Я работаю с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Нарушения развития речи у данной категории детей проявляется с самого раннего возраста. Часто ограничено понимание речи, отмечается скудный словарный запас, нарушено грамматическое оформление высказывания. Дети затрудняются использовать монолог и диалог, нарушена коммуникативная функция речи. Многие из них практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому многие дети затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия.
Система пиктограмм позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение» способом, доступным детям, испытывающим трудности в понимании обращённой речи. Как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью пиктограмм.
Пиктограмма — это схематичная картинка, обозначающая какой-либо предмет или действие.
Пиктограммы помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка — в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом.
При работе с нашими детьми мы использовали фотографии реальных объектов и действий и постепенно переходим с цветных картинок на чёрно-белые. В своей практике мы используем пиктограммы на всех этапах коррекционной работы с детьми. В помещении нашей группы наклеены пиктограммы, обозначающие назначение данного помещения, например, ванная, игровая, раздевалка. Создание единого «Пиктомира» позволяет детям более уверенно чувствовать себя в группе и смелее ориентироваться в пространстве.
В нашей группе пиктограммы помогают в использовании визуального расписания.
Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности.
Цель использования расписания — научить детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны взрослых.
Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития визуальное расписание — это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.
Все мы — очень занятые люди, у нас много дел, и мы часто пользуемся расписаниями, которые помогают справляться с многочисленными обязанностями. Наши расписания имеют вид ежедневников, органайзеров, календарей. Иногда мы пишем список неотложных дел и приклеиваем его на холодильник (или кладем в карман или бумажник). Расписания в виде картинок для детей выполняют ту же функцию, что и для всех людей. Расписания напоминают им о том, что надо сделать, чтобы они, как мы, не зависели от подсказок взрослых.
В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть либо очень подробными — разбивающими каждое задание на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью — когда фотография или надпись побуждает ребенка выполнить все задание.
Визуальное расписание полезно для разбиения задач, которые имеют несколько этапов, на отдельные последовательные шаги. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность. Например, задачу «Мытье рук», мы разбиваем на следующие этапы:
– Поднять рукава;
– Включить воду;
– Намочить руки;
– Выдавить мыло на руки;
– Намылить руки;
– Помыть руки под водой;
– Закрыть кран;
– Вытереть руки полотенцем;
– Опустить рукава.
Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня.
Чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Только так дети научатся быть более самостоятельными и проводить меньше времени, демонстрируя нежелательное (проблемное) поведение. До работы с расписанием ребенок должен освоить несколько необходимых навыков. Наиболее важными являются следующие навыки:
– Различение картинки и фона;
– Соотнесение одинаковых предметов.
В своей практике мы столкнулась с тем, что некоторые дети не умеют различать картинку и фон. Когда они видят картинку или фотографию, они не понимают, что должны смотреть на предмет, а не на фон. Очевидно, что при работе с расписанием ребенок должен смотреть именно на объект (фотографию, картинку, пиктограмму), а не на фон, на котором он изображен.
Если ребенок не владеет этим навыком, его можно обучить. Мы сделали простой альбом, страницы в котором состоят из картона с наклеенными на него картинками (по одной картинке на лист картона) знакомых ребенку предметов. Картинки разместили на листе в разных местах, например, на первой странице картинка может быть в верхнем левом углу, на второй — в центре и так далее. Страницы заламинировали, продыроколили и подшили в папку. Это помогло сделать альбом более долговечным, и у детей не было соблазна отклеить картинки. Подобрали особенные лакомства (маленькие печенья, изюм и т. д.) и игрушки (не доступные в другое время) для поощрения воспитанников. Исходя из особенностей ребенка, садились рядом с ним или напротив него. Открывали первую страницу альбома и просили его показать картинку. Предвосхищали движения ребенка, и если он начинал показывать неправильно, предотвращали ошибку, мягко, но быстро, направляя его руку на картинку. Если мы помогали ребенку, сердечно хвалили его («Молодец! Ты правильно нашел картинку!»), но не давали ему награду — сохраняли ее для тех случаев, когда он сам находил картинку без нашей помощи.
Для того чтобы успешно освоить навык следования расписанию, ребенок должен уметь соотносить предметы с изображениями на картинках и фотографиях. Если ребенок владеет этим навыком, он понимает, что фотография плюшевого мишки соответствует игрушечному плюшевому мишке. Однако прежде, чем осваивать навык соотнесения «картинка-предмет», ребенок должен научиться соотносить одинаковые предметы.
Чтобы развить этот навык, мы садились с ребенком за стол и ставили на поверхность стола различные предметы (игрушки, посуду и т. д.). Точно такие же предметы располагали вне поля зрения ребенка (у себя на коленях или рядом со столом). Формировать этот навык начинали с двух предметов, постепенно увеличивая их количество. Клали один из предметов на стол (например, мячик) прямо перед ребенком и говорили: «Покажи». Когда он показывал на мячик на столе, говорили: «Найди», воспитанник должен коснуться или отдать предмет взрослому. При формировании навыка мы использовали направление руки ребенка своей рукой и поощрение.
