1942 года в селе Муром Шебекинского района Белгородской области. Шла война…Во время страшного налёта немецкой авиации на их сад, в котором при отступлении советской армии днём укрылись пушки и танки, от разрыва бомбы на месте их хаты не осталось и следа. Буквально за несколько секунд до взрыва вместе с люлькой маленького Ваню вынес раненый красноармеец — знаменосец, тем самым спас ему жизнь. Больше года семья из шести человек жила в погребе. Уже позже женщины из маминой бригады и сосед дед Никита поставили плетёнку — мазанку из вербы. В вечной признательности спасшему поэта солдату, Иван Яковлевич пишет стихи о войне. Учился в Муромской средней школе. В детстве любил с ребятами играть в разные игры, особенно им нравилось играть в «Тарзана».

С 13 лет, чтобы помочь маме, после школы подрабатывал в тракторной бригаде прицепщиком. В 13 лет он начал писать стихи. Однажды, поднявшись на холм, он посмотрел вокруг, его взору предстала красота окружающей природы, а в душе зародились поэтические строки, воспевающие её. В 1960 году окончил Муромскую среднюю школу, а затем Грайворонскую автошколу. Уехал по комсомольской путёвке на стройку Котласского целлюлозно-бумажного комбината Архангельской области. Работал до призыва в армию в 6-ой автоконторе Архангельского совнархоза города Котласа.

В 1962–1965 годах проходил службу в рядах Советской Арми на Крайне Севере и Заполярье. В это время печатался в газетах ЛенВо «Часовой Севера» и «На страже Заполярья». После демобилизации в 1966 году приехал в город Валуйки, в котором живёт до сегодняшнего времени. Работал водителем в учреждении ЮС — 321/7 с 1966 года по 1998 год. Работа была связана с командировками. Объехал всю европейскую часть России, Украину, Белоруссию, Кавказ. В настоящее время пенсионер. Женат, есть дочь. Жена — Клавдия Сергеевна Ходеева 39 лет проработала учителем начальных классов в Ямской школе, отличник народного образования. Ее, строгую, справедливую, требовательную к себе, ученикам уважали и уважают в родном городе. Дочь — Наталья Ивановна Ходеева — самый опытный педагог Валуйской ДХШ. Она 28 лет посвятила преподаванию в данном учреждении. Её ученики — победители и призёры региональных, всероссийских и международных конкурсов. Она занимается методической работой, является автором методических разработок и пособий в области изобразительного искусства.

Иван Яковлевич часто принимает участие в поэтических встречах и гостиных с жителями и молодёжью города. Его благодарные слушатели — это учащиеся общеобразовательных школ, обучающиеся педагогического колледжа и индустриального техникума. Поэт сотрудничает с библиотеками города и района, с работниками Валуйского историко-художественного музея, музыкантами. Его простые доходчивые строки радуют душу, пронизаны любовью к природе родного края. Они не только лиричны, патриотичны, но и очень мелодичны., многие из них были положены на музыку местными композиторами: И. И. Рогачевой, Н. М. Ерохина, В. В. Афонина, С. А. Костылевой, И. Д. Евсюкова, П. Т. Жилина.

Иван Яковлевич поддерживает связь со своей родной школой в Муроме, где он учился, переписывается с учителем русского языка и литературы Светланой Николаевной Ворониной. В школьном музее есть экспозиция, посвящённая поэту.

Поэт печатается в газетах города «Валуйская звезда», «Наша звезда». Один из авторов стихотворных сборников валуйских поэтов «Валуйские россыпи, «Н. Ф. Ватутину посвящается…», «Здесь у слияния двух рек…». В 2005 вышел первый сборник стихов поэта «Вдохновение», затем «Нежность», «Мы помним всё…», «России светлый уголок», «Островок детства».

Сам о себе поэт говорит: «Люблю дороги, автодело, которому отдано 38 лет жизни, слесарное, столярное, переплётное и фотодело, люблю рисовать, люблю историю, любимые книги об истории, люблю географию, растительный и животный мир, своих друзей, край, литературу и …стихи!

