Императорская гавань в годы Крымской (Восточной) войны (1853-1856) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 20.01.2019

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Сесёлкин, А. Н. Императорская гавань в годы Крымской (Восточной) войны (1853-1856) / А. Н. Сесёлкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 315-321. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55780/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматриваются события в Императорской гавани, связанные с Крымской (Восточной) войной 1853–1856 годов.

Ключевые слова: Татарский пролив, географическое открытие Н. К. Бошняка, Г. И. Невельской, зимовка в Императорской гавани, вице-адмирал Е. В. Путятин, фрегат «Паллада», Крымская (Восточная) война (1853–1856), В. С. Завойко, оставление Константиновского поста, заход в Императорскую гавань кораблей «Barracouta», «Pique» и «Sybille», английские топонимы.

The article highlights the Imperial Harbor’s timeline events, which are associated with the Crimean (Eastern) War of 1853–1856.

Keywords: Tatar Strait, geographical discovery of N. K. Boshnyak, G. I. Nevelskoy, wintering in the Imperial Harbor, vice-admiral E. V. Putyatin, frigate «Pallas», Crimean (Eastern) War (1853–1856), V. S. Zavoiko, abandonment of the Konstantinovsky post, ship entry to the Imperial harbor «Barracouta», «Pique» and «Sybille», еnglish toponyms

Работа Амурской экспедиции под руководством капитана 1 ранга Г. И. Невельского началась в 1851 году[1]. Через два года её деятельность совпала по времени с событиями Крымской (Восточной) войны, которые проходили и на Тихоокеанском театре военных действий.

За несколько месяцев до начала войны участник Амурской экспедиции, лейтенант

Н. К. Бошняк 23 мая (4 июня) 1853 года совершил выдающееся географическое открытие. На западном побережье Татарского пролива вместе с двумя казаками и якутом-переводчиком он открыл залив Хаджи, который назвал гаванью Императора Николая I.

На берегах залива морской офицер насчитал около 50 коренных жителей — орочей, проживавших в 10 жилищах, разбросанных в 5 местах по берегам бухт. Многим географическим объектам в гавани Н. Бошняк дал новые названия. На одном из мысов, названным впоследствии в честь Великой княжны Анастасии, первооткрыватели установили деревянный крест. На нём была закреплена доска с надписью: «гавань Императора Николая открыта, и глазомерно описана Лейтенантом Бошняком 23 мая

1853 года, на туземской лодке, со спутниками казаками Семёном Парфентьевым, Киром Белохвостовым, амгинским[2] крестьянином Иваном Мосеевым». 31 мая, после обследования бухт и берегов гавани, Н. Бошняк и его сподвижники отправились

в Александровский пост, который был ранее ими основан в заливе Де-Кастри[3] [2, с. 205–206, 208, 211].

4 (16) августа 1853 года начальник Амурской экспедиции Г. И. Невельской, прибыв накануне на транспорте «Байкал» в гавань Императора Николая I, выставил военный пост во главе с урядником Д. Хороших. Служивым было приказано рубить лес и строить постройки. Пост был назван Невельским по названию одного из заливов гавани, которому Н. К. Бошняк присвоил имя Великого князя Константина. Бухта, на берегу которой расположился Константиновский пост, впоследствии получила название Постовая.

6 августа начальник экспедиции убыл из гавани в залив Де-Кастри [5, с. 5].

Необходимо отметить, что пост был основан русскими в августе 1853 года, а земли расположенные между Амуром, Уссури и Японским морем были официально присоединены к Российской Империи согласно Пекинскому договору только 2 (14) ноября 1860 года. К этим землям относилось и западное побережье Татарского пролива, где находилась гавань Николая, которую всё чаще стали называть Императорской.

Крымская или Восточная война между Россией и коалицией государств, в которую входили Великобритания, Франция, Турция, Сардинское королевство, велась за господство в бассейне Черного моря, на Кавказе и Балканах. 4 (16) октября 1853 года Турция объявила войну России, а 20 октября (1 ноября) с подобным заявлением ответила Россия. 9 (21) февраля 1854 года Россия объявила о состоянии войны с Великобританией и Францией, которые были на стороне Турции. Боевые действия сухопутных войск развернулись в Крыму, на Балканах и Кавказе. Корабли императорского флота противостояли противнику в основном на Черном море и в Тихом океане. Главной целью войск коалиции был захват Крыма и Севастополя. В 1854 году англо-французский флот предпринял блокады Севастополя и в Балтийском море, атаковал русское поселение в Петропавловской гавани на Камчатке. В конце 1855 года военные действия фактически прекратились. Весной 1856 года Россия заключила невыгодный для неё Парижский мирный договор.