Ребенок, владеющий навыком «картинка-предмет» знает, что картинки изображают реальные предметы. Этот навык необходим для освоения расписания в виде фотографий, однако многим детям нужна помощь в освоении этого навыка. Мы сделали фотографии знакомых предметов на одинаковом фоне. Для развития этого навыка, мы садились с ребенком за стол, выкладывали несколько предметов и фотографию, ка которой изображен один из предметов. Делали рукой указательный жест на картинку и говорили: «Покажи». Затем направляли руку ребенка на фотографию. Потом говорили: «Найди» и, направляя ребенка, помогали ему выбрать верный предмет и наложить его на картинку. В дальнейшем уровень подсказки уменьшался. Дети успешно стали соотносить предметы с фотографиями. При формировании навыка мы так же использовали поощрение.
Далее мы учим ребёнка понимать понятие последовательности действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ». Например, СНАЧАЛА будет занятие — ПОТОМ игра на любимом музыкальном инструменте.
Последовательность действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ» представляет собой визуальное отображение чего-то, что ребенок предпочитает, и что произойдет после завершения первой задачи, которая является менее предпочитаемой. Например, на картинке «СНАЧАЛА» ребенок обедает, а на картинке «ПОТОМ» изображена детская площадка.
Когда ребенок уже понимает понятие последовательности действий «СНАЧАЛА — ПОТОМ», можно разработать более сложное расписание различных мероприятий и последовательностей действий в течение дня. Следует определиться с видами деятельности, которые хотите отобразить в расписании и выбирать занятия, которые действительно происходят именно в такой последовательности.
Ребенок быстрее освоит навык следования расписанию, если начинать с тех действий, которые он уже умеет выполнять. Например, нанизывать бусы, собирать пазлы, сортировать предметы и так далее. Не менее важно подбирать такие задания, которые имеют четкое окончание, чтобы ребенок знал, когда задание закончено. Первое расписание должно завершаться любимым угощением или игрой, которую ребенок особенно любит. Лучше всего сохранить эти особенные поощрения только для тех случаев, когда ребенок делает расписание. Они не должны быть доступны в другое время.
Расписание может быть портативным, например, в папке с переплетом или зажимом, или же оно может быть закреплено на постоянном месте, таком, как стена. Ребенок должен иметь возможность ознакомиться с расписанием перед началом первого действия по данному расписанию. Оно также должно оставаться в поле зрения у ребенка на протяжении остальной его деятельности.
В свое работе мы используем общее и индивидуальное визуальное расписание. На занятии «Круг» мы выстраиваем структуру дня. Для всех детей группы это общее расписание (рис. 1).
Рис. 1. Общее расписание второй половины дня в группе
Также у каждого ребенка группы имеется индивидуальное расписание (рис. 2). Оно у всех детей разное, так как к общему расписанию добавляются индивидуальные занятия со специалистами. Визуальное расписание в нашей группе состоит из картинок и фотографий специалистов. Для тех детей, которые осваивают навык глобального чтения, мы картинки заменили словами. Тем самым расписание ребенка стало похожим на то, которое используем мы в своей повседневной жизни.
Рис. 2. Индивидуальное расписание
Работа с расписанием ведется таким образом: ребенок ставит стрелочку на первый режимный момент из списка, после того как он завершился, он возвращается к своему расписанию и переставляет стрелочку на следующий режимный момент.
Хочется отметить, что введение в работу с детьми общего и индивидуального визуальных расписаний следует признать эффективными, нужными и полезными составляющими коррекционно-развивающего процесса. Нами отмечено, что, используя опорные картинки (пиктограммы) и визуальное расписание, дети с особенностями развития стали значительно легче и быстрее запоминать и воспроизводить информацию, извлеченную из них, ориентироваться в структуре дня.
Ещё мы используем таблицы и индивидуальные доски с визуальным расписанием (последовательности действий), таких как: чистка зубов, мытье рук (рис. 3), одевание, раздевание, дежурство по столовой.
Рис. 3. Последовательность действий мытья рук
Благодаря визуальному расписанию дети учатся делать выбор. При внимательном и систематическом обучении они учатся не только выполнять расписание, но самостоятельно планировать последовательность событий, а так же выбирать, чем им хотелось бы заняться после того, как закончены занятия.
Визуальное расписание очень важно для ребенка с особенностями развития. Оно помогает сделать каждый день структурированным. Следуя расписанию, ребенок становится более организованным и успешным. На практике мы заметили, что работа с визуальным расписанием снизила потребность в подсказках и контроле со стороны взрослых. Таким образом, использование пиктограмм и визуального расписания вносит положительные изменения в жизнь детей.
Мы убедились в том, что силы и время, вложенные в обучение навыкам следования расписаниям, тратятся не напрасно и считаем, что никогда не поздно нашим воспитанникам стать более самостоятельными!
Литература:
- МакКланнахан Л. И., Крантц П.Дж. Расписания для детей с аутизмом./ Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. — М.: Изд-во «СигналЪ», 2003. — 130 с.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997
- Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. — М.: Теревинф, 2011. — 400 с.
- http://autism-aba.blogspot.ru/