Необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 06.01.2019

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, А. А. Необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса / А. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55380/ (дата обращения: 27.01.2022).



Ключевые слова: процессный подход, бизнес-процесс, бизнес-система, методологии IDEF0, методология BPMN.

Key words: process approach, business process, business system, IDEF0 methodologies, BPMN methodologies.

Большинство организаций на сегодняшний день построены по функциям и уровням иерархии. Это не только самый естественный и эффективный способ организации, но и вообще единственный способ организации. Так было еще до того, как структуру организации стали изучать с помощью научных методов в конце 19 века.

Научный подход к управлению (Scientific Management), разработанный Фредериком Тейлором, является, возможно, самым лучшим выражением этих идей. Он был уверен в том, что работа может быть выполнена наиболее производительно, если структурировать всю деятельность на более простые элементы и, если люди, особенно рабочие, распределяются управляющими и специализируются на конкретной простой части работы. Он также верил в важную роль управления. Только через стандартизацию методов, ускоренное внедрение достижений, улучшение условий труда, а также усиление кооперации можно обеспечить более быстрое выполнение работы. Обязанность по соблюдению стандартов и увеличению кооперации лежит на руководителях [1].

В данной работе рассмотрена необходимость применения в анализе хозяйственной деятельности малых предприятий важнейшей категории процессного подхода — бизнес-процесса.

В настоящее время существует множество определений и интерпретаций понятия бизнес-процесса. К основным из них относятся [2]:

‒ это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей;

‒ это любая организованная и устойчивая деятельность внутри предприятия, которая преобразует какие-либо объекты по каким-либо правилам;

‒ это ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата.

Одним из управления предприятия выступает процессное управление. Оно характерно для крупных предприятий поскольку из-за больших объемов производства дает возможность оптимизировать систему управления, сосредоточить управления на стратегических процессах, так же позволяет применить систему показателей и критериев оценки результативности управления.

Необходимость управления на малых предприятиях, штат сотрудников которых едва достигает несколько десятков человек, где все функции организации и управления принадлежат одному человеку — директору. Экономический анализ и тем более документирование бизнес-процессов на предприятиях, зачастую не проводится из-за довольно прозрачной хозяйственной деятельности предприятия. Однако и на предприятиях малого бизнеса переход на управления процессами может дать положительный эффект.

Предполагается, что с введением в анализ производственно-хозяйственной деятельности категории бизнес-процесс, у нас появляется возможность представить производственную деятельность компании как бизнес-систему. В этом случае, последующий производственный процесс становится клиентом предшествующего процесса и достигается согласование взаимных интересов [3].

Описание бизнес-процесса в отличие от описания технологического процесса не должно быть представлено в виде обрисовки некоторой последовательности работ. При документировании бизнес-процесса важно уделить внимание [4]:

‒ ресурсам, которые необходимы для его выполнения и определяют стоимость;

‒ рабочей нагрузке на действие, которая определяет его производительность;

‒ уровню нанесения возможного ущерба при выполнении действия, который определяет риски.

Для бизнес-процесса следует обусловить необходимые элементы, такие как [5]:

  1. ценность как для компании в целом, так и для внутренних и внешних клиентов;
  2. владельца бизнес-процесса;
  3. ресурсы и технологию;

Проанализируем бизнес-процессы малого предприятия, которое реализует и устанавливает натяжные потолки в Оренбурге с 2015 года. Бизнес-процессы представлены на рисунке 1.

Нормативно-правовую базу при описании всех процессов и подпроцессов составляют следующие документы:

‒ гражданской кодекс РФ;

‒ положение о рекламе;

‒ положение о конфиденциальной информации;

‒ положение о общедоступной информации.

Рис. 1. Бизнес-процессы

Учитывая, что на рынке натяжных потолков функционирует множество малых и средних предприятий, то для данного бизнеса весьма актуальной является проблема привлечения клиентов. В связи с этим при анализе и моделировании бизнес-процессов предприятия особое внимание рекомендуется уделять процессу маркетинга и продаж. В бизнес-процессе маркетинга и продаж рекомендуется выделить следующие подпроцессы:

‒ определение емкости рынка;

‒ анализ конкурентов;

‒ планирование рекламной деятельности;

‒ привлечение клиентов;

‒ выставление счетов.

