Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 03.03.2018

Статья просмотрена: 3643 раза

Библиографическое описание:

Селецкая, А. С. Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы / А. С. Селецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48573/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена вопросам бизнес-процессам, что представляет собой моделирование бизнес-процессов. Как применяется на практике технология моделирования бизнес-процессов. Главные этапы моделирования бизнес-процессов.

Ключевые слова: моделирование, бизнес-процессы, моделирование бизнес-процессов, главные этапы моделирования бизнес-процессов.

Бизнес-процесс — часть процессного управления. Его модель — главный элемент управления бизнес-процессами. Бизнес-процесс необходимо делить на ряд признаков, характеризующих каждое из его свойств или способностей. При таком делении процесс легче распознавать, сравнивать и анализировать. Существует важное понятие — моделирование бизнес-процессов. Это обозначение бизнес-процессов в специально определенных для этого терминах, по правилам, которые называют нотациями моделирования бизнес-процессов. Сами же модели бизнес-процесса бывают разными — информационными, текстовыми, графическими

Моделирование бизнес-процессов — важная задача для любой компании. При помощи грамотного моделирования можно оптимизировать работу предприятия, прогнозировать и минимизировать риски, возникающие на каждой из стадий его деятельности. Организация моделирования бизнес-процессов позволяет провести стоимостную оценку каждого процесса в отдельности и всех в общем. Моделирование бизнес-процессов предприятия касается ряда аспектов его работы. При моделировании: меняется организационная структура; оптимизируются функции специалистов и отделов; перераспределяются права и обязанности руководства; меняется внутренняя нормативная документация и технологии проведения операций; появляются новые требования по автоматизации бизнес-процессов и проч. Моделирование бизнес-процессов ставит перед собой главную цель, которая заключается в систематизации информации о предприятии и действиях, протекающих в нем, в наглядном графическом отображении. Благодаря такому подходу компании гораздо удобнее обрабатывать данные. При моделировании бизнес-процессов необходимо отражать структуру действий в организации, особенности и подробности их выполнения, а также хронологию документооборота

Моделирование бизнес-процессов применяют для решения ряда задач. Чаще всего его используют для оптимизации непосредственно моделируемых бизнес-процессов. Сначала описывают состояние, в котором находятся процессы в данный момент, далее их протекание на практике, после чего с помощью выбранных методов выделяют в них узкие места и на основе анализа создают «идеальные» модели, к которым нужно стремиться. Определять узкие места в бизнес-процессах можно, используя определенные методы, к примеру, имитационное моделирование. За основу в данном случае берут информацию о вероятности наступления ситуаций, способных повлиять на протекание процесса, о продолжительности реализации функций в процессе и законах распределения времени исполнения, а также иные данные, к примеру, ресурсы, задействованные в работе. Выявить узкие места можно, проанализировав действующие процессы и, соответственно, фактическое время реализации функций или ожидания доступности ресурсов. Эта информация и станет основой для выводов. Получить реальные значения можно при помощи как информационных систем (при высокой автоматизации бизнес-процесса), так и стандартного хронометража и других методов. Применять описание бизнес-процессов можно еще одним способом — использованием совокупностей моделей бизнес-процессов для генерации корпоративных нормативно-правовых документов. Это могут быть должностные инструкции, регламенты, положения о подразделении. Моделирование бизнес-процессов нередко используют и при подготовке фирмы к прохождению сертификации на соответствие определенному стандарту качества. В данный момент почти любое моделирование дает возможность получать информацию об объектах на моделях, о том, как они взаимосвязаны, и представлять их в виде документации, несмотря на различие видов технологий, составляющих основу решений. Часто модели бизнес-процессов используют, оптимизируя схему управления и создавая систему мотивации персонала предприятия. Здесь обычно прибегают к моделированию целей компании, разбивая каждую на несколько более подробных, вплоть до детального разделения, при котором цели связаны с работой отдельных специалистов. Далее для этих задач формируют количественные показатели, на основе которых судят о степени их достижения. Показатели становятся основой для разработки мотивационной системы сотрудников предприятия. В данный момент, проектируя различные IT-решения, в том числе информационные системы, специалисты нередко прибегают к моделированию бизнес-процессов.

Главные этапы моделирования бизнес-процессов

Этап 1. Идентификация. На этом этапе идентифицируют бизнес-процессы, описывают границы их моделирования и взаимодействий, нередко ставят различные цели. Процессы могут уже существовать в компании (тогда их описывают, как есть (As Is)) или разрабатываться, корректироваться (To Be).

Этап 2. Сбор информации. Основываясь на знаниях о процессе, специалисты занимаются определением его контрольных точек, выявлением в них ключевых показателей, составляют план сбора информации о процессе. Все полученные данные в дальнейшем применяют для анализа.

Этап 3. Анализ информации. Сведения, собранные на предыдущем этапе, анализируют, смотрят, не расходятся ли они с фактическими данными (так как следует разработать бизнес-требования к процессу) и прибегают к имитационному моделированию.

Этап 4. Внесение улучшений. Когда разработка бизнес-требований подходит к завершению, их начинают внедрять, внося изменения в методологическую документацию, информационные системы, проводя ряд организационных мероприятий, внося коррективы в систему отчетности и т. д. После того как бизнес-процесс внедрен, его рассматривают как действующий элемент в системе управления процессами.

