Влияние стадий жизненного цикла организации на финансовую устойчивость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Телицына, К. О. Влияние стадий жизненного цикла организации на финансовую устойчивость / К. О. Телицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 257-261. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56055/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вопросы повышения финансовой устойчивости организации приобретают особую актуальность в современных рыночных условиях, когда хозяйствующий субъект подвержен цикличности экономического развития. В условиях макроэкономической нестабильности анализ финансовой устойчивости приобретает особое значение, поскольку данный анализ позволяет выявить негативные тенденции и предотвратить их на ранних стадиях возникновения. Анализ финансовой устойчивости должен быть направлен не только на оценку текущего финансового состояния, но и на проведение постоянных мероприятий по его поддержанию и улучшению.

Каждая организация в процессе своего развития проходит определенные стадии жизненного цикла организации. Возникает необходимость определения, подвержена ли организация временной потере финансовой устойчивости или негативным тенденциям, способным привести к банкротству.

На примере компании General Motors рассмотрим существует ли зависимость финансовых результатов компании от текущего жизненного цикла организации.

Компания General Motors (известная также как GM) — крупнейшая американская корпорация по производству грузовых, легковых автомобилей, кроссоверов, и автомобильных запчастей со штаб-квартирой в Детройте, штате Мичиган. До 2017 года Компания осуществляла свою деятельность с помощью четырех подразделений: GM Северная Америка (GMNA), GM Европа (GME), GM Международные операции (GMIO), GM Южная Америка (GMSA). В 2017 году компания продала свое европейское подразделение. GM также предоставляет услуги автомобильного финансирования, такие как кредитование дилеров и конечных покупателей, автострахование через дочернее подразделение GM Financials [1, с.1].

В настоящее время компании принадлежат следующие автомобильные бренды: «Шевроле» (Chevrolet), «Бьюик» (Buick), «Джи Эм Си» (GMC), «Кадиллак» (Cadillac), «Холден» (Holden), «Баоджун» (Baojun), «Вулинь» (Wuling), и «Дзефан» (Jiefang).

Последствиями мирового экономического и финансового кризиса в 2008 году, охватившего большинство стран мира, стали падение объемов производства, обвал фондовых рынков и банкротство крупных корпораций. Кризис затронул все отрасли производства, в том числе и автомобильную промышленность. Вся первая половина 2009 года характеризуется существенным снижением продаж автомобилей. В результате с начала топливного кризиса, а затем и финансового снизился покупательский спрос на продукцию автомобильного рынка, автопроизводители провели ряд сокращений рабочих мест и снизили объемы выпускаемой продукции.

Начиная с 2005 года финансовое состояние бывшей GM ухудшается, компания терпит чистый консолидированный убыток. В 2005 году впервые заговорили о банкротстве, но руководство бывшей GM были против банкротства, объясняя это нанесением ущерба сотрудникам и инвесторам. В таблице 1 представлены изменения основных показателей компании Motors Liquidation Company (бывшей GM) за период 2005–2008 гг.

