Радуга земли | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (5) март 2016 г.

Дата публикации: 17.02.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Хайртдинов, Т. И. Радуга земли / Т. И. Хайртдинов, А. С. Федотова, Г. Н. Казимир. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 158-162. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/292/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Сказала лопата: Земля — чтобы рыть.

Ботинки сказали: Земля — чтоб ходить.

А люди сказали: Земля — чтобы жить.

А. Тетивкин

 

Земля ценнейшее природное достояние народа, место обитания человека. Почвенный покров является объектом труда и средством производства, используется для выращивания растений. Поэтому очень важно знать из чего состоит почва, от чего зависит ее плодородие, чтобы использовать ее ценность на благо человечества. В связи с этим целью нашего исследовательского проекта является определение состава почвы нашей местности. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

                    понять, что такое почва;

                    узнать какие типы почв существуют на территории Ульяновской области;

                    определить кислотность почвы;

                    научиться делать микромонолиты почв.

Объектом исследования являются разные типы почв. Гипотеза исследования: мы думаем, что в нашем районе существуют разные типы почв, которые различаются по своим свойствам и цвету. Материалы, которые использовались в исследованиях: почвенные монолиты, рН-метры, химические стаканы, хлорид калия, почвенная карта Ульяновской области.

На первом этапе мы решили определиться, что такое почва? В словаре Сергея Ивановича Ожегова почва определяется как «…верхний плодородный слой земли» [2, c. 525]. Как же выглядит почва?

Чтобы это понять, необходимо выкопать почвенный разрез, как это делают почвоведы. Для этого мы ходили в экспедицию со студентами 2-го курса агрономического факультета и участвовали в закладке почвенного разреза (рис. 1).

На фотографии видно, что сверху почва выглядит однообразной, а в разрезе похожа на разноцветный слоеный пирог. Мы привыкли к очень темному, почти черному цвету земли. Но темный цвет только в верхнем слое. Это гумусовый слой — плодородный. Он пронизан корнями. Здесь много червей, микроорганизмов.

Рис. 1. Закладка почвенного разреза

 

На территории нашей области имеются различные виды почв. Для большей наглядности почвоведы создали почвенную карту, на которой отмечены виды почв, представленные в том или ином районе области. Почвы Ульяновской области в основном представлены черноземами выщелоченными и типичными (65 %), например в Чердаклинском районе. Кроме того присутствуют серые лесные почвы (33 %), например в Николаевском районе.

Второй этап нашего исследования заключался в определении кислотности почвы как основного фактора, определяющего плодородие почвы. Самым важным свойством почвы является ее плодородие. Она включает в себя различные соединения. Поэтому важно определить ее физико-химические свойства. Оказывается, почва может быть кислой? Кислотность почвы — важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. Большинство культурных растений хорошо растут и развиваются в условиях слабокислой или нейтральной реакции почвы.

На кислых почвах растения плохо усваивают питательные вещества, недостаточно развивается корневая система растения, накапливаются вредные для растений вещества, не формируются полезные почвенные микроорганизмы. При высокой кислотности угнетается рост и развитие многих сельскохозяйственных культур, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов.

Мы решили определить кислотность почвы на разных участках нашей местности. Кислотность почвы определяют, измеряя величину рН солевой вытяжки. В зависимости от величины рН почва может быть кислой, нейтральной или щелочной: при рН=4 и менее — сильнокислая; рН=5 — кислая; рН=6 — слабокислая; рН=7 — нейтральная; рН=8 и более — щелочная.

Опыт состоял в следующем: в стакан мы поместили 20 г. сухой почвы. В нее добавили 50 мл. хлорида калия (т. е. 5 мл. на каждые 2 г. почвы). Содержимое стакана перемешивали в течение трех минут. Отфильтровали. Вытяжка прозрачная. Определили рН с помощью рН-метра (табл. 1).

 

Таблица 1

Кислотность на разных участках поселка Октябрьский

Наименование участка

рН

1 точка

2 точка

3 точка

Среднее

№ 1

6,2

6,0

6,9

6,4

№ 2

6,9

7,3

7,1

7,1

№ 3

7,1

7,2

7,3

7,2

 

В основном кислотность выбранных нами образцов почвы оказалась нейтральной или близкой к нейтральной. Почвенный образец № 1 оказался слабокислым. Кислотность образца № 2 оказалась нейтральной, а образца № 3 — наиболее щелочная, по сравнению с другими образцами.

На третьем этапе мы решили научиться делать микромонолиты почв. Мы пригласили наших одноклассников в почвенный музей имениученого-почвоведа Атеиста Николаевича Панасенко, расположенный в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П. А. Столыпина и рассказали им о разных почвах. Вместе с преподавателями мы сделали микромонилиты почв и вот, что у нас получилось (рис. 2 и 3).

D:\Арина-школа\Конкурсы 2016\проект почва\DSCN1645.JPG

Рис. 2. Подготовка основы для почвенного микромонолита

 

D:\Арина-школа\Конкурсы 2016\проект почва\DSCN1671.JPG

Рис. 3. Создание почвенных микромонолитов

 

Работая над проектом, мы узнали, что почва, словно РАДУГА, состоит из различных слоев, разнообразных как по цвету, так и по составу. В ходе выполнения работы мы научились делать микромонолиты. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования — определили состав почвы нашей местности.

Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась — в нашем районе существуют разные типы почв, которые различаются по своим свойствам и цвету.

Данная работа помогла нам понять всю ценность почвы и ее важнейшего свойства — плодородия. Теперь мы знаем, что плодородие определяется кислотностью. Ведь чем выше кислотность, тем менее плодородна почва. При высокой кислотности почвы необходимо проводить ее известкование. Плодородный слой почвы надо беречь, поддерживать и уважительно относится к данному нам природному богатству.

 

Литература:

 

  1.                Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса: в 2 ч.– 8 изд. испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2012.
  2.                Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.
  3.                Почвоведение. В 2 ч. / Под ред. В. А. Ковды, Б. Г. Розанова — М.: Высш. шк., 1988.
  4.                Почвы СССР. Под ред. Г. В. Добровольского. М.: Мысль, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): кислотность почвы, почва, Ульяновская область, почвенный разрез, тип почв, почвенная карта, микромонолит почв, состав почвы, хлорид калия, земля.


Задать вопрос