Говорят, что поэты — это люди, которые видят всё вокруг иначе, они умеют замечать необычное в обычном, не проходят мимо интересных событий, людей, красоты уголка природы, любого животного. Так и Иван Яковлевич. Это не просто человек, это очень добрая и романтичная личность, замечательный рассказчик.

По стихотворениям Ивана Яковлевича можно изучать историю нашего города, нашего края, историю села Мурома, где родился поэт. Темы, которые звучат в стихотворениях И. Я. Ходеева: о Родине, о родном крае, о природе, о любви, о войне, для детей и о детях, о животных, о людях, о друзьях. Очень глубока любовь поэта к родному краю.

Взойду на холм, что над Валуй-рекой,

И гляну в степь, где поле серебрится.

Забилось сердце, потеряв покой,

Мой край родной, хочу тобой напиться.

Хочу дышать, хочу тебя обнять,

Мой край, что Белогорьем называют,

Как птицы, что смогли тебя понять,

Всегда к тебе весною прилетают.

В его поэзии всё изложено правдиво, искренне, с любовью. Любое стихотворение, строка Ивана Яковлевича не покажется пустой или лишней.

Поэзия как верный путник,

С ней хочется любить, творить,

Поэзия — душевный спутник,

Нам помогает в жизни жить!

Вся поэзия его заряжена любовью к людям, к природе, ко всему живому.

Я с детства запомнил родник небольшой,

Что смело бурлит под горою крутой.

Родник со студёною чистой водой,

Он в сердце навеки остался со мной.

Нигде не встречалась такая вода,

С годами сильней меня тянет туда.

Хочу роднику я тому поклониться,

Студёной водицы, как в детстве, напиться,

Увидеть давно позабытые лица,

Родник этот — Родины нашей частица

В своих стихах он славит наш город, пишет, что он всегда спешит возвратиться после очередной командировки.

Здравствуй, город светлый, ясный, город юности моей.

Площадь, что назвали красной, стала ближе и родней.

Вновь к тебе я возвратился через долгие года.

Будто в сказке появились: новый парк, фонтан, вода.

И берёзки дружно встали по аллеям к ряду в ряд.

Платьем белым засверкали, вышли словно на парад.

В сборниках Ивана Яковлевича можно найти стихотворения об исторических, памятных и святых местах нашего города.

Видать поют колокола не зря,

Заветы предков, скромно исполняя.

Я прохожу у стен монастыря

И низко-низко голову склоняю.

Снисходит с храма божья благодать.

Листок в волненье с дерева срываю.

Другим не догадаться, не понять,

А я вот мир по новой открываю!

И. Я. Ходеев идет, прежде всего, от жизненных впечатлений, основой которых является память. А память — невозможно заставить забыть, как невозможно вычеркнуть из души ту огромную боль, которую принесла людям война. Стихи о войне поэт всегда читает на всех встречах, чтобы чтили память, помнили, кто отдал свою жизнь, благодаря кому над нами мирное небо, чтобы никогда этого больше не случилось.

Горел металл, термитами смоля,

Герои шли, в бессмертие ступая.

Родная Белгородская земля

Полита кровью с края и до края.

Как ты смогла все это пережить,

От нанесённых ран в душе страдая?

Веками процветая, будешь жить,

Колосья ржи пред павшими склоняя!

Синеют ярко васильки вдали,

На обелисках розы полыхают.

Кто выжил в тех боях, тем до земли

За ратный труд все головы склоняю

Есть стихи о воинах — афганцах, о воинах, воевавших в Чечне, стихи о Беслане, о ветеранах, о Н. Ф. Ватутине, о работниках ГИБДД, работниках полиции, о матери, о кадетах нашей школы, о книгах, о любви к книгам, о памятных событиях города и другие. Он живёт жизнью своего города и народа.

В своих стихотворениях он воспевает женскую красоту. Несколько стихотворений посвятил дочери и жене.

Зорька алая догорела,

Вышла ты отдохнуть на крыльцо.

Не беда, что ты поседела

Дышит счастьем твое лицо.

