Ключевые слова: антинаркотическое законодательство, пропаганда наркотиков, незаконная реклама наркотиков, криминализация.
Важной частью функционирования и роста современного наркорынка является пропаганда и незаконная реклама наркотиков. Современное российское законодательство содержит нормы, направленные на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков. Так, в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама наркотиков [4]. Статья 47 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещает пропаганду наркотиков [3]. Статья 6.13 КоАП РФ запрещает пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и других запрещённых законом предметов [2]. Что касается уголовного законодательства, то Уголовный кодекс РФ не содержит составов преступлений, в которых предусмотрена уголовная ответственность за пропаганду или незаконную рекламу наркотиков.
В России не раз предлагалось ввести уголовную ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотиков. Ю.П. Попова предлагает предусмотреть административную ответственность за пропаганду наркотиков только юридических лиц и уголовную — для физических [5, с. 122]. Р.Д. Шарапов, в свою очередь, видит необходимость в криминализации пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, так как она способствует изготовлению и разработке новых наркотиков, а также их немедицинскому потреблению. Незаконная реклама наркотиков, по его мнению, должна квалифицироваться как склонение к потреблению наркотиков [7, с. 42]. А.И. Рарог против такой криминализации, так как считает, что она образует в УК РФ мёртвую норму, которая приведёт к злоупотреблениям со стороны правоприменителей [6]. Таким образом, вопрос о криминализации пропаганды и незаконной рекламы наркотиков является открытым.
В самом общем виде пропаганда — это распространение информации с целью сформировать определённое мнение. В конечном итоге пропаганда склоняет к определённому образу жизни, формирует то или иное мировоззрение.
Под пропагандой наркотиков следует понимать распространение сведений независимо от формы их представления о наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсоров или аналогах, новых потенциально опасных психоактивных веществах, растениях или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, направленное на формирование у неопределённого круга лиц положительного или терпимого отношения к наркотическим средствам, психотропным веществам, новым потенциально опасным психоактивным веществам, наркосодержащим растениям.
Примером пропаганды наркотиков является, например, распространение сведений о преимуществах и о пользе в использовании отдельных видов наркотических средств, психотропных веществ и наркотиков в целом. Так, на многих информационных ресурсах в открытом доступе размещены статьи о том, что лизергиновая кислота (ЛСД) улучшает умственные способности человека и т.п. К пропаганде также следует относить информацию о способах и «секретах» производства, переработки, изготовления, наркотиков; способах и методах безопасной или наиболее удобной перевозки и т.п. Таким образом, при пропаганде наркотиков до неопределённого круга лиц доносится информация, содержащая сведения, положительно характеризующие наркотики и наркоманию как образ жизни. Но сведений относительно того, где и у кого именно эти самые наркотики можно приобрести, в пропаганде не содержатся.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О рекламе», реклама — это информация, распространённая любым способом, форме и средствами неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Под незаконной рекламой наркотиков следует понимать распространение информации любым способом и в любой форме неопределённому кругу лиц сведений о местах, способе и иных сведений о приобретении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Таким образом, к незаконной рекламе наркотиков относится информация, которая направлена на привлечение внимания к наркотикам, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на наркорынке. При этом не имеет значения, называется ли конкретное место, адрес, интернет-сайт, номер телефона и т.п., главное, что лицо, которое ознакомилось с подобной информацией, получает реальную возможность совершить приобретение наркотиков.
Как видно из текста ст. 6.13 КоАП РФ, пропаганда наркотиков рассматривается вместе с их незаконной рекламой. Данные действия, как правило, упоминаются вместе, как альтернативные действия в составе одной диспозиции. Неужели они имеют одинаковую степень общественной опасности?
И пропаганда, и реклама могут вызвать у человека желание, стремление к потреблению наркотиков. Но реклама вместе с этим побуждает людей к приобретению наркотиков у конкретных сбытчиков. Разумеется, общественная опасность того или иного действия зависит также и от способа его совершения. Очевидно, что пропаганда наркотиков в массовых скоплениях людей опаснее, чем их незаконная реклама, совершённая, например, путём нанесения надписи в виде наименования магазина, который занимается сбытом наркотических средств. Тем не менее, последствия незаконной рекламы наркотиков опаснее для общества, так как именно реклама непосредственно приводит к совершению таких преступлений, как незаконные сбыт и приобретение наркотиков. Именно эти преступления составляют основу наркопреступности и приводят к росту количества наркозависимых лиц. Таким образом, фактором, который обуславливает повышенную общественную опасность незаконной рекламы наркотиков, является её более тесная связь с совершением наркопреступлений, чем у пропаганды.
Текущая наркоситуация в Российской Федерации говорит о необходимости принятия мер, в том числе законодательных, направленных на уменьшение количества лиц, склонных потреблять наркотики. Поэтому предлагаются следующие изменения в антинаркотическое законодательство России:
1) Внести следующие изменения в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»:
– в части 1 ст. 46 закрепить понятие пропаганды наркотиков, под которой следует понимать распространение сведений независимо от формы их представления о наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах, новых потенциально опасных психоактивных веществах, растениях или их частях, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, направленное на формирование у неопределённого круга лиц положительного или терпимого отношения к наркотическим средствам, психотропным веществам, новым потенциально опасным психоактивным веществам, наркосодержащим растениям;
– в части 2 ст. 46 закрепить понятие рекламы наркотиков, под которой следует понимать распространение информации любым способом и в любой форме неопределённому кругу лиц сведений о местах, способе и иных сведений о приобретении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;
2) из диспозиции ст. 6.13 КоАП РФ исключить запрет на рекламу наркотиков, оставив лишь запрет на пропаганду;
3) ввести в Уголовный кодекс РФ статью, предусматривающую уголовную ответственность за незаконную рекламу наркотиков. В качестве квалифицирующего признака следует закрепить совершение данного деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 3 октября 2018 г.) // СЗРФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 11 октября 2018 г.) // СЗРФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
- Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г.) // СЗРФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219.
- Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 1 октября 2018 г.) // СЗРФ. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.
- Попова Ю.П. О проблемах склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, а также правовой оценке действий лица, сбывающего наркотик в ходе проверочной закупки // Учёные записки. Сборник научных трудов Института государства и права: сб. науч. ст. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. Вып. 8. С. 115-125.
- Рарог А.И. Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография. — М.: Проспект, 2017. — 417 с.
- Шарапов Р.Д. Актуальные вопросы уголовно-правовой оценки преступного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Тюменской области. Материалы международной научно-практической конференции. Май 2001 г. Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России, 2002. С. 40-43.