Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Искусство мнемотехники известно с давних времен и предположительно берет свое начало в 477 году до нашей эры. Исследователи мнемотехнических подходов считают, что понятие «мнемоника» ввёл Пифагор Самосский. Термин «мнемоника» произошёл от однокоренного слова — Мнемозина, греческой богини памяти.
В древней Греции ораторы успешно применяли методологические приемы мнемотехники, что позволяло им быстро запоминать информацию и на публичных выступлениях воспроизводить материалы огромных объёмов.
Мнемотехнику изучали, разрабатывали и преподавали Цицерон, Джордано Бруно, Аристотель. Они наглядно доказали, что мнемотехника улучшает запоминание информации.
Феноменальной памятью, в основе которой лежали мнемотехнические подходы, обладали Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
В древней Руси тоже использовались приёмы мнемотехники, например — славянская азбука.
В советское время в нашей стране мнемотехнику изучали психологи: А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко. Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия в своей книге «Маленькая книга о большой памяти» подробно рассказывает о человеке с уникальными способностями к запоминанию информации. За 30 лет исследования его возможностей стали известны приёмы, которые использовал мнемонист для более точного восприятия, запоминания и воспроизведения информации.
На данный момент мнемотехника исследована многими учёными, которые занимаются изучением памяти и активно применяется во многих областях.
Владимир Козаренко — автор системы запоминания «Джордано», отмечает, что в настоящее время существует шесть направлений мнемотехники:
— Классическая мнемотехника. Она появилась как часть ораторского искусства и процесс запоминания осуществлялся с помощью образных кодов.
— Народная мнемотехника, включает в себя приёмы, которые основательно вошли в нашу жизнь, порой мы их даже не замечаем, хотя они находятся повсюду. Суть этого мнемотехнического направления заключается в том, что вместо текстовой информации нам дан соответствующий образ, который быстрее и проще воспринимается человеком. Например, дорожные знаки.
— Цирковая (эстрадная) мнемотехника основывается на кодировании информации в жесты, образы, слова, т.п, с целью ввести в заблуждение зрителей.
— Спортивная мнемотехника. Среди мнемонистов регулярно проходят соревнования по мнемотехники по двум основным показателям: скорость и объём запоминания информации.
— Современная мнемотехника предполагает наличие теоретической базы, которая дополняется новыми приёмами на основе всего изученного ранее по этой теме.
— Педагогическая мнемотехника. Это техника доступна большему количеству людей, т. к. снижены требования к ученикам, и она основана на многократном повторении материала. Организация учебного процесса проходит в виде игры.
На протяжении своей жизни каждый человек так или иначе встречается со всеми этими направлениями мнемотехник. А если это человек с ментальными нарушениями, то ориентироваться во всём многообразии информации без специального обучения не представляется возможным. Поэтому очень важно научить наших воспитанников правильно пользоваться полученной информацией, уметь выделять в предметах или отношениях существенные признаки и переносить их в определённые образы. Благодаря этим умениям, в будущем они значительно повысят свои компетенции во многих сферах своей жизни.
Рубенштейн С. Л. в своих исследованиях подчеркивал, что эффективнее использовать задания с опорой на наглядный материал, так как зрительный анализатор у детей с ТМНР развит сильнее, чем другие.
Изучив теоретические вопросы о принципах функционирования мнемических процессов, протекающих в головном мозге, мы с целью улучшения качества жизни наших воспитанников решили внедрить в коррекционно-развивающую работу следующие приёмы мнемотехник: мнемотаблица, моделирование, картинография, коллаж, план-схема.
— Мнемотаблица.
При использовании на занятиях с воспитанниками мнемотаблиц мы заметили, что наличие визуальной опоры помогает чётко придерживаться последовательности происходящих событий и возможность устанавливать причинно-следственные связи. Опора на наглядность способствует активизации у ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными, информативными и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.
