В статье рассмотрены трудности соотношения норм в гражданском процессуальном и семейном законодательстве, а также, установление правил подсудности и анализ вопроса эффективности деятельности судов, которая выражается в профессионализме судей.
Ключевые слова: семейные правоотношения, подсудность, семейно-правовые споры.
Многосторонность содержания и форм семейных правоотношений, особенность социальных взаимосвязей между субъектами этих правоотношений порождают, в свою очередь, разнообразие конфликтов и спорных вопросов, которые возможно разрешить только в судебном порядке. Также исковые требования, которые заявляются сторонами, различаются от других притязаний тем, что рассматриваются в гражданском судопроизводстве, а также своей взаимозависимостью, взаимообусловленностью и комплексным характером.
Споры, которые возникают из семейных правоотношений, возможно сформулировать как вид правовых споров, которые возникают из взаимоотношений, регулируемых семейным законодательством.
Однако значимость этого вопроса обусловливается предпосылками как процессуального, так и материального содержания. Согласно материалам судебной практики, количество дел, возникающих из семейных правоотношений, непременно увеличивается.
Дела, которые возникают из семейных правоотношений, занимают значительную часть от общего количества дел, рассматриваемых федеральными и мировыми судьями. Безусловно, это говорит не только о формальном использовании положений действующего законодательства в части разрешения семейно-правовых споров и разногласий, но и о высоком уровне необходимости использования судебной защиты семейных прав и интересов граждан [6, с.23–24].
Семейное законодательство и научные исследования упоминают большое количество споров, возникающих из семейно-брачных отношений. Значительная их часть состоит в спорах, связанных с воспитанием детей, перечисленных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
В зависимости от субъектного состава спора, они могут состоять из:
‒ споров родителей о месте жительства ребенка (при раздельном проживании родителей), об осуществлении родительских прав родителем, который от ребенка проживает отдельно;
‒ споров родителей либо одного из них с близкими родственниками ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
‒ споров родителей или лиц, их заменяющих с третьими лицами, удерживающими ребенка без законных на то оснований, о его возврате;
‒ споров о лишении родительских прав и их ограничении, споров о восстановлении в родительских правах, субъектами которых могут выступать родители и лица, их заменяющие, а также органы, защищающие права детей.
В свою очередь, законодателем к спорам о детях отнесены, в основном, следующие виды споров:
‒ по определению места жительства ребенка;
‒ по определению порядка общения с ребенком;
‒ по определению возврата ребенка;
‒ о лишении родительских прав;
‒ об ограничении в родительских правах;
‒ о восстановлении в родительских правах.
Защита семейных прав может осуществляться не только в судебном порядке. Так, взыскание алиментов возможно на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Расторжение брака в некоторых случаях производится в органах записи актов гражданского состояния, т. е. в административном, а не судебном порядке [8, с.43].
Дела, возникающие из семейных отношений, подведомственны судам общей юрисдикции, даже если при разделе совместно нажитого имущества фактически делятся доли в уставном капитале обществ — подобные дела не могут рассматриваться в арбитражном суде. В любом случае раздел имущества между супругами урегулирован нормами семейного законодательства, а если впоследствии возникнет спор об участии в деятельности общества, он уже не будет считаться брачно-семейным.
Еще одна особенность дел, возникающих из семейных отношений, — участие государственных органов (преимущественно по спорам, связанным с воспитанием детей). Подобные дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, которые претендуют на воспитание ребенка (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей») [4].
Рассмотрение судами дел, возникающих из семейных правоотношений, сопряжены с трудностями, которые обусловлены проблемами соотнесения норм гражданского процессуального и семейного законодательства. Определение правил подсудности, установления круга потенциальных ответчиков и иных лиц, участвующих в деле, применение доказательств и средств доказывания — эти и другие вопросы являются специфичными при разрешении судами семейно-правовых споров как отдельной категории гражданских дел.
Что касается подсудности, то мировой суд рассматривает следующие дела, которые возникают из семейных правоотношений:
‒ дела о расторжении брака, в случае если у супругов отсутствует спор о детях;
‒ дела по разделу между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, которая не превышает 50 000,00 рублей;
‒ другие дела, которые возникают из семейно-правовых отношений, исключением являются дела об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.
Прочие категории дел, которые возникают из семейных правоотношений, рассматривают районные суды в качестве первой инстанции. Необходимо отметить, что в связи с использованием Федерального закона от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» районные суды стали главным звеном в системе гражданского судопроизводства, так как из компетенции областных и приравненных к ним судов с 15 сентября 2015 г. были изъяты все дела, исключая дела, которые связаны с государственной тайной.
Что касается дел, по которым используется особое производство, гражданское процессуальное законодательство включает особые указания о правилах подсудности. Так, п. 1 ст. 269 ГПК РФ указано, что «Заявление об усыновлении или удочерении могут подать только граждане Российской Федерации, которые желают усыновить ребенка, в районный суд по месту проживания или месту нахождения усыновляемого ребенка» [5, с. 189].
Необходимо отметить, что поиски взаимодействия семейного и гражданского процессуального права время от времени происходят в российской правовой области. При этом процесс по совершенствованию гражданского процессуального права, а точнее реализации разнообразных вариантов специализации судей по рассмотрению и разрешению семейных споров может откладываться на неопределенное время.
Поэтому, бесспорным считается наличие данной судебной специализации в семейном законодательстве РФ, а точнее в Семейном кодексе РФ, в котором зафиксированы специальные гражданско-процессуальные нормы, регулирующие деятельность суда по разрешению семейных дел — таких как дела о расторжении брака и смежные с ними споры.
Что касается системы работы и стратегии подготовки кадров во многих зарубежных странах (Польша, США, Канада), можно отметить определенные ее особенности: квалификационная работа судей, рассматривающих семейные дела, вовлечение в процесс абсолютно всех сопутствующих квалифицированных органов в области психологии и педагогики, повышение квалификации и введение специализации работников аппаратов судов, подготовка доклада (информации) к предстоящему процессу, связанному с семейным спором, привлечение служб (психологи, службы опеки, церковь), которые связаны с социальной сферой [7, с.60].
Таким образом, в настоящее время в РФ работа с семьями и детьми требует особого опыта, отношения и чувства долга от судей и сотрудников аппарата, по этой причине крайне важны в научной трактовке вопросы эффективности деятельности судов, которая выражается в профессионализме судей, способности более детально разобраться в причинах возникновения семейного конфликта, что, безусловно, в будущем скажется на совокупности мер, направленных на регулирование споров, а, итогом будет снижение уровня бракоразводных процессов, масштабное разрешение семейных конфликтов вне суда.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ.1996. № 1. ст. 16.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // СПС КонсультантПлюс.
- Кострова Н. М. Судебная защита семейных прав: учебное пособие// Изд-во: Городец — М., 2017.-189 с.
- Куликова М. А. Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий дел в гражданском судопроизводстве: учебно-практическое пособие / М. А. Куликова, И. В. Решетникова. — Москва: ЮСТИЦИЯ, 2017. — 204 с.
- Ненашев М. М. Способ защиты права: материальный аспект / Отв. ред.: Михайлова М. В. — Киров: Изд-во Киров. филиала МГЭИ, 2013. — С. 59–61.
- Парфирьев Д. Н. Гражданское процессуальное право: учебное пособие / Парфирьев Д. Н. Казань: Юниверсум, 2014–267 с.
- Русаковская О. А. Актуальные вопросы участия специалистов в судебных спорах о воспитании детей раздельно проживающими родителями. Психология и право. 2011. № 1. — С. 33–43.