Фестиваль как часть праздничной культуры является одной из самых крупных и массовых форм, представляющий собой уникальный образец разноуровневого общения и эффективной межкультурной коммуникации.
У каждого фестиваля имеются свои особенности организации и проведения, сценарного построения. Это связано с тематикой и направленностью фестиваля (какие виды искусства представлены). Но одним из основополагающих моментов является, на наш взгляд, целевая аудитория, в частности молодежь.
Одним из ключевых методов при создании фестиваля для молодежи, по нашему мнению, является метод театрализации. Именно с помощью художественной образной формы представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств возможно наиболее эффективное донесение информации до зрителя.
Фестиваль имеет высокую степень значимости для общества, отдельной личности, сферы деятельности. М. М. Бахтин совершенно логично именовал фестиваль «первичной формой человеческой культуры». [2; с.48]
В настоящее время в нашей стране проходит огромное количество фестивалей творчества для молодежи.
В данной статье мы проанализируем и сравнить два крупномасштабных мероприятия: церемонии открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 году и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 2017 году. Мы проследим и дадим оценку сложившиеся в России традиции проведения церемоний открытий молодёжных фестивалей, эволюцию представленных там театрализованных представлений и их отличительные черты.
Церемония открытия XII всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшая в Москве на стадионе «Лужники» 27 июля 1985 года, проходила под лозунгом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу». Борьба рабочего класса за свободу; счастье мирного, свободного труда людей в духе братского единства и взаимопомощи; борьба сегодняшней молодежи против агрессии и реакции, неоколониализма и империализма, проекта «звездных войн» и угрозы всемирной ядерной катастрофы; ответственность перед будущими поколениями за сохранение мира и жизни на планете — все эти обозначенные советскими идеологами проблемы, стали темами отдельных театрализованных эпизодов. Фестиваль проходил в год 40-летия Победы СССР и её союзников во Второй Мировой войне, поэтому эти события недавнего прошлого также нашли своё театрализованное отражение в торжественной церемонии. [5; с.57]
В основе сценария Всемирного фестиваля молодежи и студентов также отражена традиционная схема, так как традиция — непременный атрибут любой церемонии, любого ритуала. Но, несмотря на использование устоявшихся форм, режиссер использует определённые примы и элементы, подчеркивающие молодёжную направленность фестиваля.
Будучи неотъемлемой частью культуры как знаково коммуникативной системы, фестиваль являет собой уникальный образец разноуровневого общения, открывает возможности для эффективной межкультурной коммуникации. Важной составляющей такой коммуникации, по нашему мнению, Церемонии открытия и закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Используя метод театрализации, режиссер находится в «диалоге» с участниками, донося до них важную информацию. Учитывая специфику молодежной аудитории, следует подбирать художественные приемы и образы, которые смогут эффективно транслировать проблемы мирового масштаба. [3; с.55]
Стоит подчеркнуть, что особую роль в создании Церемонии играл художественный «фон». Живой художественный «фон» — не новый художественный прием, еще в глубокой древности он использовался на Востоке при проведении массовых праздников. В конце XX века он также был популярен. «Фон» фестивального праздника составили девять тысяч студентов вузов столицы и ближайших к Москве городов, воинов Московского военного округа. Технология образования изображения на «фоне» такова: в нужный момент сидящие на трибуне поднимают флажки определенного цвета. Кроме того, важным элементом в этом процессе является освещение. Используя лампы со светильниками различного цвета, удалось создать такой световой поток и такую гамму красок, что рукотворное поле из ткани стало выглядеть как настоящее. [1; с.104]
Стоит отметить, что на фон ложится главная идейная тематическая нагрузка фестиваля. Таким способом методом театрализации были транслированы для молодежной аудитории проблемы современного общества.
Теперь рассмотрим церемонию открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 2017 году. Масштабная церемония открытия состоялась в Сочи в Ледовом дворце «Большой», вмещающем 12000 зрителей. Официальным символом стала ромашка, образ которой отражается во всей атрибутике события. [6; с.66]
Шоу открытия XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов получило название «Пробуждение», а негласным девизом представления стали «Проснись и начни действовать!», в то время как официальным девизом — «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!». [4; с.148]
Стадион символизировал нашу планету, населённую миллиардами разных людей, объединенных одной целью — сделать этот мир лучше. Центральной частью декорации стал двенадцатиметровый шар, подвешенный над центральной сценой, который во время церемонии превратился в большой проекционный экран. Во время шоу он делился на 8 частей и соединяться. Специально для этого шоу была разработана уникальная форма представления: под оригинальную композицию в эпизодах выступали звезды эстрады и главные герои — различные спикеры (ученые и предприниматели, адвокаты и архитекторы), которых всех объединяет одно: в какой-то момент жизни они отдали все свои силы, чтобы сделать жизнь на планете лучше.
Шоу разделено на несколько глав, первая из которых посвящена России. Она состояла из трёх эпизодов. В первом («Я живая — в тебе») раскрывался образ современной России с ее уникальными достопримечательностями и людьми. На центральной сцене образ России в огромной проекционной «юбке» и Тина Кузнецова, исполняющая роль голоса страны. Во втором («Россия. Разум»), где выступили выдающийся русский ученый Артем Оганов и Дима Билан вдохновляя молодых искателей на научные открытия. В центре сцены — декорация, символизирующая разум, сознание и подсознание.
В третьем эпизоде («Россия. Душа») выступили основатели благотворительного фонда «Я есть!» Егор Бероев и Ксения Алферова вместе с Полиной Гагариной, обращаясь к молодежи с простым посылом: «Все люди одинаковы, давайте быть добрее друг к другу».
