Особенности семейных взаимоотношений у пациенток с расстройствами пищевого поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 03.02.2019

Статья просмотрена: 2815 раз

Библиографическое описание:

Кононенко, В. С. Особенности семейных взаимоотношений у пациенток с расстройствами пищевого поведения / В. С. Кононенко, Л. Г. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 292-296. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56225/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной работе исследованы особенности семейных взаимоотношений как один из факторов, влияющих на появление и развитие расстройств пищевого поведения.

Ключевые слова: расстройства пищевого поведения, нервная анорексия, нервная булимия, семейные взаимоотношения, семья.

Расстройства пищевого поведения (РПП) — это одна из актуальнейших проблем современного мира в области физического и психического здоровья. Данные, приведенные Национальной Ассоциацией Пищевых Расстройств в США, показывают, что количество человек, страдающих от разного рода пищевых расстройств достигает семидесяти миллионов, самый высокий уровень смертности зарегистрирован среди больных нервной анорексией [5]. Этим расстройствам подвержены, прежде всего, девушки-подростки и молодые женщины (доля женщин по отношению к мужчинам определяется как 10:1–20:1) [7].

Большинство ученых разделяют общую идею о том, что нарушения пищевого поведения представляют собой сложные, мультифакторные заболевания, которые являются результатом взаимодействия генетических, социокультурных и психологических факторов [2]. Невозможно отрицать важность влияния семейных взаимоотношений на расстройства пищевого поведения. Часто семейное окружение стремится привить дочерям такие ценности, как успех и правильность, подчинение правилам и семье. Такая позиция провоцирует у детей развитие перфекционизма, а также ощущение постоянного напряжения внутри семьи. Многие исследователи выделяют в качестве фактора формирования устойчивой детской самооценки влияние родителей [8]. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов [10]. В психодинамическом подходе лидирующая роль отводится непреодолимым архаичным комплексам, например, комплексу Электры. Этот подход предлагает гипотезу о том, что причина возникновений РПП кроется в негативно окрашенных семейных взаимоотношениях [9].

Как уже было отмечено, многие исследователи, рассматривая причины появления РПП, придают большое значение роли семьи и родительской психопатологии в частности. Считается, что альянсы, конфликты или паттерны взаимодействия внутри семьи могут влиять на развитие РПП [11]. Существует гипотеза о том, что расстройства питания у подростка могут играть функцию отвлекающего фактора, который переносит внимание от базовых конфликтов в семье, таких как супружеские разногласия, направляя его на более очевидную (симптоматическую) проблему [6]. Известно также, что семья оказывает большое влияние на формирование ценностей подростка, следовательно, определенное поведение членов семьи может влиять на отношение подростка и к питанию [1]. Например, мать, которая крайне озабочена своим весом, использует диеты и призывает дочь к подобному поведению, может ненамеренно повлиять на начало развития РПП [7]. Аналогичным образом родители, которые проявляют безразличие, слишком требовательны и критично настроены могут сильно влиять на самооценку подростка и провоцировать развитие такого РПП как нервная булимия [7].

Несмотря на обширные и многочисленные исследования в данной области по-прежнему остается невозможным точно определить причины развития этих расстройств, а соответственно, эффективно лечить пострадавших и предупреждать болезни у тех, кого они пока не затронули.

Мы исходим из предположения, что существуют особенности семейных взаимоотношений у девушек, имеющих расстройства пищевого поведения. Для достижения данной цели мы провели релевантную диагностику по методикам, способным выявить характер семейных взаимоотношений.

В данном эмпирическом исследовании приняло участие 60 человек в возрасте от 16 до 24 лет. Для того, чтобы выявить особенности семейных взаимоотношений девушек с РПП, мы сравнили их с семейными взаимоотношениями девушек, не имеющих РПП. С этой целью были сформированы две группы. Первая группа (30 человек) — это девушки, имеющие различные формы РПП (15 с нервной анорексией, 11 с нервной булимией, и 4 с компульсивным перееданием). Вторая группа (30 человек) — девушки, не имеющие РПП.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики: опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) [4]; методика «Семейно-обусловленное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) [4]; проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), который относится к рисуночным проективным тестам [3]. Опросник «Анализ семейной тревоги» отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье. Методика «Семейно-обусловленное состояние» направлена на выявление психотравмирующих состояний в семье и представляет собой интервью, специально направленное на выяснение трех состояний — общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.

Полученные количественные данные были подвергнуты статистической обработке, имевшей целью определение достоверности различий у испытуемых, имеющих и не имеющих РПП. Для этого осуществлялся расчет Манна-Уитни. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета SPSS Statistics v.22.

