В статье проведен анализ организации дорожного движения, интенсивности и описано кольцевое пересечение улиц Комсомольской и Набережной 62-й Армии города Волгограда, представлены результаты исследования и сделаны выводы по результатам анализа.
Ключевые слова: кольцевое пересечение, интенсивность дорожного движения, состав транспортного потока.
Рост автомобильного парка и объёма перевозок приводит к повышению интенсивности движения на улично-дорожной сети (УДС), что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению сложных транспортных проблем (задержки, заторы, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и т. п.).
Одними из наиболее опасных участков УДС являются пересечения в одном уровне. Наилучшим образом отвечают требованиям движения пересечения в разных уровнях. Однако их строительство связано с большими капиталовложениями. В связи с этим целесообразно применять кольцевые пересечения, обеспечивающие пропускную способность, по величине близкую к пропускной способности пересечений в разных уровнях. [1]
В данной статье объектом исследования является кольцевое пересечение (КП) улиц Комсомольской и Набережной 62-й Армии в городе Волгограде. Объект исследования был реконструирован в кольцевое пресечение и введен в эксплуатацию 27 августа 2018 года. Данное кольцевое пересечение находится в Центральном районе и играет важную роль в УДС города Волгограда. Причиной введения кругового движения стал возросший транспортный поток после введения в эксплуатацию Нулевой продольной магистрали, которая приняла на себя значительную часть трафика центра города. На данном кольцевом пересечении отсутствует светофорное регулирование.
На рисунке 1 представлена схема движения на исследуемом кольцевом пересечении, а также указаны номера подходов, на которых выполнялись наблюдения.
Рис. 1. Схема движения по кольцевому пересечению улиц Комсомольской и Набережной 62-й Армии с нумерацией подходов
Исходя из СНиПа 2.07.01–89 улицы, примыкающие к исследуемому КП можно отнести к [2]:
– Набережная 62-й Армии — магистральная улица общегородского значения;
– улица Комсомольская (дорога от пр-кта им. В. И. Ленина до Набережной 62-й Армии) — магистральная улица районного значения (транспортно-пешеходная).
Для полного и достоверного анализа выбранного объекта исследования была определена сложность перекрестка и изучена дислокация дорожных знаков (рисунок 2), а также такие показатели дорожного движения как: интенсивность движения и состав транспортного потока.
Рис. 2. Дислокация дорожных знаков на исследуемом кольцевом пересечении
Как видно из рисунка 2 для регулирования дорожного движения на пересечении применяются дорожные знаки, часть знаков расположится на растяжках над дорожным полотном. Дорожные знаки отвечают всем условиям, прописанным в ГОСТ Р 50597–93, т. е. поверхность знаков чистая, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Дорожные знаки изготовлены в соответствии с ГОСТ Р 52290–2004 и размещены по ГОСТ Р 52289–2004. [3,4,5].
На первое время, чтобы водители не путались в изменении направления движения, на КП центральный островок и разделительные (направляющие) островки выполнены из водоналивных блоков.
Сложность перекрестка и степень опасности определяется числом конфликтных точек. Конфликтными точками называют места УДС, где проходит взаимодействие траекторий движения транспортных средств между собой или транспортных средств и пешеходов. Конфликтные точки на перекрестке подразделяются на точки отклонения, точки слияния и точки пересечения траекторий движения.
Характерной особенностью каждой конфликтной точки является не только потенциальная опасность столкновения транспортных средств, но и вероятность задержки транспортных средств.
Сложность перекреста m определяется по формуле 1:
m = n0 + 3nc + 5nn (1)
n0 — число конфликтных точек отклонения;
nc — число конфликтных точек слияния;
nn — число конфликтных точек пересечения.
Каждая конфликтная точка в зависимости от степени сложности оценивается определенным баллом: точка отклонения оценивается в 1 балл, слияния — в три балла, а пересечения — в пять баллов. Если число m < 40, то перекресток считается простым. При 80 > m > 40 перекресток считается средней сложности, при 150 > m > 80 — перекресток сложный, а при m > 150 перекресток относится к очень сложным.
На рисунке 3 представлены расположения конфликтных точек на объекте исследования.