Начало войны совпало с назначением Г. И. Невельским начальником Константиновского поста двадцатитрехлетнего Н. К. Бошняка, который прибыл

в Императорскую гавань и приступил к своим обязанностям 7 октября 1853 года.

Из-за большой отдаленности от европейской части Российской Империи, её подданные, проживающие на восточных окраинах страны, узнали о войне только через несколько месяцев.

Первая зимовка русских в Императорской гавани была трагичной. Вместо

12-ти человек постовой команды в заливе остались зимовать команды транспортов «Иртыш» и «Николай-I». Общее число зимовщиков на кораблях и на берегу составило около 90 человек. По имеющимся данным, в зиму 1853–1854 годов от плохого питания, холода и цинги[4]на Константиновском посту и судах умерло 29 человек [5, с. 6].

22 мая 1854 года в гавань зашел фрегат «Паллада», на котором прибыл вице-адмирал

Е. В. Путятин, направленный начальником дипломатической миссии в Японию. Вместе с фрегатом в воды залива зашла сопровождающая парусник паровая шхуна «Восток». Путятин получил известие о разрыве отношений с Англией и Францией еще 5 апреля, находясь у берегов Корейского полуострова. Затем 17 мая, уже у входа в Татарский пролив при следовании в Императорскую гавань, «Паллада» встретила шхуну «Восток», командир которой доставил вице-адмиралу почту из Санкт-Петербурга и официальное сообщение о том, что Англия и Франция объявили войну России [6, с. 243]. До прибытия фрегата и шхуны все зимовавшие в Императорской гавани ничего не знало о начавшейся войне. Спустя время «Восток» убыл за генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьёвым. В окрестностях бухты Постовой был вырублен лес, и началось возведение двух батарей, чтобы в случае необходимости отразить нападение неприятельских кораблей, которые могли появиться здесь в любое время. Строительством батарей руководил лично Путятин. Старший артиллерист фрегата подполковник К. И. Лосев вместе с матросами возводил брустверы с амбразурами, оборудовал места для стоянки орудий [5, с. 6].

Как известно, должность секретаря дипломатической миссии на «Палладе» исполнял коллежский асессор, писатель И. А. Гончаров. В письме от 15 июня 1854 года к своим друзьям Майковым Гончаров писал: «… Мы укрылись в одном из самых новых наших заселений, где никто еще и не живет, а кочуют тунгусы, мангуны, орочаны, медведи, лоси, соболи и выдры; где еще ничего не заведено, кроме кладбища. На нём уже успело улечься прошлой зимой до 30 чел., умерших от цинги. Мы живем все на фрегате…. Залив называется Хаджи, одна его бухта Ma, друга Уи, а всё вместе Ырга. Не угодно ли поискать на карте? Мы, говорят, пробудем здесь зиму, а зимой бывает до 36° мороза. Домов еще нет. Ужасно, не правда ли? И я бы сказал это самое, если б ужасался — но чего не делает привычка, во-первых, а во-вторых, невозможность изменить?…Нечего делать — станем зимовать здесь… Наши укрепляются здесь, строят батареи, готовятся драться… Говорят, все письма на «Палладу» лежат в Камчатке, а мы не там. Пойдём ли туда, еще неизвестно, как неизвестно потом, что из всего этого будет, — то есть что привезет нам генер.-губ. Муравьёв, которого ждут здесь на днях? Поедем ли мы домой, останемся ли — не знаю…» [7, с. 408–410].

Вечером 21 июня 1854 года на шхуне «Восток» в гавань прибыл генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев. На следующий день состоялось торжество по случаю его визита. Генерал сообщил, что согласно повелению Императора Николая I, фрегат «Паллада» и шхуна «Восток» должны следовать через открытый в 1849 году

Г. И. Невельским пролив, войти в устье Амура и зимовать в Николаевском посту [6, с. 243–244]. Была надежда, что после окончания войны фрегат удастся отконвоировать в Кронштадт.