Результаты по методике «Анализ семейной тревоги» показали, что 60 % испытуемых с РПП склонны испытывать чувство вины, тревоги и напряжения в семье, что, в свою очередь, указывает на неблагоприятные отношения в семье, в которых отсутствует понимание и доверие. Тревожная и напряженная обстановка свидетельствует об отсутствии близости, тепла и психологического комфорта между участниками исследования и их членами семьи. Соответственно, такая обстановка не может не оказывать негативное влияние на течение болезни. Было также выявлено, что, такие девушки чаще испытывают тревожность (83 %) и напряженность (78 %), хотя нередко испытывают и чувство вины (67 %). Это свидетельствует, что девушки с РПП практически в одинаковой степени склонны испытывать все перечисленные чувства.

Несколько иная картина была выявлена среди девушек, не имеющих РПП. Так, наличие чувства вины, тревожности и напряжения было выявлено лишь у 13,5 % девушек. Т. е. можно предположить, что переживание подобных чувств характерно именно для девушек, имеющих различные формы РПП, что указывает на связь этих показателей именно с нарушениями питания. Также нам удалось выявить, что уровень общей тревожности в семье выше у девушек с расстройствами пищевого поведения. Ощущение общей тревожности еще раз подчеркивает дискомфорт, который испытуемые с РПП испытывают, находясь в семье. Достоверность различий мы доказывали при помощи U-критерия Манна-Уитни. Были выявлены достоверные различия между группами девушек (U=240,5, при р=0,003). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что каждодневный уклад в семье, совместное проживание с членами семьи вызывает у испытуемых с РПП тревогу, в то время как у испытуемых без РПП тревога наблюдается в меньшей степени.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что уровень общей тревожности в семье выше у девушек с расстройствами пищевого поведения. Это означает, что эти девушки испытывают опасения, страхи и сомнения, которые касаются семьи. Они могут испытывать неадекватное чувство ответственности за происходящие негативные события в семье, ощущать, что от них ничего не зависит или что выполнение семейных обязанностей является непосильной ношей. Причина зачастую кроется во внутренней неуверенности, которая, если вытесняется и не осознается человеком, перерастает в чувство тревоги. Низкий уровень тревожности по данной шкале у условно здоровых девушек приводит нас к выводу о том, что расстройства пищевого поведения оказывают влияние на взаимоотношения индивида с семьей и на то, как индивид воспринимает эти отношения.

Следующим шагом в эмпирическом исследовании было проведение интервью, направленного на выяснение общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности у девушек, имеющих и не имеющих различные формы РПП (по методике «Семейно-обусловленное состояние»). Состояния общей неудовлетворенности и нервно-психического напряжения констатируются при показателях выше 24, а состояние семейной тревожности — при показателях выше 25.

Было выявлено, что средние значения по шкале состояния общей неудовлетворенности для девушек с РПП равен 37,97, а для девушек без РПП — 23,03. Это свидетельствует о том, что девушки, имеющие различные формы РПП испытывают большую неудовлетворенность семейными взаимоотношениями, чем девушки без РПП. Девушки с РПП могут испытывать чувство неудовлетворенности из-за ощущения вины, тревожности и напряженности в семейной обстановке, что было выявлено в результате полученных данных по методике «Анализ семейной тревоги». Также было выявлено, что среднее значение по шкале состояния нервно-психического напряжения для девушек с РПП равен 39,11, а для девушек без РПП — 21,29. По шкале состояния семейной тревожности среднее значение для девушек с РПП равно 38,13, а для девушек без РПП — 22,34, что также показывает наличие у девушек с различными формами РПП состояний семейной тревожности и нервно-психического напряжения. Полученные результаты также подтверждают результаты, полученные по методике «Анализ семейной тревоги» и еще раз подчеркивают то, насколько некомфортно испытуемые с РПП ощущают себя в своих семьях, по сравнению с девушками без РПП. Были выявлены достоверные различия между группами девушек по шкале состояния общей неудовлетворенности (U=226,000, при р=0,001), по шкале состояния семейной тревожности (U=213,000, при р=0,0001) и по шкале состояния нервно-психического напряжения (U=182,500, при р=0,0001).

Результаты проведенного исследования помогают нам увидеть и понять общий семейный фон, в котором находится испытуемый с расстройством пищевого поведения. Тревожность, напряженность и чувство неудовлетворенности — все это оказывает влияние на болезнь. Не являясь положительными, перечисленные чувства, с высокой вероятностью усугубляют картину болезни. Сравнение с условно здоровыми девушками показало, что данные результаты наблюдаются у большинства испытуемых с РПП, что опять подчеркивает взаимосвязь негативно-окрашенных семейных отношений и расстройств пищевого поведения.