Таблица 1

Изменения основных финансовых иоперационных показателей компании MLC

Показатель

2005

2006

2007

2008

Изменение выручки

1 %

6 %

-12 %

-17 %

Изменение прибыли

- 472 %

81 %

-1858 %

20 %

Операционный поток, млрд

- 17

- 12

8

- 12

Инвестиционный поток, млрд

9

20

- 2

- 2

Финансовый поток, млрд

3

- 3

- 5

3

Изменение количества сотрудников

3 %

-16 %

-5 %

-9 %

Показатели ликвидности

Изменение коэф. Текущей ликвидности

147 %

-39 %

-12 %

-35 %

Показатели оборачиваемости

Изменение оборачиваемость ДЗ

4 %

6 %

44 %

18 %

Изменение оборачиваемости запасов

3 %

-2 %

20 %

8 %

Изменение оборачиваемость КЗ

-2 %

-11 %

13 %

4 %

Показатели рентабельности

Изменение рентабельности активов

-478 %

52 %

-2350 %

-30 %

В период с 2005 по 2008 года доля GM на рынке Северной Америки снизилась. Компании необходимо было постоянно проводить реструктуризацию бизнес процессов с целью снижения затрат и неиспользуемых производственных мощностей. Показатели ликвидности компании ухудшались. GM управляла своей ликвидностью с помощью ряда инициатив по сокращению затрат, операций на рынке капитала и продажи активов. Но, мировой кризис кредитного рынка оказал сильное влияние на деятельность компании и на автомобильную промышленность. С 2005 по 2008 год, с целью сокращения затрат, проводился ряд сокращений, таким образом численность сотрудников сократилась на 27 % с 335 тыс. человек в 2005 году до 243 тыс. человек в 2008 году.

Показатели ликвидности, рентабельности с 2005 года имеют отрицательную тенденцию. В 2005 году компания была ориентирована на производство внедорожников и пикапов, и готовила к выходу новую линейку внедорожников, но увеличение цен на бензин привело к снижению объемов продаж полноприводных внедорожников на 19 %. В том же году, негативное влияние на финансовое состояние компании оказала заключенная в 2000 году сделка с итальянской компанией Fiat — шестым мировым автопроизводителем. По условиям сделки GM было приобретено 20 % акций Fiat в то время как Fiat получила 5,1 % акций GM. Контракт включал в себя опцион-пут, то есть GM в случае необходимости обязана приобрести автобизнес Fiat или в противном случае заплатить штраф 2 млрд долларов США (далее валюта расчетов — доллары США, если не указано иное) в пользу компании Fiat Group. В 2005 году компания Fiat находилась в тяжелом состоянии, нуждалась в дополнительном финансировании и обратилась к GM с просьбой о выкупе. Конец сотрудничества с Fiat привел к снижению курса акций американского концерна.

Консолидированный чистый убыток компании по итогам 2005 года составил 10,4 млрд по сравнению с прибылью 2,8 млрд в 2004 году, компания вступила в стадию спада. Именно в этом году всерьез заговорили о процедуре банкротства на Международном Автошоу в Детройте. Финансовые аналитики говорили о возможной процедуре банкротства, которая поможет с сокращением фонда оплаты труда, трудовой нагрузкой и большим количеством дилерских центров. Президент Weiss Research Мартин Вайс предсказал GM банкротство в 2005 году. Вайс был уверен, что компания должна была подать на процедуру банкротства на 4 года ранее, поскольку тогда компания была сильнее, а мировая экономическая обстановка была способна компенсировать сокращение рабочих мест. Данное решение было бы лучшим выходом для всех. После реструктуризации GM могла бы уже быть более компактной и лучше подготовленной для мирового финансового кризиса в 2008 году, который уже тогда наступали [2, с.1].

Однако исполнительный директор GM Рик Вагонер был против процедуры банкротства, заявляя, что это оттолкнет покупателей, а также нанесет непоправимый вред сотрудникам и акционерам. Мартн Вайс считал, что компания способна измениться к лучшему. Также о своем несогласии с мнениями аналитиков выразил Вице-председатель совета директоров автомобильной корпорации General Motors Роберт Лутц. По словам Лутца подача заявки на банкротство в планы компании не входит, GM прилагает все усилия, чтобы вновь стать прибыльной, но этот путь для компании будет довольно тяжелым.

Компания продолжала свою деятельность, а финансовые показатели имели отрицательную тенденцию. В 2006 году, переживая кризис с наличностью, GM продала 51 % финансового подразделения (GMAC), занимающегося автокредитованием и автострахованием инвестиционному фонду Cerberus за 7,4 млрд. наличными и еще 6,6 млрд. в рассрочку. Данная операция негативно повлияла на финансовую устойчивость компании. Несмотря на то, что финансовое подразделение столкнулось с проблемами в своем ипотечном подразделении после кризиса на рынке жилья, сохранение контроля над финансовым подразделением помогло бы GM выдержать резкое снижение продаж в 2008 году. С помощью финансового подразделения автодилеры и покупатели могли рассчитывать на финансовую гибкость автомобильного концерна. Но после того, как компания потеряла контроль над финансовым подразделением, она потеряла и свою гибкость.