28 июня «Паллада» покинула Императорскую гавань и направилась к мысу Лазарева, чтобы через Амурский лиман прибыть в Николаевск. После неудачных попыток провести в устье Амура «Палладу», парусник, на буксире фрегата «Диана», был доставлен в конце сентября 1854 года на зимовку в Императорскую гавань. Планировалось весной будущего года его вновь отбуксировать в Николаевск. «Палладу» осталась охранять команда из 10 человек во главе с боцманом В. Синицыным. В марте 1855 года в бухту Постовую по суше прибыл новый начальник Константиновского поста, участник Амурской экспедиции прапорщик Д. С. Кузнецов. Он принял пост у В. Синицына и постоянно держал фрегат в готовности к взрыву на случай появления противника [6, с. 247].

24 апреля (6 мая) 1855 года в Императорскую гавань зашёл корвет «Оливуца», который, как и другие корабли Камчатской флотилии, следовали из Петропавловской гавани в залив Де-Кастри. Через два дня прибыл фрегат «Аврора» с руководителем героической обороны Петропавловска летом 1854 года контр-адмиралом В. С. Завойко, который в гавани перешел на корвет и перенёс на него свой флаг. У В. С. Завойко был приказ генерал-губернатора отбуксировать «Палладу» в Де-Кастри, но выполнить его не было возможности, т. к. фрегат стоял во льдах, а в его трюме было полно воды. Течь образовалась в сильные морозы, когда корпус корабля сдавило льдом. В гавани прибывшие корабли пополнили запасы воды и дров и 29 апреля (11 мая) убыли в залив Де-Кастри [4, с. 167–173].

В мае 1855 года в гавань, по пути из Японии в Николаевск, прибыл вице-адмирал

Е. В. Путятин на вновь построенной шхуне «Хеда». Пробыв в заливе непродолжительное время, адмирал убыл в устье Амура [5, с. 8].

Весной этого года завершилась работа Амурской экспедиции, благодаря которой были исследованы Приамурье, остров Сахалин, составлены карты этих территорий, открыт удобный залив Хаджи, выставлены военные посты на тихоокеанском побережье, что послужило в дальнейшем успешно закрепить за Россией земли Приамурья и Приморья.

17 января 1856 года в Императорскую гавань с озера Кизи на десяти нартах прибыл мичман Г. Д. Разградский, который доставил приказ начальника сухопутных и морских сил Амурского края В. С. Завойко потопить фрегат «Паллада». В конце января или

1 февраля 1856 года фрегат «Паллада» был затоплен в бухте Постовой. Точная дата этого события не установлена, но сделано это было для того, чтобы знаменитый корабль не достался трофеем англо-французской эскадре. 2 февраля 1856 года Константиновский пост в Императорской гавани был временно снят. После затопления фрегата мичман Г. Д. Разградский и прапорщик Д. С. Кузнецов с подчиненными отправились из Императорской гавани по рекам Тумнин, Хунгари (Гур) и Амур в Николаевск [1, с. 212].

18 (30) марта 1856 года в Париже, на заключительном заседании конгресса держав: России, Франции, Великобритании, Турции, Австрии, Пруссии и Сардинии, был подписан Парижский мирный договор. Согласно этому договору завершилась Крымская (Восточная) война.

О том, что происходило в Императорской гавани после оставления русскими залива, стало известно из книги англичанина Д. Тронсона «Повествование от первого лица о плавании к Японии, Камчатке, Сибири, Тартарии и различным побережьям Китая на корабле Её Величества «Барракуда со схемами и зарисовками», вышедшей в свет в Лондоне в 1859 году. Её автор в период Крымской войны был в составе экипажа британского военного парохода «Барракуда» и вёл дневник, который пригодился ему для написания книги. Оцифрованные страницы повествования появились на сайте Российской государственной библиотеки в 2016 году. После перевода текста удалось воспроизвести картину происходящего в заливе в мае-июне 1856 года.