Результаты проективной рисуночной методики «Семейная социограмма» показали следующее. В большинстве случаев (70 %) девушки с РПП нарисовали кружок «я» значительно меньшим по размеру, чем кружки, обозначающие других членов семьи, в то время как девушки без РПП — лишь 14 %. Это свидетельствует о том, что такие девушки чувствуют себя подавленно и неуверенно, у них занижена самооценка, они не чувствуют, что имеют какую-то власть над происходящим в семье.

Также у значительного большинства испытуемых с РПП (77 %) кружок «я» расположен внизу основного круга, удаленно от других членов семьи, при этом остальные члены семьи находятся выше. Для девушек без РПП — это 23 %. Эти результаты демонстрируют, что испытуемые с РПП не чувствуют близости с членами своей семьи, испытывают эмоциональную отчужденность и непонимание, страдают от одиночества. Обращает на себя внимание тот факт, что 7 % девушек с РПП обозначили себя на одном уровне или ниже с домашними животными, в то время как никто из девушек без РПП не дал таких результатов. Данные результаты могут свидетельствовать о крайней степени одиночества и отчаяния, когда больной находит самого близкого члена своей семьи и друга в домашнем животном, а не в человеке. 17 % из девушек с РПП обозначили себя или членов своей семьи вне основного круга. Это характерно лишь для 7 % девушек без РПП. Такие результаты говорят о крайней отчужденности, которую испытывают люди с РПП. Эти девушки, скорее всего, даже не чувствуют себя частью своей семьи, либо не чувствуют, что их родственники принимают их в семью. В то время, как только 17 % девушек с РПП связало свой круг с кружками остальных членов своей семьи. Такое положение характерно для значительного большинства девушек без РПП (84 %). Это подчеркивает, насколько испытуемые без РПП чувствуют себя ближе со своей семьей, по сравнению с испытуемыми с РПП. Данные результаты проиллюстрированы в рисунке 1.

Рис.1 Соотношение различного положения себя в системе семейных отношений у девушек, имеющих и не имеющих РПП

Таким образом, результаты методики «Семейная социограмма» позволяют констатировать, что индивид с расстройством пищевого поведения в большинстве случаев испытывает недостаток семейных привязанностей, что, конечно же является крайне неблагоприятной средой для выздоровления. 17 % испытуемых с расстройствами пищевого поведения вообще не ощущают себя членами своих семей, либо не чувствуют, что другие члены семьи находятся с ними в семейных отношениях, в то время как для здоровых девушек это характерно лишь в 7 % случаев.

Кроме методик, в своем исследовании мы использовали составленную нами анкету, состоящую из семи вопросов, которые позволяли получить такие данные как пол, возраст, вид расстройства пищевого поведения, количество человек в семье испытуемого, а также отношение испытуемого к взаимоотношениям в семье на данный момент и до появления расстройства. Анкета также позволила узнать, считают ли участники исследования, что взаимоотношения в семье влияют на их расстройство. Анкета для участника исследования показала, что 50 % девушек с РПП определяют свои семейные взаимоотношения как хорошие, 45 % — как плохие, 5 % — затрудняются ответить. Это может говорить о низком уровне осознанности проблемных взаимоотношений в семье среди пациентов с РПП.

3,5 % указали, что несмотря на то, что отношения в семье воспринимаются им как хорошие, отношения в семье до появления РПП были плохими, а болезнь поспособствовала улучшению отношений в семье. 44 % указали, что отношения в семье были плохими и до появления болезни. 60 % считают, что взаимоотношения в семье повлияли на их расстройство. Указываются разные причины: развод родителей, поведение одного из родителей, прессинг дома.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что семейные взаимоотношения у пациентов с расстройствами пищевого поведения имеют более высокий уровень тревожности, напряженности и неудовлетворенности, чем у девушек, не имеющих расстройств пищевого поведения.

Таким образом, исходя из результатов эмпирического исследования, мы можем констатировать, что испытуемые с расстройствами пищевого поведения находятся в состоянии нервного напряжения, тревожны и не уверены в своей семье. Им присуще чувство вины, напряженности и ощущение потери контроля над происходящими в семье событиями. Данные испытуемые чувствуют себя чужими в своих семьях.

Открытым остается вопрос о том, в какой именно момент семейные взаимоотношения у девушек, с различными формами РПП ухудшились. Если семейные взаимоотношения являлись таковыми или воспринимались ими как такие до начала болезни, то возможно сделать вывод о том, что семья сыграла роль в возникновении болезни. Однако, возможны и другие варианты: РПП могут влиять на семейные взаимоотношения, ухудшая их, либо же влиять на восприятие больного, который в процессе болезни начинает ощущать окружающую обстановку иначе.

Опираясь на наши результаты, можно сделать вывод о том, что довольно часто проблемные взаимоотношения в семье остаются неосознаваемыми для самого больного. Однако, следует отметить, что 61 % испытуемых с РПП утверждают, что семейные взаимоотношения повлияли на их расстройство пищевого поведения.

