Ключевые слова: Древняя Греция, воинское искусство, фаланга, искусство ближнего боя, систематизация.
К настоящему времени накоплен огромный информационный материал по истории Древней Греции. Сюда входят тысячи книг, монографий, статей и других публикаций по военному искусству древних греков как на русском языке [1], так ещё и не переведённую литературу [2].
Одним из главных столпов древнегреческого военного искусства можно назвать искусство ближнего боя. Так как базовая выучка, почти вся состязательная культура, основная боевая практика концентрировались вокруг ближнего боя — непосредственного контакта в сражении, как одиночных бойцов, так и целых подразделений. На основании богатейшего материала источников и литературы можно предложить систематизацию сердцевины древнегреческого военного искусства — искусства ближнего боя.
Ближний бой нельзя утрированно сводить к рукопашному бою. Разве можно назвать «рукопашным» сшибку колесниц, рубку всадников, стычку пехоты и конницы, с метание в противника топорика или кинжала, битву экипажа боевого слона с пехотинцами, всадниками или с другим боевым слоном (слоны применялись в период эллинизма в армиях Селевкидов и Птолемеев)? Это — элементы ближнего боя, который объемнее рукопашной схватки. Однако, на наш взгляд, рукопашный бой — фундамент искусства ближнего боя, так как являет синтез боя без оружия и боя с оружием.
Применительно к V-IV вв. до н. э. ближний бой можно трактовать, как противоборство сторон, при максимальном расстоянии между ними равном длинному копью и минимальном — схватке вплотную. Данное положение вытекает из тактики фаланги гоплитов, которая была основной сухопутной силой древних греков на протяжении нескольких веков.
Будучи частью военного искусства, древнегреческое искусство ближнего боя тесно соприкасалось с другими искусствами Древней Греции — литературой, музыкой, театром, изобразительным искусством, а также с философией и медициной. В этом выражалось его функциональное значение, как культурной, общественной, исторической подсистемы. Характерной чертой всех древнегреческих искусств было постоянное совершенствование.
С другой стороны, искусство ближнего боя древних греков с полным правом можно назвать системой, в которой можно выделить чёткую структуру: разделы подготовки, воспитания и практики.
В свою очередь, в направлениях искусства ближнего боя можно выделить свои разделы и подразделы. Так, в практическом направлении можно выделить разделы состязательной и боевой практики. Подразделами, например, боевой практики будет искусства с основными видами оружия древнегреческих воинов — копьём, мечом, щитом и разнообразным вспомогательным оружием — луком, ножом, камнем, палкой и т. д.
Таким образом, систематизация искусства ближнего боя — одного из краеугольных камней древнегреческого воинского искусства, ещё одна попытка приблизиться к пониманию феномена Древней Греции — колыбели европейской цивилизации.
Литература:
- Всемирная история в десяти томах. Том II. Под ред.С. Л. Утченко, Д. П. Каллистова, А. И. Павловской, В. В. Струве. М., 1956 г., С. 34–82; История Древней Греции. Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд., М., 2005 г., С. 99–215; Рюстов В. История пехоты. Том 1-й. Перевод с немецкого. СПб., 1876. С. 1–19.; Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. I. СПб., 2001, С. 39–342; Свечин А. А. Эволюция военного искусства с древнейших времен. Т. 1. М.; Л., 1927. С. 23–49; Разин Е. А. История военного искусства XXXI в. до н. э. — VI в. н. э.; СПб., 1999. С. 129–215; Строков А. А. История военного искусства. Т. I. М., 1955. С. 41–79 и др.
- Warfare in the classical worl. Oxford University Press, 2013. URL: https://global.oup.com/ academic/ product/the-oxford-handbook-of-warfare-in-the-classical-world-97801904 (дата обращения: 23.12. 2018); Anderson,,J. К. Hoplite Weapons and Offensive Arms / Hoplite: The Classical Greek Battle Experience / Ed. by V. D. Hanson. L.-N-Y., 199. URL: https://web.stanford.edu/ group/ dispersed_ author/ docs/ Hoplites Obstacles_ Ober.pdf (дата обращения: 12. 10. 2028) и др.