Из книги Д. Тронсона следует, что в воскресный день 11 мая в Императорскую гавань зашел пароход британского флота «Barracouta», а ещё через несколько дней английские фрегаты «Pique»[5]и «Sybille»[6].Частично бухты залива были покрыты льдом, но, не смотря на это, англичане исследовали гавань и её окрестности. На берегу бухты Постовой они увидели заброшенные строения Константиновского поста, место, где располагалась береговая батарея, могилы умерших здесь русских в зиму 1853–1854 годов. Недалеко от берега британцы обнаружили место, где был затоплен фрегат «Паллада». Пробыв в Императорской гавани около десяти дней, корабли убыли в залив Де-Кастри. Перед уходом, все строения Константиновского поста англичане сожгли.

В середине июня англичане вновь посетили Императорскую гавань, где продолжили работу по изучению берегов и глубин залива. Подданные королевы составили карту, на которую нанесли свои названия бухт и мысов. Самой гавани было дано имя Barracouta Harbour (гавань Барракуды), в честь деревянного трехмачтового колёсного шлюпа «Barracouta» c паровой машиной 30 л.с., вооружённого 6-ю пушками. Остров внутри залива был назван Fortescue (Фортескью), в честь командира «Barracouta» Томаса Акленда Дайса Фортескью (1821–1865. Мальта). Сейчас это о. Устрица. Остров у входа в залив назван Tullo (Тулло), сейчас о. Тулло. В заливе мысы получили следующие названия: point Carr (Карра), сейчас м. Александры, Vеale point (Вила), сейчас м. Чудинова, Watchman point (Караульный), сейчас м. Сигнальный, point Nicolson (Никольсона), в честь командира фрегата «Pique» Фредерика Уильяма Эрскина Николсона (1815–1899), сейчас м. Гаврилова, Sybille point (Сибилла), в честь фрегата «Sybille», сейчас м. Александра, point Freeman (Фримана), в честь штурмана с «Барракуды», сейчас м. Милютина, Davis head (Дэвиса), сейчас м. Маячный, Rocky point (Роки), сейчас м. Безымянный — входной мыс б. Курикша, Colley head (Колли), сейчас м. Николая, Kirkland point (Кёркланда), сейчас м. Марии, Hill point (Хилла), сейчас м. Путятина, Warren head (Ворэна), сейчас м. Вячеслава. Одному из мысов у входа в залив Императорская гавань было присвоено имя Tronson (Тронсона), в честь помощника военного врача с «Барракуды» John M. Tronson — автора вышеупомянутой книги, сейчас м. Зелёный в б. Фальшивой. Бухты в заливе получили английские названия: Pique bay (бухта Пик), в честь 36-пушечного британского фрегата «Pique», спущенного на воду в 1834 г., сейчас б. Западная, Ice Harbour (Ледяная гавань), сейчас б. Северная, Bush bay (бухта Буша), в честь лейтенанта с «Барракуды» Вильяма Кемптауна Буша (1825–1899), сейчас б. Лососина, Babincton Harbour (Бабингтонская гавань), сейчас б. Окоча, Boulton cove (Бультонская бухта), сейчас б. Ольги [8].

Англичане и ранее, еще до захода в Императорскую гавань, занимались исследованием материкового побережья Японского моря в районе современной территории Приморского края. Они совершили ряд открытий и присвоили названия многим географическим объектам. До своего появления в Императорской гавани, они не подозревали о её существовании и тем более не ведали о том, что залив был открыт русским офицером в 1853 году. Давая географическим объектам в гавани английские имена, и нанося топонимы на свои карты, они, возможно, и не знали, что в марте 1856 года Крымская война уже завершилась. По прибытию на свою родину англичане издали карту берегов Японского моря, на которой указали открытые ими географические объекты. В дальнейшем названия этих объектов, за некоторым исключением, на картах российского Дальнего Востока не закрепились.

В начале мая 1859 года в составе команды клипера «Пластун» в Императорской гавани побывал врач А. В. Вышеславцев, который впоследствии в своей книге писал: «Вот довольно обширная просека; тут остатки батарей, возведенных Путятиным. Быльем и мусором поросло здесь пепелище первых русских построек; против этого места показывают могилу Паллады; говорят, будто иногда, в ясный день виднеется абрис её бизань-мачты» [3, с. 252].