Несмотря на все проблемы в 2007 году американский концерн всё же представил сразу несколько новых моделей, две из которых получили хороший отклик — новый Chevrolet Silverado стал пикапом года в США, а Saturn Aura стал автомобилем года. Но позитивные результаты в сфере производства не привели к улучшению финансовых показателей. Так, по итогам 2007 года компания потерпела убытки в размере 38,7 млрд. Причиной рекордного убытка за все годы существования компании стало единоразовое списание нематериальных налоговых активов по операциям в США, Канаде и Германии за последние три года.

Кризис 2008 года стал решающим для компании, показатели ликвидности GM, а также и другие операционные показатели оказались под негативным воздействием экономических и отраслевых условий. Руководство компании признали, что компания не в состоянии своевременно погасить свои обязательства в ходе обычной деятельности в 2009 году, таким образом, результатом данного кризиса и быстрого снижения продаж за последние три месяца 2008 года стала разработка нового плана по продолжению деятельности, который зависел от финансовой стороны правительства США.

Выручка GM по итогам 2008 года составила 147,2 млрд, что на 30 млрд меньше показателя предыдущего года. Чистый убыток компании сократился на 20 % и на конец 2008 года составил 31,0 млрд. В декабре 2008 года GM запросил финансовую помощь от правительства США. В первом квартале 2009 года концерн получил государственный кредит на сумму 15,4 млрд.

В начале 2009 года бизнес-результаты и ликвидность GM продолжали ухудшаться чистые убытки за первый квартал 2009 года выросли на 82 % относительно показателя аналогичного прошлого периода, выручка GM за данный период сократилась на 47 %, что обусловлено в основном сокращением объёмов производства на 40 % в связи с сокращением спроса на автомобильную продукцию.

1 июня компания General Motors подала заявление о банкротстве. Также стало известно о намерении правительства США поддержать GM, в результате компания получила дополнительное финансирование в размере 30 млрд на финансирование процедуры банкротства и возобновление деятельности после завершения всех формальностей. Банкротство автомобильного концерна фактически означало реструктуризацию компании и переход ее под госконтроль. В качестве условия получения займов в соответствии с Соглашением о займе, GM должен был представить план жизнеспособности в феврале 2009 года, который включал конкретные действия, направленные на следующее:

– погашение всех займов, процентов и расходов по Соглашению о займе и всем другим средствам, предоставленным правительством США;

– соблюдение федеральных требований к экономии топлива и производство транспортных средств с передовыми технологиями;

– достижение положительной чистой приведенной стоимости;

– оптимизация структуры затрат, капитализации;

– производство конкурентоспособной продукции на рынке США.

В случае невыполнения вышеназванных условий правительство США имеет возможность отозвать выданные кредиты.

Таким образом, низкое значение коэффициентов ликвидности, отсутствие прибыли, снижение показателей рентабельности свидетельствовали о том, что компания находилась на стадии спада. Уже в 2005 году компании следовало провести процедуру банкротства, что облегчило бы стадию восстановления. К 2008 года значения коэффициентов ликвидности и платежеспособности достигли критических значений, сумма долга на конец 2009 года составляла 176 млрд, компания была не способна самостоятельно расплатиться по обязательствам и объявила о банкротстве.

10 июля 2009 года была завершена процедура банкротства американского концерна General Motors. В ходе реструктуризации число сотрудников сократилось на 11 %. На ликвидацию бывшей GM, которая после процедуры банкротства получила название Motors Liquidation Company выделено 1,7 млрд.