Декомпозируем подпроцесс планирования рекламной деятельности (рисунок 2). Модель бизнес-процесса «планирование рекламной деятельности» построена с помощью методологии IDEF0, которая используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции [6].

Данный процесс состоит из следующих подпроцессов:

‒ определение перечня продуктов и услуг, которым необходима реклама;

‒ определение результативности рекламной деятельности;

‒ определение объема рекламного бюджета;

‒ планирование структуры расходов на рекламу;

‒ окончательное согласование.

Рис. 2. Контекстная диаграмма подпроцесса планирования рекламной деятельности

Рассмотрим моделирование подпроцесса «планирование рекламной деятельности», используя нотацию ВРМН. Нотация BPMN используется для описания процессов нижнего уровня. Диаграмма процесса в нотации BPMN представляет собой алгоритм выполнения процесса. Описание подпроцесса планирования рекламной деятельности в нотации BPMN представлено на рисунке 3 [6].

Рис. 3. Описание подпроцесса планирование рекламной деятельности в нотации BPMN

В условиях высокой конкуренции на рынке натяжных потолков повышение эффективности управления за счет использования процессного подхода играет важную роль в деятельности предприятия. Документирование бизнес-процессов даст полный охват работ в организации, так же возможность определить показатели и их эффективность для отдельных процессов. Определение последовательности и содержания этапов бизнес-процессов позволит осуществить формализацию возникающих задач и разработать математический инструментарий для их решения.

Таким образом, в статье рассмотрена необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса. Выявили важность исследования бизнес-процессов в анализе хозяйственной деятельности.

Литература:

  1. Котлер, Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990. — 652 с.
  2. Павлов, А. Ю. Управление бизнес-процессами на разных этапах развития современного предприятия / А. Ю. Павлов // Инженерный вестник дона: Экономика и экономические науки. — 2012. — № 2(20). — С. 226–237.
  3. Кольцова, О. В. Бизнес-процесс как основа процессного подхода в управлении / О. В. Кольцова, В. И. Меньщикова // Вестник ТГУ. — 2008. — № 5(61). — С. 113–117.
  4. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Ученое пособие \В. А. Козырев, Л. А. Мазо, С. В. Палкин, -2009 г.
  5. Рачек С. В., Н. А. Афанасьева, Л. В. Кушнарева Теоретические аспекты формирования бенчмаркинга\\ Инновационный транспорт, № 2, 2012, с.51–56.
  6. Методология функционального моделирования IDEF0 Руководящий документ. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. — 75 с.
Основные термины (генерируются автоматически): BPMN, рекламная деятельность, предприятие, документирование бизнес-процессов, малый бизнес, нотация, планирование.


Ключевые слова

бизнес-процесс, процессный подход, бизнес-система, методологии IDEF0, методология BPMN

Похожие статьи

Основные возможности систем управления бизнес-процессами...

Для успешной реализации бизнес-процессов любой компании они должны быть понятны для каждого сотрудника предприятия, при этом должен быть ясен не

- нотация моделирования и стандарт документирования процессов IDEF3; - моделирование потоков работ BPMN

Описание бизнес-процессов коммерческого предприятия

Для обеспечения комплексного развития коммерческого предприятия необходимо провести обследование бизнес-процессов предприятия [1]. Внутри коммерческого предприятия существуют различные бизнес-процессы.

Автоматизация бизнес-процессов малого предприятия

Автоматизация бизнес-процессов малого предприятия. Автор: Мололкина Ольга Леонидовна. Рубрика: Информатика.

Поэтому все более актуальным становится автоматизация видов деятельности людей путем создания специализированных информационных систем.

Оптимизация бизнес-процессов IT-отдела на примере ЗАО...