В Императорской гавани не велись боевые действия с противником, как это происходило в Авачинской бухте на Камчатке и в заливе Де-Кастри. Гавань служила надежным укрытием от штормов в Татарском проливе, местом, где можно было пополнить запасы воды и дров для кораблей, стоянкой для обветшавшего фрегата. Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на долю тех, кто осваивал этот суровый край, в 1857 году Константиновский военный пост в заливе был восстановлен и выполнял свои функции до 1903 года.

С тех пор прошло много лет. Но и сейчас на берегу Постовой, на месте возведения одной из батарей, можно рассмотреть земляные насыпи — немых свидетелей того неспокойного времени.

22 мая 2009 года во время захода в Советскую гавань учебного парусного судна «Паллада»[7] был открыт памятный знак адмиралу Путятину с текстом на мемориальной доске: «Славному сыну государства российского, защитнику его интересов на Дальнем Востоке, основателю первого укрепрайона на берегу Императорской (Советской) гавани, адмиралу Е. В. Путятину (1804–1883). Памятный знак установлен в год 205-летия со дня рождения Е. В. Путятина. Май 2009 г». Открыли памятный знак капитан УПС «Паллада» Н. К. Зорченко и командир Советско-Гаванского военно-морского района контр-адмирал С. И. Васильев [5, с. 345].

Граждане современной России и будущие поколения всегда будут помнить, и чтить имена первопроходцев, исследователей, защитников Отечества, чьи дела и помыслы были направлены на благо нашего государства.

Условные сокращения:

б. — бухта

м. — мыс

о. — остров

C:\Users\Александр\Desktop\Новая папка\Е.В. Путятин.jpg

Рис. 1. Евфимий Васильевич Путятин

C:\Users\Александр\Desktop\Новая папка\DSC06793.jpg

Рис. 2. Доска на памятном знаке Е. В. Путятину в г. Советская Гавань

Литература:

  1. Алексеев, А. И. Утро Советской Гавани: книга об истории одного географического открытия. — Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. — 272 с.
  2. Бошняк, Н. Экспедиции в При-Амурском крае. Экспедиция в залив Де-Кастри; опись Татарского берега и открытие гавани Императора Николая /Н. Бошняк//Морской сборник. — СПб.-1859. — № 3.
  3. Вышеславцев, А. В. Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания в 1857, 1858, 1859 и 1860 годах.- изд. 2-е, СПБ, 1867. — 592 с.
  4. О' Рурк, Николай. Записки участника кругосветного плавания фрегата «Аврора» (1853–1857).- СПб.: «Элмор», 2011.- 320 с., илл.
  5. Сесёлкин, А. Н. Советско-Гаванский и Ванинский районы: хроника событий — Комсомольск-на-Амуре: типография ООО ПКП «ЖУК», 2013. — 396 с.
  6. Чепелев, В. Р. Фрегат «Паллада» /В. Р. Чепелев //Вестник Сахалинского музея.- Южно-Сахалинск: Сахалин. обл. тип., 2011. — № 18.
  7. Путевые письма И. А. Гончарова из кругосветного плавания /Предисл. «Фрегат «Паллада»», публ. и коммент. Б. Энгельгардта //Литературное наследство [Чаадаев. Леонтьев. Одоевский] / [Обл. работы И. Ф. Рерберга]. — М.: Жур.-газ. объединение, 1935, Том 22/24. — 804 с., ил.
  8. Tronson, John M. Personal narrative of а Voyage to Japan, Kamtschatka, Siberia, Tartary, and Various Parts of Coast of China; In H. M. S «Barracouta». London, 1859. — 414 p.

[1]Решение о начале работы этой экспедиции было принято правительством 24 февраля 1851 г.

[2] С реки Амга - левого притока реки Алдан в Республике Саха (Якутия).

[3] С 1952 г. залив носит название Чихачева.

[4]Эту болезнь еще называют скорбут (от лат. scorbutus). Она вызывается острым недостатком витамина C (аскорбиновая кислота), который приводит к тому, что соединительная ткань в теле человека теряет свою прочность. Болезнь характеризуется ломкостью сосудов, кровоточивостью дёсен, приводит к выпадению зубов и боли в конечностях.

[5] Слово Pique (Пик) переводится с английского на русский язык как «задетое самолюбие».