В результате проведения эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Общие результаты исследования можно сформулировать следующим образом: во-первых, существуют статистически значимые различия между уровнем общей семейной тревожности, уровнем общей неудовлетворенности, психической напряженности и тревожности в семьях людей с расстройствами пищевого поведения и тех, у кого их нет. Во-вторых, у людей с РПП уровень тревожности, напряженности и неудовлетворенности выше, чем у тех, кто не страдает РПП. В-третьих, у людей с РПП наблюдается низкая самооценка, подавленность и отсутствие близких связей с членами своей семьи. В-четвертых, в ряде случаев, сложные семейные взаимоотношения остаются неосознанными.

Литература:

  1. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. — СПб.: Прайм-еврознак, 2003, — 384с.
  2. Энциклопедический словарь клинической психологии, 2-е издание / Под ред. Твороговой Н. Д. — М: Практическая Медицина, 2016. — 604с.
  3. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, A. Юстицкис, — 4-е изд. — СПб: Мастера психологии, 2008. — 672 с.
  4. Эйдемиллер, Э. Г. Системная семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер -4-е изд. — СПб: Мастера психологии, 2002. — 74–76 с.
  5. Arcelus, V. M. Mortality rates in patients with anorexia nervosa and other eating disorder. A meta-analysis of 36 studies / V. M. Arcelus, D. Mitchell, G. J. Wales // Arch Gen Psychiatry. — 2011.-№ 11.-P. 15–41.
  6. Dare, C. Redefining the psychosomatic family: family process of 26 eating disorder families / C. Dare, D. Grange, I. Eisler, J. Rutherford. // Eating Disorders. — 1994. № 16. –P. 211–226.
  7. Fairburn, C. G. Assessment of eating disorders: interview or self-report questionnaire / C. G. Fairburn, S. J. Beglin. // International Eat Disorders. –2009. № 16. P.363–370.
  8. Harrop, E. N. The comorbidity of substance use disorders and eating disorders in women: prevalence, etiology and treatment. / E. N. Harrop, G. A. Marlatt // Addict Behavior. — 2010.-№ 3.-P. 5–10.
  9. Halvars, R. G. Achieves of General Psychiatry / R. G. Halvars // Gen Psychiatry. — 2017.-№ 2.-P. 7–16.
  10. Jack, B. (1991). Silencing the Self. Roberts, T. (Ed.), The lanahan readings in the psychology of women, second ed., (pp. 345–365). Lanahan Publishers, Inc.: Baltimore, MD. 2004
  11. Minuchin, S. Psychosomatic fami / B. L. Rosman, B. L. Baker. // Dial phil ment neuro. — 2011. № 4. –P. 11–23.
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, семья, девушка, расстройство, взаимоотношение, нервно-психическое напряжение, семейная тревожность, член семьи, шкала состояния, семейная тревога.


Похожие статьи

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья

Взаимоотношение родителей и детей в семье... ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

По результатам проведения методики видно, что в семейных взаимоотношениях ребенка

Для выявления уровня тревожности у детей из неполных семей была использована

Таким образом можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Семейное неблагополучие приводит к психической травматизации детей, агрессии, трудностям в

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и

Для выявления уровня школьной тревожности была использована методика Филлипса...

Влияние внутриличностного конфликта матери во время...

Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно.

Необходимо отметить, что не только физическое, но и психическое здоровье ребенка закладывается в период беременности.

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система. Особенности формирования и коррекции тревожности...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного

2. Кризисные семьи (противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо

Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к...

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом

Выделим общие признаки, характеризующие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в

Семейные отношения нарушаются и искажаются.

Похожие статьи

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья

Взаимоотношение родителей и детей в семье... ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

По результатам проведения методики видно, что в семейных взаимоотношениях ребенка

Для выявления уровня тревожности у детей из неполных семей была использована

Таким образом можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании...

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Семейное неблагополучие приводит к психической травматизации детей, агрессии, трудностям в

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и

Для выявления уровня школьной тревожности была использована методика Филлипса...

Влияние внутриличностного конфликта матери во время...

Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что некоторыми из них переживается весьма болезненно.

Необходимо отметить, что не только физическое, но и психическое здоровье ребенка закладывается в период беременности.

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система. Особенности формирования и коррекции тревожности...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

ребенок, семья, высокий уровень тревожности, методика измерения уровня тревожности, шкала, неблагополучная семья, семейная тревога, социальный педагог, тревожное состояние, уровень тревожности. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Педагогическое сопровождение социализации подростка из...

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного

2. Кризисные семьи (противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо

Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к...

Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом

Выделим общие признаки, характеризующие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в

Семейные отношения нарушаются и искажаются.

Задать вопрос