Исходя из того, что система работы по мнемотехнике строится от простого к сложному, на первом этапе коррекционно-развивающей работе мы познакомили наших воспитанников с простейшими мнемоквадратами. Нашим «особым» детям сложно даётся овладеть образным мышлением, поэтому на соотнесение слова с его символическим обозначением отводилось длительное время. Дети постепенно стали понимать, что значит «зашифровать слово». Им предлагались крупные цветные картинки, с чётким изображением главного признака или объекта, о котором шла речь. Основной упор делался на описание предмета. Таким образом у детей сформировалось представление об объекте, они быстрее запомнили и стали использовать отдельные образы: солнышко — жёлтое, река — синяя, помидор — красный.
Нашим воспитанникам очень важно получить сенсорный опыт, поэтому на каждом этапе работы мы включили логоритмические игры и упражнения на координацию речи с движением, благодаря чему дети эмпирически на уровне тела прочувствовали и запомнили этот образ.
После овладения детьми понятия «мнемоквадрат» мы познакомили воспитанников с мнемодорожками. Мнемодорожка состоит из 4 и более мнемоквадратов, и представляет собой словосочетание или простое предложение. На этом этапе мы подключили мультимедийный формат, а именно создали коллекцию оригинальных коротких видеорядов с использованием картинок из мнемодорожек и озвучили их. Также сделали подборку различных дидактических игр и игровых упражнений с использованием этих картинок. Например, «Найди такую же картинку», «Лото», «Разложи по порядку», «Мемори» и т. п.
Работу по кодированию в образы и запоминанию мы начинали с введения в работу альтернативных способов коммуникации (вначале это были фотографии, в дальнейшем мы заменили их на схематические пиктограммы). Также во всех видах деятельности мы активно используем визуальное расписание. В нашей группе мы организовали целый пиктомир, где на дверях каждого помещения висит соответствующая пиктограмма, обозначающая назначение каждого помещения, а также в каждом помещении нашей группы представлены обучающие инструкционные карты и алгоритмы действий при обучении детей навыкам самообслуживания.
В инструкционных картах каждое действие разбито на миниоперации. И таким образом, воспитанники обучаются конкретным действиям и чётко соблюдают их последовательность.
Например, в умывальной комнате представлена последовательность чистки зубов и мытья рук; в туалетной комнате последовательность действий при посещении туалета, в раздевалке — последовательность процессов одевания и раздевания, в ванной комнате — последовательность действий при принятии гигиенического душа; в спальне — последовательность застилания и расстилания кровати, а также одевания и раздевания.
Усвоив понятие «мнемоквадратов» и «мнеморядов», мы предложили нашим детям к использованию мнемотаблицу. Мнемотаблица — это усложнённая конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложен большой объём информации.
Благодаря обучающим мнемотаблицам нам удалось охватить различные направления работы:
— Информационное направление. С помощью этого направления мы наглядно демонстрируем детям новую и неизвестную им информацию.
— Запоминание материала по лексическим темам. На занятиях и в досуговой деятельности мы акцентируем внимание наших воспитанников на наиболее важных и значимых моментах в рамках определённой тематики.
— Заучивание стихотворений. В нашей группе заучивание стихотворений это интересный и всегда самый любимый вид мнемотехнического направления. Мы разучиваем стихи и короткие песенки в рамках проекта «Времена года», а также к праздникам и развлечениям.
Особой популярностью у наших детей пользуется авторская методика Бардышевой Т., Щербаковой Т. «Расскажи стихи руками». Разучивание стихотворений с использованием крупной и мелкой моторики способствуют лучшему запоминанию, а также способствует развитию пространственного мышления, внимания и эмоциональную выразительность.
— Театральная деятельность. Использование настольного театра расширило наши возможности в рамках самовыражения и самореализации детей с нарушением развития, а также преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-волевой сфере.
— Обучение грамоте и формирование элементарных математических представлений. Мы используем тематические мнемоквадраты и мнемодорожки, которые в игровой форме знакомят детей с образами букв и цифр. При запоминании букв, мы используем символы звуков по М. Ф. Фомичёвой.
— Музыкограмма.