А улыбка твоя как песня,

Лебединый разлет бровей

Седина, а вот жизнь интересна,

Как осенний пролет журавлей.

Рядом бодро по жизни шагаем

И дыханье твое горячо,

С полуслова все понимаем

Ощущаем друг друга плечо.

Тематика стихотворений очень широка, но все они идут от сердца, очень душевные и запоминающиеся. Есть и произведения, написанные в прозе.

В заключении, хочется отметить, что очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края — это часть национальной литературы. Литературная жизнь поэта — земляка И. Я. Ходеева, действительно, очень интересна и познавательна, достойна подражанию.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, жизнь, поэт, Белгородская область, Валуйки, война, город, история, край, мой край.


Похожие статьи

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...

‒ Так появились города — крепости Белгород, Оскол, Валуйки.

После войны была образована Белгородская область с областным центром — город Белгород. Воспитатель: Вот такая славная история у нашего края.Город Губкин — это город, в котором мы с вами...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Проект «Родной свой край люби и знай!" Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Встал мой край богатырской заставою. Белгородской засечной чертой.

Тайны Белгородского треугольника или страницы жизни из трёх тысячелетий истории руссов.

правильный ответ, воспитатель, город, конверт, внимание, родной край, Белгородская...

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве

Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его...

«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по...

Беседы о родине, о родном крае, о разнообразии животного и растительного мира. Подготовка «экскурсоводов» Создание лэпбуков «Мы живём

— Занимайте свои места. Наш экскурсионный тур называется — «Мой край родной, моя Кубань» слайд № 2(на слайде фотографии по теме).

Методическая разработка муниципального творческо-поискового...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный. ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Это — край мой любимый, родная Кубань!

Вед: Герб России имеет свою давнюю вековую историю, ему более 500 лет.

Вед: ИКраснодарский край, и наш любимый город Туапсе также имеют свой герб, флаг и гимн.

И будет вечное природы обновление, Так происходит в жизни смена поколений!

Мой родной край | Статья в журнале «Молодой ученый»

Мой родной край. Авторы: Мендыбаева Лаура Мейрамбековна, Калинина Ксения

Товар, производимый на мощных городских предприятиях, удовлетворял нужды не только Алматы и других областей Казахской ССР

Мой родной город занимает важное место в моем сердце.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В. Я

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Похожие статьи

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...

‒ Так появились города — крепости Белгород, Оскол, Валуйки.

После войны была образована Белгородская область с областным центром — город Белгород. Воспитатель: Вот такая славная история у нашего края.Город Губкин — это город, в котором мы с вами...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Проект «Родной свой край люби и знай!" Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Встал мой край богатырской заставою. Белгородской засечной чертой.

Тайны Белгородского треугольника или страницы жизни из трёх тысячелетий истории руссов.

правильный ответ, воспитатель, город, конверт, внимание, родной край, Белгородская...

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют...

Проект «Родной свой край люби и знай»

Знакомство с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве

Учащиеся знакомятся с Хакасией, узнают историю родного города, а также перспективы его...

«Мой край родной, моя Кубань». Виртуальное путешествие по...

Беседы о родине, о родном крае, о разнообразии животного и растительного мира. Подготовка «экскурсоводов» Создание лэпбуков «Мы живём

— Занимайте свои места. Наш экскурсионный тур называется — «Мой край родной, моя Кубань» слайд № 2(на слайде фотографии по теме).

Методическая разработка муниципального творческо-поискового...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный. ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Р: Это — край мой любимый, родная Кубань!

Вед: Герб России имеет свою давнюю вековую историю, ему более 500 лет.

Вед: ИКраснодарский край, и наш любимый город Туапсе также имеют свой герб, флаг и гимн.

И будет вечное природы обновление, Так происходит в жизни смена поколений!

Мой родной край | Статья в журнале «Молодой ученый»

Мой родной край. Авторы: Мендыбаева Лаура Мейрамбековна, Калинина Ксения

Товар, производимый на мощных городских предприятиях, удовлетворял нужды не только Алматы и других областей Казахской ССР

Мой родной город занимает важное место в моем сердце.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В. Я

Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Задать вопрос