а) до реконструкции
б) после реконструкции
Рис. 3. — Расположение конфликтных точек на объекте исследования
На объекте исследования до реконструкции выявлено 9 конфликтных точек, сложность пересечения — простое (m = 27).
m = nо + 3nс + 5n = 3+ 3*3+5*3 = 27
На объекте исследования после реконструкции выявлено 7 конфликтных точек, сложность пересечения — простое (m = 15).
m = nо + 3nс + 5n = 4+ 3*4+5*0 = 16
Пожалуй, наиболее важным этапом анализа является выявление интенсивности транспортного потока на исследуемом кольцевом пересечении. Интенсивность движения Nа — это количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час и более короткие промежутки времени в зависимости от поставленной задачи наблюдения.
На исследуемом кольцевом пересечении интенсивность дорожного движения была выявлена в ходе натурных исследований, проводимых в будний день, в утренний час-пик (830–930). При этом были выявлены доли легковых, грузовых автомобилей, микроавтобусов, автобусов.
Результаты исследования интенсивности движения приведены в таблице 1, состав транспортного потока приведен в таблице 2.
Таблица 1
Результаты исследования интенсивности движения на исследуемом кольцевом пересечении
Направление, |
Легковые, авт./час |
Микроавтобусы, авт/час |
Грузовые. авт./час |
Автобусы, авт./час |
Суммар. интенсив. авт./час |
Приведен. интесив. ед./час |
1–1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1–2 |
842 |
24 |
7 |
0 |
873 |
892 |
1–3 |
135 |
0 |
0 |
8 |
143 |
167 |
2–1 |
1207 |
16 |
22 |
15 |
1260 |
1335 |
2–2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2–3 |
319 |
0 |
8 |
0 |
327 |
335 |
3–1 |
53 |
0 |
6 |
0 |
59 |
65 |
3–2 |
65 |
0 |
7 |
8 |
80 |
111 |
Приведенная интенсивность движения транспортных средств была определена по формуле 2:
Nпр = NлКл + NмаКма + NгрКгр + NапКап, (2)
где Nл, ма, гр, ап — интенсивность движения соответственно легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых и автобусов в данном направлении за час в физических единицах, авт./час;
Кл, ма, гр, ап — коэффициенты приведения соответственно легковых автомобилей, микроавтобусов, грузовых автомобилей и автобусов к легковым автомобилям. Принимаются равными соответственно 1; 1,5; 2; 4 [6].
Таблица 2
Состав транспортного потока
Подход |
Легковые,% |
Микроавтобусы,% |
Грузовые,% |
Автобусы,% |
1-й подход |
92,3 |
3,4 |
1,3 |
3,0 |
2-й подход |
91,4 |
1,4 |
3,6 |
3,6 |
3-й подход |
67,0 |
0,0 |
14,8 |
18,2 |
Таким образом, по данным таблиц 1 и 2 можно сделать следующие выводы:
– Наибольшая интенсивность движение транспортных потоков осуществляется по Набережной 62-й Армии. Это обусловлена в первую очередь тем, что через данную улицу проходит значительную часть трафика в Центральном районе Волгограда.
– Через улицу Комсомольскую осуществляется наименьшая интенсивность движения транспортных потоков.
– В транспортном потоке преобладают легковые автомобили.
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать следующие выводы что за счет реконструкции объекта исследования удалось уменьшить количество конфликтных точек (отсутствуют точки пересечения), а следовательно, уменьшилась потенциальная опасность столкновения транспортных средств.
В связи с тем, что по данному КП движутся крупногабаритные транспортные средства, а размер проезжей части КП вызывает сложности их поворота рекомендуется в дальнейшем выполнить центральный островок с краевой полосой. Краевая полоса центрального островка — полоса центрального островка шириной до 2,0 м, расположенная с внешней его стороны предназначенная для заезда задними колесами крупногабаритных транспортных средств.
Литература:
- Джавадов А. А. Совершенствование схемы организации дорожного движения на пересечении улиц Рокоссовского, Землячки, Покрышкина в городе Волгограде. / А. А. Джавадов, Ю. Я. Комаров // Научная дискуссия: вопросы технических наук: сб. ст. по материалам LVIII Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы технических наук». — № 5(45). — М., Изд. «Интернаука», 2017. — С. 35–47.
- СНиП 2.07.01–89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
- ГОСТ Р 50597–93 — Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условию обеспечения безопасности дорожного движения.
- ГОСТ Р 52290–2004. Технические средства организации движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
- ГОСТ Р 52289–2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
- Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Технические средства организации дорожного движения» / сост.:Е. П. Ершов; Волгоград. гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2009. — 18 с.