Сейчас уже точно установлено, что музыка физически меняет мозг. Растет количество и качество серого вещества, более того, музыка активизирует гены, от которых зависит допаминэнергическая нейротрансмиссия, моторная активность, обучение и память… (Статья Татьяны Черниговской «Творчество как предназначение мозга»)
Термин, впервые появившийся в 1965 году, произошел от греческого: musikè (музыка) и gramma (письмо, живопись). Изобретателем такого активного слушания стал бельгийский педагог и музыкант Йос Вуйтак.
Это графическое изображение музыкального произведения, с использованием цвета, штриховок и пиктограмм. В основе музыкограммы — схема, которая графически отображает звуки, а ребёнок водит по ним пальцем или рукой в такт.
— Body Percussion или телесная перкуссия (дословный перевод с английского — ударная сила тела). Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления. Последовательность элементарных звуко-двигательных средств (хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами) зашифрованы в схему. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят», считалки и др.).
Этот вид деятельности мы используем сравнительно недавно, но он уже очень полюбился нашим детям. В рамках этого направления мы монтируем видеоролики, где детям наглядно представлено сразу несколько видов зрительного подкрепления.
— Моделирование (условно-схематичные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические).
Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Леонид Абрамович Венгер выделил следующие типы моделирования:
— Действия замещения. Замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (ёлка — зелёная) или по размеру (три медведя — большой, средний, маленький круг).
— Использование моделей в готовом виде, предлагаемые взрослым.
— Построение модели. На первых этапах с опорой на готовые модели, в последствии по собственному замыслу.
Овладев первыми двумя типами моделирования — действия замещения и использование моделей в готовом виде, мы столкнулись с трудностями в овладении нашими детьми с ментальными нарушениями построению моделей по собственному замыслу. Причиной этого явилась склонность наших воспитанников к стереотипным моделям мышления. С целью разорвать отдельные шаблонные связи и расширить границы максимальной самостоятельности детей, мы ввели дополнительные занятия с элементами сюжетно — ролевых игр, театральной деятельности, танцев — инсценировок и нетрадиционные способы продуктивных видов деятельности (эбру, граттаж, акватипия, оригами, декупаж и др.)
— Картинография.
Этот приём направлен на составление описательных и повествовательных рассказов. Благодаря картинографии у детей формируются более чёткие и полные представления об объекте.
Например, при описании фруктов, воспитанники с опорой на наглядность составляют описательный рассказ, с использованием характеристик этого фрукта: форма, цвет, вкус, размер и т.п.
— Коллаж;
Мы предлагаем нашим воспитанникам коллажи из различных картинок и рисунков, в соответствии с выбранной тематикой. Например, коллаж с признаками определённого времени года. Нашей задачей стоит научить детей устанавливать причинно — следственные связи между этими элементами коллажа и на основе этих связей составлять различные сюжеты.
— План-схема;
Учитывая трудности в развитии наших детей, использование этого приёма требует длительной предварительной и повседневной работы.
Благодаря введению в коррекционную работу с детьми с ментальными нарушениями мнемотехнические техники и приёмы, мы видим следующие положительные результаты:
— у воспитанников появился интерес к явлениям окружающего мира;
— разучивание стихов и песенок становится интересным и увлекательным процессом;
— игровые формы и приёмы мнемотехники способствуют более быстрому запоминанию материала детьми;
— значительно обогащается пассивный и активный словарь детей;
— дети чувствуют свою значимость, уменьшаются ситуации с проявлением нежелательного поведения. Ребята чувствуют поддержку окружающих и становятся более уверенными в себе. Появляется чувство эмпатии;
— в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления отмечается положительная динамика.
Литература:
- Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. «Расскажи стихи руками» — М., Карапуз, 2016.
- Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ Спб., 2005–71с.
- Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. — 1982. — № 3.
- Дмитриева, И. Ю. Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. Ю. Дмитриева, М. А. Логинова, А. А. Маркевич. // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 170–173.
- Козаренко В. А Учебник мнемотехники . Система запоминания «Джордано» — М. 2002.
- «Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» https://infourok.ru/bodi-perkussiya-kak-sredstvo-razvitiya-chuvstva-ritma-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-5394841.html