Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 1591 раз

Библиографическое описание:

Синельникова, Д. Д. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Д. Д. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 377-378. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55560/ (дата обращения: 27.04.2024).



В современном мире в системе образования поднимаются вопросы об образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного пространства. Перед государством стоит приоритетный вопрос организации инклюзивного образования, так как появляются новые требования к школе, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья. Решаются коррекционно-развивающие вопросы на основе специальных походов, методов и способов создания комфортных условий обучения детей с ограниченным возможностями здоровья в общеобразовательной среде. Школа испытывает трудности в организации качественного образовательного процесса, что на прямую связано с недостаточной разработанностью психолого-педагогической службы. Одной из наиболее сложных проблем является организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе.

Аутизм характеризуется нарушением поведения и коммуникации, ранимостью, низкой психологической защищенностью и особым отношением к негативным социальным психологическим влияниям. Отрыв от реальности, отсутствие или неординарные реакции на внешнее воздействие, пассивность, ранимость в контактах с внешней средой является актуальной проблемой обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в школьном образовании.

Для многих детей с расстройствами аутистического спектра обучение в условиях общеобразовательной организации является нелегким испытанием, неприятным стимулом, который может вызвать стресс и серьезные психологические расстройства. Основными проблемами в организации обучения являются трудности в коммуникации и поведении, нарушения взаимоотношений с учителем и одноклассниками и недостаточное понимание специалистами учебного учреждения специфики нарушений в усвоении учебных предметов и особенностей использования методов и способов преподавания детям с расстройствами аутистического спектра.

По мнению О. С. Никольской, перспективной формой обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в общеобразовательный класс [1].

Для успешной адаптации и социализации ребенка с аутизмом в общеобразовательной среде главной особенностью должна стать специальная организация всей жизни. Для этого потребуется совместная работа всех специалистов образовательной организации, координация и согласованность профессиональной деятельности и участие семьи в воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, в связи с этим повышается необходимость психолого-педагогического сопровождения, определяя его места, роли, функции в школе.

Л. М. Беткер в своих исследованиях рассмотрела основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе [2].:

‒ выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта индивидуальной программы развития;

‒ поддержка и психологическая помощь семье, ее поддержка в организации комфортного режима и эмоционального климата жизни;

‒ взаимодействие с специалистами по специальной организации обучения в классе;

‒ непосредственные занятия с ребенком, направленные на создания условий перехода к активным контактам с людьми, формирования осмысленной картины мира.

Главной задачей специальной психолого-педагогической помощи в проекте специального стандартного начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра является установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие. В нём отмечается, воспитание и обучение школьника с расстройствами аутистического спектра, которое должно строится с учетом особых образовательных потребностей.

В исследованиях К. С. Лебединской, С. А. Морозовой, О. С. Никольской выделяли следующие принципы, которые обязательно должны рассматривать при организации обучения в образовательных организациях:

‒ комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;

‒ интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;

‒ преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей при раннем детском аутизме;

‒ определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;

‒ индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом;

‒ индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

‒ систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение школьника с расстройствами аутистического спектра представляется в последовательной реализации следующих этапов:

  1. Диагностический этап.

На этом этапе проводится комплексное психолого-педагогическое обследование для определения индивидуальных особенностей нарушения развития и прогноза проблем обучения. Диагностика включает в себя изучение психологических особенностей личности, анализ системы семейных отношений, какие взаимоотношения родителей и ребенка, какой стиль воспитания и психологическое состояние родителей.

  1. Проектирование образовательного маршрута.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута осуществляется выбор формы обучения, постановки целей и подбора методов обучения, которые подходят к школьнику с расстройствами аутистического спектра. Школьники нуждаются дифференцированном подходе при определении образовательного маршрута.

  1. Реализация индивидуального маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с расстройствами аутистического спектра выступает в последовательной, временной организации принципа индивидуализации. Важным моментом психолого-педагогического сопровождения является проведения диагностических срезов состояния психического состояния для выявления результатов действия маршрута.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является сложным процессом организации обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. При правильной организации режима дня ребенка с аутизмом, развитие его жизненного стереотипа, преодолении нарушений социализации и коммуникации большинстве своем поведенческие проблемы ребенка с расстройствами аутистического спектра разрешается.

Литература:

  1. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. — 1995. — № 2. — С. 8–18.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. — Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013. — 82 с.
Основные термины (генерируются автоматически): расстройство, спектр, воспитание детей, организация обучения, психолого-педагогическое сопровождение, аутичный ребенок, индивидуальный образовательный маршрут, образовательный маршрут, общеобразовательная среда, общеобразовательная школа.


Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Со всеми вышеперечисленными проблемами наше образовательное учреждение

— принципов организации и проведения занятий с участием детей, имеющих нарушения

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и...

Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Создание специальных образовательных условий для детей...

организация индивидуальной и групповой коррекционно-образовательной работы с

Знания об особых образовательных потребностях детей с РАС помогают нам в разработке

Во-первых, высокий профессионализм психолого-педагогического состава, работающего с...

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Составление адаптированной образовательной и рабочей программ, индивидуальных программ для детей, активация речи с помощью жестов, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, памяти, мышления, речи.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Успех формирования навыков у ребенка с РАС зависит от организации педагогического

Для реализации программы использовались следующие приемы и методы: обучение методом

Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические рекомендации по обучению...

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с множественными нарушениями предполагает разработку «Пошаговой модели инклюзивного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями, находящегося в условиях надомного обучения».

Проектирование и реализация индивидуальной...

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте.

В ИОП раскрываются специальные образовательные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом

Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

В статье представлены характеристики образовательной среды; раскрыты основные психолого-педагогические принципы проектирования

Библиографическое описание: Калашникова С. А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Похожие статьи

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Со всеми вышеперечисленными проблемами наше образовательное учреждение

— принципов организации и проведения занятий с участием детей, имеющих нарушения

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и...

Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Создание специальных образовательных условий для детей...

организация индивидуальной и групповой коррекционно-образовательной работы с

Знания об особых образовательных потребностях детей с РАС помогают нам в разработке

Во-первых, высокий профессионализм психолого-педагогического состава, работающего с...

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Составление адаптированной образовательной и рабочей программ, индивидуальных программ для детей, активация речи с помощью жестов, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, памяти, мышления, речи.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников...

Успех формирования навыков у ребенка с РАС зависит от организации педагогического

Для реализации программы использовались следующие приемы и методы: обучение методом

Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические рекомендации по обучению...

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с множественными нарушениями предполагает разработку «Пошаговой модели инклюзивного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями, находящегося в условиях надомного обучения».

Проектирование и реализация индивидуальной...

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте.

В ИОП раскрываются специальные образовательные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом

Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

В статье представлены характеристики образовательной среды; раскрыты основные психолого-педагогические принципы проектирования

Библиографическое описание: Калашникова С. А. Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Задать вопрос