Художественная часть мероприятия включала в себя шесть эпизодов, посвященных насущным проблем человечества, которые актуальны сегодня и будут актуальны в ближайшем будущем: «Экология», «Энергия», «Бедность», «Наука», «Информационный бум» и «Образование». В каждом эпизоде, имеющем определённую театрализацию, участвовали известные российские артисты и приглашенные спикеры.
Заключительным стал эпизод «Будущее в наших сердцах», где главным героем выступил парень Гриша Данишевский с особенностями ментального развития. Это была его мечта как актера — выступить на такой большой сцене. Вместе со всеми приглашенными звездами и спикерами он исполнил песню, в которой рефреном повторялось: «Это не супергерой — это ты и твое сердце!».
Режиссеры поработали над использованием механизмов активизации. Для того чтобы шоу получилось интерактивным, для зрителей был подготовлен комплект реквизита, куда вошли светящиеся браслеты, маски для селфи и листы бумаги для изготовления самолетиков, которые нужно было использовать по команде волонтеров.
В частности, в эпизоде, посвященном экологии, зрителям нужно было пропеть несколько слов, в эпизоде «энергия» — надеть и включить браслеты. Эпизод «наука» посвящен борьбе с раком, во время этой части зрителям нужно было надеть лавандовую ленточку, которая является символом борьбы с этим заболеванием.
Также зрителям необходимо было в разные моменты запускать по залам «волну», делать селфи. Последний эпизод шоу будет посвящен будущему, в этой части собравшимся нужно было сделать самолетик из бумаги.
В церемонии открытия основными средствами выразительности стали круглые подмостки в виде открытых «ракушек», известные музыкальные произведения и композиции, созданные специально для шоу. Что касается воздействия на зрителя (молодежь), то данная цель выполнена.
После основной программы на сцену сочинского Большого ледового дворца вышел президент России Владимир Путин и объявил XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов открытым. «В добрый путь!» — обратился он к участникам. Завершилась церемония открытия выступлением американской группы OneRepublic, которые исполнили один из своих главных хитов «Apologize».
Осуществив анализ церемоний, мы приходим к определённым выводам.
Так, официальный девиз ВФМС 1985 года — является одним из основных заявленных тезисов и посылов, в то время как девиз ВФМС 2017 года выполняет, в основном, лишь декоративную функцию, являясь, в большей степени, данью традиций. Если борьба с империализмом в идеологии СССР являлась одним из ключевых аспектов, то в современных российских реалиях такой лозунг стилистически и фактически выглядит чуждым элементов. Поэтому на передний план выходит неофициальный девиз — «Проснись и начни действовать!». Он, как и сама церемония в целом, направлен на вовлечение зрителей в процесс действия путём как специального реквизита (светящиеся браслеты, маски для селфи, лавандовые ленточки и листы бумаги для изготовления самолетиков), так и совместным исполнением песен. При этом аудиовизуальное воздействие через создание художественного образа, значительно уступает церемонии 1985 года. Так, советская церемония носит значительные черты театрального действия, соединённого с церемониальной функцией. Основное воздействие на зрителя передаётся путём создания полноценного художественного образа. При этом прямая ответная реакция отсутствует, интерактив такой форме не предусмотрен.
В церемонии открытия ВФМС 2017 года основной упор сделан на вовлечение зрителя в театрализованное представление, стремление сделать его частью грандиозного действия. Политическая проблематика нивелируется. Основными преградами в развитии человечества выступают глобальные проблемы (бедность, голод и т. д.), и объединение человечества позиционируется именно через их решение.
На основе анализа Церемоний Всемирного фестиваля молодежи и студентов определены основные различия 1985 и 2017 годов, а именно:
- Появление реальных героев, которые собственным примером и историей из жизни транслируют важнейшие темы мирового масштаба.
- Соотношение средств аудиовизуального воздействия на человека путем создания определенного художественного образа, такие как слово, музыка, хореография.
- Вовлечение индивида в процесс какого-либо действия, осознавая свою причастность к затронутым проблемам.
Возвращаясь к тому, что фестиваль всегда воздействует на большой коллектив и его эмоции, мы делаем вывод о его непосредственной значимости как механизм трансляции значимых тем мирового масштаба с помощью метода театрализации. Использование метода театрализации способно формировать необходимое государству отношение к той или иной проблеме. Массовое действие, вовлекающее в свою структуру большое количество людей, способно формировать необходимое государству отношение к той или иной проблеме. Всегда праздничное событие являлось эффективным средством пропаганды идей и мыслей.
По выделенным нами критериям мы проанализировали Церемонию открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов и пришли к выводу: метод театрализации — является одним из средств, с помощью которого молодежной аудитории донесена информация. Именно с помощью художественной образной формы представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств возможно наиболее эффективное донесение информации до зрителя.
Литература:
- Власов, В. Н. Мастерство режиссуры. (Сборник статей режиссеров советского театра) [Текст] / В. Н. Власов. — М.: Искусство, 1956. — 458
- Глан, Б. Н. Праздник всегда с нами [Текст] / Б. Н. Глан. — Москва: СТД, 1988. — 190 с.
- Горюнова, И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений [Текст]: Лекции и сценарии / И. Э. Горюнова. — Спб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2009. — 208 с.
- Карпова, Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата социологических, наук. Текст.-Саратов, 2001.
- Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР [Текст]: Науч.-попул. изд. / А. А. Конович. — М.: Высш. шк., 1990. — 208 с.
- Литвинова, М. В. Массовые праздники и зрелища в современном культурно-идеологическом пространстве Текст. // Личность. Культура. Общество. М., 2007. — Вып. 2 (36). — С. 262–263.