В статье представлен способ оптимизации бизнес-процессов IT-отдела, на основе совместного

В настоящее время для повышения эффективности деятельности предприятия и его

Бизнес-процессы IT-отдела ЗАО «ПЦБК» можно условно поделить на четыре группы

Моделирование бизнес-процессов средствами ARIS

Бизнес-процессы. Информационные системы играют важнейшую роль при

Под бизнес-правилами понимают способы реализации функций в рамках БП, а также

Предприятия можно рассматривать как экономические подсистемы, состоящие из...

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы

Моделирование бизнес-процессов — важная задача для любой компании. При помощи грамотного моделирования можно оптимизировать работу предприятия, прогнозировать и минимизировать риски, возникающие на каждой из стадий его деятельности.

Моделирование бизнес-процесса «Сервисное обслуживание...»

Входом бизнес-процесса является обращение клиента в сервисный центр.

Полученная модель позволяет провести анализ алгоритмов реализации бизнес-процесса «Сервисное обслуживание автомобилей»

Григорьев Д. Моделирование бизнес-процессов предприятия.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного...

Современные бизнес-процессы не только во многом облегчают управление предприятием

Компонентная бизнес-модель, изобретенная в IBM удачно используется в компании Apple

Однако для моделирования бизнес-процессов при знании определенных команд нотации, в...

Бизнес-процессы на промышленном предприятии | Статья...

Бизнес-процессы можно разделить на 3 группы (Рисунок 1). Рис. 1. Сеть бизнес-процессов промышленного предприятия. На данной схеме отчетливо продемонстрированы главные бизнес-процессы на предприятии...

Похожие статьи

Основные возможности систем управления бизнес-процессами...

Для успешной реализации бизнес-процессов любой компании они должны быть понятны для каждого сотрудника предприятия, при этом должен быть ясен не

- нотация моделирования и стандарт документирования процессов IDEF3; - моделирование потоков работ BPMN

Описание бизнес-процессов коммерческого предприятия

Для обеспечения комплексного развития коммерческого предприятия необходимо провести обследование бизнес-процессов предприятия [1]. Внутри коммерческого предприятия существуют различные бизнес-процессы.

Автоматизация бизнес-процессов малого предприятия

Автоматизация бизнес-процессов малого предприятия. Автор: Мололкина Ольга Леонидовна. Рубрика: Информатика.

Поэтому все более актуальным становится автоматизация видов деятельности людей путем создания специализированных информационных систем.

Оптимизация бизнес-процессов IT-отдела на примере ЗАО...

В статье представлен способ оптимизации бизнес-процессов IT-отдела, на основе совместного

В настоящее время для повышения эффективности деятельности предприятия и его

Бизнес-процессы IT-отдела ЗАО «ПЦБК» можно условно поделить на четыре группы

Моделирование бизнес-процессов средствами ARIS

Бизнес-процессы. Информационные системы играют важнейшую роль при

Под бизнес-правилами понимают способы реализации функций в рамках БП, а также

Предприятия можно рассматривать как экономические подсистемы, состоящие из...

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы

Моделирование бизнес-процессов — важная задача для любой компании. При помощи грамотного моделирования можно оптимизировать работу предприятия, прогнозировать и минимизировать риски, возникающие на каждой из стадий его деятельности.

Моделирование бизнес-процесса «Сервисное обслуживание...»

Входом бизнес-процесса является обращение клиента в сервисный центр.

Полученная модель позволяет провести анализ алгоритмов реализации бизнес-процесса «Сервисное обслуживание автомобилей»

Григорьев Д. Моделирование бизнес-процессов предприятия.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного...

Современные бизнес-процессы не только во многом облегчают управление предприятием

Компонентная бизнес-модель, изобретенная в IBM удачно используется в компании Apple

Однако для моделирования бизнес-процессов при знании определенных команд нотации, в...

Бизнес-процессы на промышленном предприятии | Статья...

Бизнес-процессы можно разделить на 3 группы (Рисунок 1). Рис. 1. Сеть бизнес-процессов промышленного предприятия. На данной схеме отчетливо продемонстрированы главные бизнес-процессы на предприятии...

Задать вопрос