Новая структура акционеров компании General Motors после реструктуризации выглядела так: 60 % акций принадлежало Правительству США взамен на финансовую помощь, 12 % — Правительству Канады, вложившим 9,5 млрд, 17,5 % акций получил профсоюзный трастовый фонд, гарантирующий соцобеспечение работникам и пенсионерам, перед которыми у GM до банкротство была задолженность 20 млрд, а 10,5 % — кредиторы GM.

На рисунке 1 представлена динамика изменения выручки и прибыли обновленной GM.

Рис. 1. Динамика финансовых показателей обновленной GM, млрд. долл. США

В ноябре 2010 года General Motors провела одно из крупнейших IPO в Соединенных Штатах Америки. В ходе проведения IPO были проданы акции, принадлежащие Правительству США, Канады и пенсионному трасту на сумму 23,1 млрд. По результатам 2010 года автомобильный концерн впервые за 7 лет (с 2004 года) получил прибыль 4,7 млрд.

Как видно из графика прибыль компании после реструктуризации положительная за исключением 2017 года. Таким образом, после проведения реструктуризации финансовое состояние компании улучшилось относительно периода 2005–2008 годов, новая GM сразу вступила сразу на стадию зрелости с обновленной финансовой стратегией, так как у компании на момент старта уже были сформированы производственные мощности, имелась рабочая сила.

Вступление на стадию зрелости сказалось на показателях рентабельности и ликвидности, которые стабилизировались (таблица 2). Показатели ликвидности улучшились, до 2016 года компания была способна погасить свои краткосрочные обязательства с помощью оборотных активов, что является хорошим показателем для компании автомобильной отрасли. Показатели темпа роста объема продаж, достигают максимального значения в 2011 году, после чего темпы роста начинают снижаться, что является характерной тенденцией для стадии зрелости.

Таблица 2

Динамика основных финансовых показателей

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Изменение выручки

11 %

1 %

2 %

0 %

-13 %

10 %

-2 %

Коэф. текущей ликвидности

1,13

1,22

1,30

1,31

1,27

0,97

0,89

0,89

Рентабельность активов

0,03

0,05

0,03

0,02

0,02

0,05

0,04

-0,02

Рентабельность продаж

0,05

0,05

0,03

0,02

0,02

0,07

0,07

-0,03

Таким образом, с 2005 года основные финансовые и операционные показатели компании начали ухудшаться (компания вступила на стадию спада), в 2009 году GM объявила о банкротстве, после чего c помощью государства (США) была проведена реструктуризации компании. По завершению реструктуризации стадию жизненного цикла компании можно определить, как стадию зрелости. После проведения процедуры банкротства компания продолжила свою деятельность, как General Motors, бывшая GM получила название Motors Liquidation Company.

Отметим, что во время исследования показателей финансовой устойчивости организации, мы подтвердили о том, что управление финансовой устойчивостью необходимо на всех этапах жизненного цикла предприятия с целью обеспечения независимости от внешних условий и рациональном покрытии активов источниками их финансирования. Перед руководством компании стоит задача выбора финансовой стратегии с учетом стадии жизненного цикла, обеспечивающей долгосрочную финансовую устойчивость организации.

Организация, которая не смогла своевременно предпринять меры по снижению и предотвращению деловых и финансовых рисков, а также негативного влияния внешней среды независимо от стадии развития модели жизненного цикла, со стадии зарождения может сразу перейти на стадию спада или банкротства, минуя стадию зрелости. При этом стадия спада не обязательно должна завершиться ликвидацией организации, а также отсутствует четкая последовательность этапов жизненного цикла.

Литература:

1. Официальный сайт General Motors. 2018. URL:https://www.gm.com/

2. 7 reasons GM is headed to bankruptacy//abcnews.com. 2018. URL:https://abcnews.go.com/Business/story?id=7721675&page=1

Основные термины (генерируются автоматически): компания, млрд, процедура банкротства, стадий зрелости, стадий спада, финансовое подразделение, IPO, показатель ликвидности, США, финансовая устойчивость.


Задать вопрос