Этап 5. Контроль над внедрением. В определенное время контроля, установленное при внедрении или на основе информации, собранной при плановом мониторинге, анализируют, насколько эффективно введение бизнес-процесса. В рамках анализа сопоставляют фактические и плановые показатели и делают вывод, нужно ли вносить в бизнес-процесс дополнительные изменения. Если да, то снова начинают непрерывно улучшать бизнес-процессы.

Литература:

  1. Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования. — М.: Дело и Сервис, 2009 г
  2. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. — М.: Айрис-Пресс, 2008 г.
  3. Курбатов В. И., Угольницкий Г. А. Математические методы социальных технологий. — М.: Вузовская книга, 2011 г.
  4. Монахов А. В. Математические методы анализа экономики. — СПб.: Питер, 2007 г.
  5. Орлова И. В., Половников В. А. Экономико-Математические методы и модели. — М.: Вузовский учебник, 2008 г.
  6. Попова Н. В. Математические методы. — М.: Анкил, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): моделирование бизнес-процессов, главный этап моделирования бизнес-процессов, процесс, имитационное моделирование, этап.


Ключевые слова

моделирование, бизнес-процессы, моделирование бизнес-процессов, главные этапы моделирования бизнес-процессов

Похожие статьи

Имитационное моделирование как главный инструмент...

Этапы процесса построения математической модели сложной системы

Имитационное моделирование является главным инструментом конструирования сложных экономических процессов и систем.

Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как...

Основной целью моделирования бизнес-процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании [1, с.34].

В первую очередь, это имитационное моделирование и анализ стоимости бизнес- процессов.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного...

Имитационное моделирование.

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы. Система бизнес-процессов управления холдингом.

Имитационное моделирование инвестиционных рисков...

Имитационное моделирование инвестиционных рисков в бизнес-процессах. Автор : Бабенко Надежда Ивановна.

Этапы проведения имитационного эксперимента представлены на рис.1.

Потенциал использования имитационного моделирования...

Описание бизнес-процессов дает прозрачность, которая необходима для проведения

Имитационное моделирование позволяет предусмотреть большинство возможных

Главные достоинства имитационных моделей: многофакторность, стохастический характер, точность...

Использование имитационного моделирования в оценке...

Рис. 3. Моделирование бизнес-процессов предприятия агросектора.

оптимизация, бизнес-процессы, цепочка создания стоимости, ЦСС, имитационное моделированием, транспортная логи-стика, выбор альтернативы.

Моделирование бизнес-процессов средствами ARIS

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления. Математическое моделирование и бизнес-анализ в практической деятельности ООО «Желдорсервис».

Математическое моделирование и бизнес-анализ в практической...

имитационным;  теории очередей (задачам массового обслуживания)

Рассмотрим этапы процесса экономико-математического моделирования более развернуто и в примерах.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления.

Моделирование бизнес-процесса «Сервисное обслуживание...»

Рис. 2. Бизнес-процесс «Сервисное обслуживание автомобилей» (продолжение). Входом бизнес-процесса является обращение клиента в сервисный центр.

Григорьев Д. Моделирование бизнес-процессов предприятия.

Похожие статьи

Имитационное моделирование как главный инструмент...

Этапы процесса построения математической модели сложной системы

Имитационное моделирование является главным инструментом конструирования сложных экономических процессов и систем.

Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как...

Основной целью моделирования бизнес-процессов является описание реального хода бизнес-процессов компании [1, с.34].

В первую очередь, это имитационное моделирование и анализ стоимости бизнес- процессов.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного...

Имитационное моделирование.

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы. Система бизнес-процессов управления холдингом.

Имитационное моделирование инвестиционных рисков...

Имитационное моделирование инвестиционных рисков в бизнес-процессах. Автор : Бабенко Надежда Ивановна.

Этапы проведения имитационного эксперимента представлены на рис.1.

Потенциал использования имитационного моделирования...

Описание бизнес-процессов дает прозрачность, которая необходима для проведения

Имитационное моделирование позволяет предусмотреть большинство возможных

Главные достоинства имитационных моделей: многофакторность, стохастический характер, точность...

Использование имитационного моделирования в оценке...

Рис. 3. Моделирование бизнес-процессов предприятия агросектора.

оптимизация, бизнес-процессы, цепочка создания стоимости, ЦСС, имитационное моделированием, транспортная логи-стика, выбор альтернативы.

Моделирование бизнес-процессов средствами ARIS

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления. Математическое моделирование и бизнес-анализ в практической деятельности ООО «Желдорсервис».

Математическое моделирование и бизнес-анализ в практической...

имитационным;  теории очередей (задачам массового обслуживания)

Рассмотрим этапы процесса экономико-математического моделирования более развернуто и в примерах.

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления.

Моделирование бизнес-процесса «Сервисное обслуживание...»

Рис. 2. Бизнес-процесс «Сервисное обслуживание автомобилей» (продолжение). Входом бизнес-процесса является обращение клиента в сервисный центр.

Григорьев Д. Моделирование бизнес-процессов предприятия.

Задать вопрос