В статье автор исследует деятельность адмирала С. О. Макарова на должности командующего флотом в Тихом океане в Русско-японской войне 1904–1905 гг.
Ключевые слова: командующий, адмирал, флот, война.
Меня пошлют туда, когда дела ваши станут совсем плохи…
…Меня посылают весьма срочно, и кто знает, что готовит судьба.
С. О. Макаров
Русско-японская война 1904–1905 гг. вошла в историю как героическая, но в то же время драматическая страница летописи русского военно-морского флота. Тем не менее, даже в этот непростой период нашлись люди, которые независимо от обстоятельств, проявили качества, свойственные русскому воинству и выполнили свой долг до конца. О таком человеке и пойдет речь в нашей статье. Именно с деятельностью вице-адмирала Макарова Степана Осиповича (1849–1904 гг.) на посту командующего флотом в Тихом океане связывают нереализовавшиеся из-за его внезапной гибели планы по разгрому японского флота.
Еще до начала боевых действий С. О. Макаров предпринимал попытки, направленные на спасение военно-морских сил России на Дальнем Востоке. Так, накануне внезапной атаки японского флота на русскую эскадру, 26 января 1904 г. он отправил письмо управляющему Морским министерством вице-адмиралу Ф. К. Авелану с предупреждением об опасности стоянки флота на внешнем рейде Порт-Артура: «Если мы не поставим теперь же во внутренний бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночной атаки, заплатив дорого за ошибку» [1, с. 557–558], которое, к сожалению, не возымело должного действия.
С началом боевых действий, из-за отсутствия решительности и серьезных просчетов высшего командного состава русской армии, японскому флоту удалось захватить господство на море и блокировать Порт-Артур.
Только после этого было принято запоздалое решение о назначении вице-адмирала Макарова командующим флотом в Тихом океане, о чем ему объявлено 1 февраля (подписание приказа состоялось 9 февраля — автор ).
В один из дней, уже по пути в Порт-Артур, он отправил в Морское министерство три секретных письма: «Об усилении Порт-Артурской эскадры отрядом кораблей под командой контр-адмирала А. А. Вирениуса», «Об отправке миноносцев[1] на Дальний Восток по железной дороге», «О срочном заказе 40 миноносок[2] и отправке их на Дальний Восток по железной дороге» [1, с. 567–570]. Ни один из вопросов так и не был решен. Отряд кораблей под командованием адмирала Вирениуса по решению императора вернулся обратно на Балтику. Миноносцы типа «Циклон» так же остались в Балтийском море. Что касается «миноносок», то их заказали, но строительство затянулось вплоть до окончания войны [2, с. 147].
11 февраля Макаров обратился в морское ведомство с просьбой напечатать как можно скорее пятьсот экземпляров его книги «Рассуждения по вопросам морской тактики» и выслать двести экземпляров в Порт-Артур для ознакомления офицеров [1, с. 574]. Только после длительных пререканий, Морское министерство согласилось издать книгу. Второе издание вышло лишь после гибели адмирала [3, с. 7].
24 февраля Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом. Сразу же после приезда командующий собрал флагманов и командиров кораблей эскадры для постановки задач: 1) сохранить эскадру до прибытия подкреплений, тем не менее, не отказываясь от активных действий в открытом море; 2) постоянно наносить удары по врагу, всеми средствами ослабляя его. В этой связи, все корабли должны были круглосуточно находиться в полной боеготовности [2, с. 145].
Одновременно, благодаря прибывшим вместе с Макаровым квалифицированным рабочим судостроительных и ремонтных заводов (свыше 1600 человек), удалось ускорить темпы ремонта поврежденных боевых кораблей с последующим вводом их в строй [4, с. 255].
Значимым направлением в деятельности Макарова стала подготовка Порт-Артура к обороне, причем как с моря, так и с суши. Адмирал лично участвовал в совещаниях по разработке и согласованию планов на случай высадки японского десанта, положительным результатом которых стало учреждение должности начальника военного отдела штаба флота, с функцией по координации действий сухопутных войск и сил флота для совместной обороны.
Чтобы пресечь внезапное появление японских кораблей на подступах к гавани по его распоряжению организовали дозорную службу.
Для защиты города и внутреннего рейда от бомбардировок противника, Макаров приказал устроить береговую батарею. Однако это требовало длительного времени, а отпор нужно было давать немедленно. Тогда вопрос был решен с помощью организации перекидной стрельбы кораблей эскадры по невидимым целям через Ляотешанские высоты, на которых были оборудованы корректировочные посты (сначала это был Ляотешанский маяк, а после его разрушения — привязной аэростат — автор ), надежно обеспеченные телефонной связью с «Ретвизаном» [5, с. 61].
В целях борьбы против сети японской агентуры, проникшей на Квантун и в Маньчжурию, адмирал издал два приказа о сохранении военной тайны при рассылке и хранении секретных приказов, а также в частной переписке [6, с. 130].