[6]Вероятно, название Sybille происходит от латинского слова sibylla (сибилла), что в греческой мифологии означает пророчица, прорицательница, предсказательница.

[7]Судно принадлежит Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету.

Основные термины (генерируются автоматически): Императорская гавань, залив, Константиновский пост, Амурская экспедиция, Де-Кастри, Россия, фрегат, Камчатка, Николаевск, памятный знак.


Ключевые слова

Татарский пролив, географическое открытие Н. К. Бошняка, Г. И. Невельской, зимовка в Императорской гавани, вице-адмирал Е. В. Путятин, фрегат «Паллада», Крымская (Восточная) война (1853–1856), В. С. Завойко, оставление Константиновского поста, заход в Императорскую гавань кораблей «Barracouta», «Pique» и «Sybille», английские топонимы

Похожие статьи

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение...

По территории Дальнего Востока проходит русло одной из самых полноводных рек России — реки Амур. Основные речные порты, расположенные на реке Амур, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и Благовещенск.

«Отдавай-ка родимую…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Песня — это не исторический документ. Это всего-навсего музыкальное произведение. Просто такая получилась рифма поэтическая… Н. Расторгуев. Все чаще вспоминают Екатерину II и договор о сдаче Аляски в аренду.

Литературно-культурологическое путешествие Гончарова

Русский писатель Иван Александрович Гончаров совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» сто пятьдесят шесть лет назад. И результатом этого морского путешествия стала книга путевых очерков «Фрегат “Паллада”».

Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку...

Для этой экспедиции был построен шлюп «Камчатка» водоизмещением в три раза большим, чем «Диана».

Именем Головнина названы бухта и город на полуострове Съюрд Северной Америки, пролив и вулкан в Курильской гряде, гора и мыс на Новой Земле.

Фортификация Манилы периода испано-американской войны

Сильно укрепленные подступы к этой бухте давали бы кое-какие шансы на успех в борьбе с американцами: сконцентрированный же там флот представлял бы потенциальную опасность коммуникациям противника, блокировавшего Манилу.

История российского флота | Статья в журнале «Школьная...»

История Российского флота — это история становления и утверждения российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад, Военно-Морской Флот стал объектом гордости многих поколений россиян. Российский флот — это упорный труд и...

Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием...

Представлены результаты оценки конкурентоспособности морских портов РФ с позиций межпортовой конкуренции. Показаны перспективы применения методологии АСФ, для определения направлений повышения эффективности в многомерном пространстве...

Похожие статьи

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение...

По территории Дальнего Востока проходит русло одной из самых полноводных рек России — реки Амур. Основные речные порты, расположенные на реке Амур, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и Благовещенск.

«Отдавай-ка родимую…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Песня — это не исторический документ. Это всего-навсего музыкальное произведение. Просто такая получилась рифма поэтическая… Н. Расторгуев. Все чаще вспоминают Екатерину II и договор о сдаче Аляски в аренду.

Литературно-культурологическое путешествие Гончарова

Русский писатель Иван Александрович Гончаров совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» сто пятьдесят шесть лет назад. И результатом этого морского путешествия стала книга путевых очерков «Фрегат “Паллада”».

Вклад Василия Михайловича Головнина в географическую науку...

Для этой экспедиции был построен шлюп «Камчатка» водоизмещением в три раза большим, чем «Диана».

Именем Головнина названы бухта и город на полуострове Съюрд Северной Америки, пролив и вулкан в Курильской гряде, гора и мыс на Новой Земле.

Фортификация Манилы периода испано-американской войны

Сильно укрепленные подступы к этой бухте давали бы кое-какие шансы на успех в борьбе с американцами: сконцентрированный же там флот представлял бы потенциальную опасность коммуникациям противника, блокировавшего Манилу.

История российского флота | Статья в журнале «Школьная...»

История Российского флота — это история становления и утверждения российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад, Военно-Морской Флот стал объектом гордости многих поколений россиян. Российский флот — это упорный труд и...

Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием...

Представлены результаты оценки конкурентоспособности морских портов РФ с позиций межпортовой конкуренции. Показаны перспективы применения методологии АСФ, для определения направлений повышения эффективности в многомерном пространстве...

Задать вопрос