В современном мире в системе образования поднимаются вопросы об образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного пространства. Перед государством стоит приоритетный вопрос организации инклюзивного образования, так как появляются новые требования к школе, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья. Решаются коррекционно-развивающие вопросы на основе специальных походов, методов и способов создания комфортных условий обучения детей с ограниченным возможностями здоровья в общеобразовательной среде. Школа испытывает трудности в организации качественного образовательного процесса, что на прямую связано с недостаточной разработанностью психолого-педагогической службы. Одной из наиболее сложных проблем является организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе.
Аутизм характеризуется нарушением поведения и коммуникации, ранимостью, низкой психологической защищенностью и особым отношением к негативным социальным психологическим влияниям. Отрыв от реальности, отсутствие или неординарные реакции на внешнее воздействие, пассивность, ранимость в контактах с внешней средой является актуальной проблемой обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в школьном образовании.
Для многих детей с расстройствами аутистического спектра обучение в условиях общеобразовательной организации является нелегким испытанием, неприятным стимулом, который может вызвать стресс и серьезные психологические расстройства. Основными проблемами в организации обучения являются трудности в коммуникации и поведении, нарушения взаимоотношений с учителем и одноклассниками и недостаточное понимание специалистами учебного учреждения специфики нарушений в усвоении учебных предметов и особенностей использования методов и способов преподавания детям с расстройствами аутистического спектра.
По мнению О. С. Никольской, перспективной формой обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра представляется постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в общеобразовательный класс [1].
Для успешной адаптации и социализации ребенка с аутизмом в общеобразовательной среде главной особенностью должна стать специальная организация всей жизни. Для этого потребуется совместная работа всех специалистов образовательной организации, координация и согласованность профессиональной деятельности и участие семьи в воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, в связи с этим повышается необходимость психолого-педагогического сопровождения, определяя его места, роли, функции в школе.
Л. М. Беткер в своих исследованиях рассмотрела основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе [2].:
‒ выбор адекватного возможностям и способностям аутичного ребенка варианта индивидуальной программы развития;
‒ поддержка и психологическая помощь семье, ее поддержка в организации комфортного режима и эмоционального климата жизни;
‒ взаимодействие с специалистами по специальной организации обучения в классе;
‒ непосредственные занятия с ребенком, направленные на создания условий перехода к активным контактам с людьми, формирования осмысленной картины мира.
Главной задачей специальной психолого-педагогической помощи в проекте специального стандартного начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра является установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие. В нём отмечается, воспитание и обучение школьника с расстройствами аутистического спектра, которое должно строится с учетом особых образовательных потребностей.
В исследованиях К. С. Лебединской, С. А. Морозовой, О. С. Никольской выделяли следующие принципы, которые обязательно должны рассматривать при организации обучения в образовательных организациях:
‒ комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;
‒ интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;
‒ преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей при раннем детском аутизме;
‒ определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;
‒ индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом;
‒ индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
‒ систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение школьника с расстройствами аутистического спектра представляется в последовательной реализации следующих этапов:
- Диагностический этап.
На этом этапе проводится комплексное психолого-педагогическое обследование для определения индивидуальных особенностей нарушения развития и прогноза проблем обучения. Диагностика включает в себя изучение психологических особенностей личности, анализ системы семейных отношений, какие взаимоотношения родителей и ребенка, какой стиль воспитания и психологическое состояние родителей.
- Проектирование образовательного маршрута.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута осуществляется выбор формы обучения, постановки целей и подбора методов обучения, которые подходят к школьнику с расстройствами аутистического спектра. Школьники нуждаются дифференцированном подходе при определении образовательного маршрута.
- Реализация индивидуального маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с расстройствами аутистического спектра выступает в последовательной, временной организации принципа индивидуализации. Важным моментом психолого-педагогического сопровождения является проведения диагностических срезов состояния психического состояния для выявления результатов действия маршрута.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является сложным процессом организации обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. При правильной организации режима дня ребенка с аутизмом, развитие его жизненного стереотипа, преодолении нарушений социализации и коммуникации большинстве своем поведенческие проблемы ребенка с расстройствами аутистического спектра разрешается.
Литература:
- Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. — 1995. — № 2. — С. 8–18.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. — Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013. — 82 с.