Одновременно начались мероприятия по минированию подступов к Квантунскому полуострову. С этой целью применены первые в мире минные тральщики. Огромную помощь в этом вопросе оказал капитан 2 ранга К. Ф. Шульц, руководивший организацией и постановкой мин в районе крепости. В дальнейшем был создан специальный отряд тральщиков для вывода эскадры в море через минные заграждения противника [2, с. 153].
В завершение необходимо упомянуть приказ адмирала «Об использовании радиотелеграфа в целях разведки», предписывающий перехватывать неприятельские депеши (радиограммы — автор ) и определять, направление, по которому находится их источник [1, с. 610].
И все же главной задачей оставалась подготовка эскадры к активным действиям, поэтому большую часть времени адмирал проводил на кораблях, проверяя их боевую готовность, знакомясь с личным составом. Несмотря на то, что обстановка на море складывалась не в пользу России, Макаров приступил к перехвату стратегической инициативы. Его тактика активной обороны предполагала решительные действия, поэтому первым делом Макаров использовал миноносные суда для разведки и сбора информации о противнике. 26 февраля состоялся героический бой миноносца «Стерегущий» с превосходящими японскими силами. В результате боя миноносец был подбит. Для спасения экипажа и корабля, Макаров без раздумий на легком крейсере «Новик» в сопровождении крейсера «Баян» устремился к месту боя. Миноносец «Стерегущий» погиб, но японцы тоже получили значительный урон [7, с. 198].
Единого плана действий Макарова по завоеванию господства на море не сохранилось, но по отдельным документам можно составить общее представление о нем. При японском превосходстве на море, русские корабли должны были удерживать контроль над районом Квантунского полуострова, создавая опасность для коммуникаций противника и мешая высадке его войск на материк. Увеличить зону действий эскадры, направить удар на главные силы противника с целью принудить его принять решающее сражение. Организовать Владивостокским отрядом крейсеров действия на путях сообщения неприятельского флота в Корейском проливе, с целью отвлечения части вражеских кораблей для борьбы с ним [8, с. 436–437].
Готовя эскадру к выходу в открытое море, Макаров понимал, что имевшиеся в его распоряжении силы можно максимально задействовать лишь при хорошей боевой подготовке личного состава, поэтому разработал «Инструкцию для похода и боя», которой предстояло стать ключом к победе.
Инструкция, введенная в действие секретным приказом по флоту от 4 марта, состоит из 54 пунктов с 7 чертежами и содержит подробный разбор:
— эволюций кораблей эскадры при встрече с противником (например, впервые разработан маневр охвата в бою головы кильватерной колонны неприятельского флота);
— боевых задач различным классам кораблей в зависимости от предстоящих боевых действий;
— применения минного оружия и контрминных действий;
— сигналов перед началом боя и действий по ним кораблей;
— действий комендоров и выбора типов снарядов и т. д.
Отдельно необходимо сказать о поддержании высокого боевого духа команды, для чего необходимо привести следующую выдержку из приказа: «Дело офицеров руководить артиллерийским и минным огнем, но они не должны забывать ободрять команду. Команда видит свои потери и не видит потерь неприятеля. О потерях неприятеля надо все время ей напоминать, чтобы команда чувствовала, что ее артиллерийский огонь производит опустошение на неприятельских кораблях» [1, с. 606].
За месяц Макаров шесть раз (шестой раз стал последним для адмирала) выходил с эскадрой в море, но японцы избегали боевого соприкосновения с нашим флотом и ограничивались либо артиллерийским обстрелом Порт-Артура с дальних дистанций под прикрытием горы Ляотешань, либо пытались закрыть нашим кораблям выход из бухты с помощью брандеров.
Желая не допустить высадки японского десанта на Квантунский полуостров, командующий следил за сосредоточением десантных судов. Получив агентурные сведения об их скоплении на островах Эллиот, вечером 30 марта он решил провести разведку, выделив для этого два отряда миноносцев. Планировалось, что миноносцы ночью тайно подойдут к островам Эллиот и будут действовать там по обстановке, а утром эскадра выйдет в море и, также, исходя из обстановки, пойдет к островам и уничтожит транспортный флот противника или пойдет на поиски главных японских сил, чтобы дать им бой. Уже ночью миноносцы обследовали острова и, не обнаружив неприятеля, пошли дальше. Сам же Макаров провел ночь (до 4:30 утра) на внешнем рейде на дежурном крейсере «Диана». Дважды его будили из-за предполагаемого появления японских кораблей. Он поднимался на мостик, подолгу вместе с вахтенным офицером вглядывался вдаль, но ничего не мог разглядеть. Ночь была темной, шел мокрый снег, море волновалось. Этим воспользовались японцы, которые подошли к внешнему рейду Порт-Артура и, поставив мины, скрылись. С наступлением утра командующий перешел на «Петропавловск», приказав крейсеру «Баян» выйти в море согласно плану. В это время миноносец «Смелый», возвращаясь в Порт-Артур, сообщил на «Баян», а по приходе в бухту и Макарову о том, что посланный на разведку миноносец «Страшный» погибает в бою с японцами. «Страшный», отставший ночью от первого отряда, встретил японские миноносцы и, решив, что это свои, вступил им в кильватерную колонну. На рассвете, когда выяснилась принадлежность кораблей, завязался бой, закончившийся потоплением миноносца. «Баян» не успел ему помочь, только подобрал из воды под огнем японских крейсеров четырех человек команды и вернулся к Порт-Артуру. Адмирал принял решение вступить в бой. Следом за «Баяном» вышли «Диана», «Аскольд», «Новик» и «Полтава», а затем он сам на «Петропавловске». Вначале «Петропавловск» поддержал артиллерийским огнем «Баяна», вступившего в перестрелку с противником, и отогнал японские крейсеры, после чего последнему был дан приказ вести отряд к месту гибели «Страшного». В это время с юго-востока «появились главные силы противника: шесть броненосцев, два броненосных крейсера и, очевидно, старый броненосец «Чин-Иен» [5, с. 67]. Ввиду неравенства сил, командующий приказал повернуть к Порт-Артуру. На подходе к крепости в кильватер «Полтаве» вступили «Пересвет» и «Победа». «Севастополь» только выходил из внутреннего бассейна. По приходе на внешний рейд командующий флотом повернул эскадру снова на Ост чтобы принять бой под защитой береговых батарей. Корабли шли в кильватерной колонне в 2 милях от берега. Противник держался в 10 милях без хода. В 9:43 утра «Петропавловск», находясь в 3 милях от Золотой горы, задел носовой частью минную банку и взорвался. Взрыв мины вызвал детонацию боезапаса в носовом артиллерийском погребе броненосца. Флагманский корабль сразу же накренился на правый борт, его корма приподнялась, оголив работавший в воздухе винт, и броненосец, объятый пламенем, через полторы минуты после первого взрыва скрылся под водой.
Погибли командующий флотом вице-адмирал С. О. Макаров, начальник штаба контр-адмирал М. П. Молас, большая часть чинов штаба и личного состава корабля (25 офицеров и корабельных чиновников, судовой священник и 620 нижних чинов), а также прикомандированный к штабу выдающийся художник-баталист В. В. Верещагин.
Адъютант адмирала Макарова лейтенант В. И. Семенов оставил в своем дневнике следующую запись об этом дне: «В роковой день 31 марта…как я корил старшего боцмана за его «похоронный» вид, требовал, чтобы он всячески подбодрил команду, внушая, что без потерь нельзя — на то и война… А он мне ответил: «Что броненосец? Хоть бы два, да еще пару крейсеров в придачу! — Голова пропала!».. [9, с. 46].
Вся прогрессивная Россия тяжело переживала гибель Макарова.
Адмирал Макаров командовал флотом всего 36 дней, но за это время, благодаря необыкновенной работоспособности и постоянному следованию своему принципу «Помни войну» превратил военные корабли эскадры в боеготовое соединение, помог людям поверить в собственные силы и в положительный исход начатого дела. Тем не менее, из-за сложившейся в исследуемую эпоху в нашей стране бюрократической системы, которая каждый раз противодействовала его начинаниям, он не смог кардинально изменить сложившуюся на морском театре войны обстановку. В любом случае, неоспоримым является то, что чем дольше Макаров оставался на посту командующего, тем оптимистичнее представлялся ход обороны Порт-Артура и действий Тихоокеанской эскадры.
Литература:
- Макаров С. О. Документы. Под редакцией В. С. Шломина. Том II. М.: Воениздат, 1960.
- Островский Б. Г. Адмирал Макаров. М.: Воениздат, 1954.
- Рассуждения по вопросам морской тактики. М.: ГВМИ НК ВМФ СССР, 1942.
- Семанов С. Н. Макаров. М.: Молодая гвардия, 1988.
- Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904–1905. М.: Воениздат, 1952.
- Ростунов И. И. История Русско-японской войны 1904–1905 гг. М.: «Наука», 1977.
- Потапов Ю. П. Степан Осипович Макаров (1848–1904). Л.: «Наука», 1982.
- Русско-Японская война 1904–1905 гг. Книга I. Действия флота на южном театре от начала войны до перерыва сообщений с Порт-Артуром. СПб.: Типография В. Д. Смирнова, 1912.
- Семенов В. Адмирал Степан Осипович Макаров. СПб.; М.: Изд. т-ва М. О. Вольфа, 1913.
[1] Надводный мореходный корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого является торпедное.
[2] Малый миноносец, для достижения высокой скорости и малой заметности делающийся узким и низким. Вооружался, как правило, парой неподвижных торпедных аппаратов. Из-за малых размеров миноноски обладали крайне низкой мореходностью и дальностью плавания, могли действовать только в спокойную погоду и только вблизи берега. Для преодоления этих ограничений судостроители стали постепенно наращивать их водоизмещение, так миноноски трансформировались в миноносцы. Таким образом, миноносец — это более крупный и мореходный вариант миноноски .