Развитие Арктической зоны Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 20.12.2018

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Кулешов И. А. Развитие Арктической зоны Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 243-245. — URL https://moluch.ru/archive/237/55001/ (дата обращения: 11.12.2019).



В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, логистика, транспортная логистика, Арктическая зона, стратегия Российской Федерации, грузопоток, Арктический бассейн.

На сегодняшний момент в Российской Федерации планируются и осуществляются проекты и программы преобразования и позиционирования морского транспорта России на мировом рынке. Данное направление развития осуществляется в соответствии с развитием и совершенствованием международной, а также региональной логистики.

Одной из основных задач, которую ставит перед собой экономическая стратегия развития России является использование Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения решения задач социально-экономического развития страны, сохранение Арктики как зоны мира и сотрудничества, а также использование Северного морского пути, как единую национальную транспортную коммуникацию РФ на территории Арктики. Актуальность данной темы состоит в том, что начиная с 90-х годов на Арктическом шельфе были обнаружены десятки месторождения газа, газоконденсатные месторождения и нефтяные структуры. По некоторым данным Арктика содержит 25 % всех энергетических ресурсов, которые существуют на нашей планете.

При этом необходимо обеспечение инфраструктуры, а именно создание путей сообщения, в том числе железных дорог, автомобильных дорог, аэропортов, морских портов. Неравномерное расположение транспортной инфраструктуры препятствует развитию единого экономического пространства страны и ограничивает обеспеченность ресурсами в регионах. И поэтому стратегическим приоритетом в государственной политике одним из направления является модернизация, а также развитие существующей инфраструктуры транспортной системы.

Основными особенностями, оказывающими влияние на развитие Арктики Российской Федерации, являются:

1) экстремальные климатические условия, в том числе низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей;

2) точечный характер промышленного освоения территорий и низкая плотность населения;

3) сильная удаленность от основных масштабных промышленных центров

4) зависимость деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России;

5) низкая устойчивость экологических систем и их зависимость от малейших антропогенных воздействий [1].

На сегодняшний день в районах Севера существует значительное отставание развития транспортного комплекса в технологическом и структурном аспекте. Состояние подвижного состава и транспортных магистралей не способно обеспечить потребности экономики и населения районов Севера. Наибольший приоритет на данной территории имеет морской транспорт, так как он является практически безальтернативным и наиболее эффективным способом перевозки необходимых ресурсов.

В основе транспортного комплекса Севера должны лежать широтные магистрали. соединяющие отдельно проходящими железнодорожными линиями, судоходными реками и автомобильными дорогами, которые обеспечивают связь регионов Севера с действующей транспортной сетью страны опорных транспортных сетей большинства населенных пунктов. Соблюдение данного условия является необходимой частью формирования единого экономического пространства в стране. На сегодняшний день необходимо восстанавливать всю структуру Северного морского пути [5].

За последнюю четверть века произошло значительное устаревание существующей инфраструктуры Арктической зоны. Главным транспортным путем является Северный морской путь, который связывает воедино такие крупные центры как Мурманск и Архангельск с малонаселенными территориями Якутии и Чукотки. Он является звеном, которое связывает между собой российский Дальний Восток и западные районы страны, между Азией и Европой. Протяженность которого составляет 7600 миль, то есть вдвое короче водного маршрута Азия-Европа через Суэцкий канал. Через этот маршрут возможно совершить грузоперевозки из Архангельска в порты Камчатки, перевозить продукцию Норильского комбината в страны Азии. Он обеспечивает достойные условия для жизни на северных территориях страны, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, транзитное судоходство. Маршрут Мурманск-Иокогама составляет 12 840 миль через Суэцкий канал и 5 770 миль через Северный морской путь, что на 7 070 миль короче. А маршрут Иокогама-Роттердам через Суэцкий канал составляет 11 250 миль, через Северный морской путь 7 350 миль, что в свою очередь на 3 900 миль меньше, чем через Суэцкий. Мурманск- Ванкувер на 4 300 миль короче через Северный морской путь (5 400 миль), чем через Суэцкий канал (9 700 миль). Роттердам-Ванкувер на 1940 миль быстрее осуществить маршрут через Северный морской путь (6 980 миль), чем через Суэцкий канал (8 920 миль). Экономия за рейс составит от 4 до 35 %. Однако, если в СССР грузооборот по Северному морскому пути составлял порядка 12 млн. тонн грузов, то в 90-е годы эти цифры снизились до 1 млн. и до настоящего времени не восстановились. По данным на 2016 год отправление грузов водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов были равны 21 879,7 тыс. тонн и выросли относительно данных 2015 года, которые составили 20 383,6 тыс. тонн. Если говорить о динамике грузооборота морским транспортом, то за 2015 год он составил 3 334,4 тыс. тонн, а за 2016 год 3 368 тыс. тонн. На протяжении всего представленного периода с 2000 года была тенденция к прогрессивному росту данных показателей [3]. Общие грузовой поток, осуществляемый по Северному морскому пути за 2017 год составил порядка 10,7 млн. т, что на 42,6 % больше по сравнению с грузопотоком по Северному морскому пути за 2016 год, который составил 7,5 млн. т. Только лишь в акватории Северного морского пути судами было перевезено 9,7 млн. т. грузов, если говорить о перевозках, осуществляемых речными судами, то грузооборот этого вида транспорта составил 797, 2 тыс. т. Помимо этого транзитными судами было перевезено 194,4 тыс. т. По прогнозам Росморречфлот к 2020 году объем перевозок через Северный морской путь составит 44 млн. т., а к 2030 году достигнет 70 млн. т. [6] По данным за 11 месяцев 2018 года операторы морских терминалов, располагающихся в Арктическом бассейне, перегрузили уже 83,9 млн. тонн грузов, в 2017 году за подобный анализируемые период грузооборот составил 62,7 млн. тонн, что на 25,3 % меньше, чем в анализируемый 2018 год. В состав полученных данных входит объем перевалки наливных грузов, который составил до 55,8 млн. тонн это на 38,9 % больше по сравнению с прошлым годом. Перевалка сухих грузов достигла 26,1 млн. тонн, на 5 % больше прошедшего анализируемого периода. [7]

Неразвитость инфраструктуры северного района Российской Федерации не ограничена малым количеством проживающего там трудоспособного населения, проездных дорог и трасс, находящихся в удовлетворительном состоянии и недостатком современных, оснащенных дорог. Железнодорожное и автотранспортное сообщение развито в Арктической зоне в меньшей степени и ориентировано на доставку грузов и сырья в порты [4]. Если говорить о железной дороге, то перспективы развития подает Байкало-Амурская магистраль, но данная дорога, хоть и по словам специалистов мощная для осуществления перевозок, но имеет дорогую стоимость как для отправителя, так и для получателя Каждая станция на магистрали имеет лимиты в пропускной мощности и емкости. Данная проблема приводит к несогласованности операций, производимых участниками логистической цепи поставок, и приводит к срыву заданных сроков доставки, поэтому появляется необходимость в использовании аналогичным видом транспорта, такими как, например, автомобильный, по зимнику-дороге, эксплуатация которой возможна только в условиях зимней погоды. Актуальность подобного вида перевозки составляет лишь два месяца в году, это январь и февраль, весной в марте зимник оттаивает, а в декабре замерзает и в подобных условиях груженный автомобиль пройти не может. Альтернативу зимнику составляют дороги с твердым покрытием, способные обеспечивать беспрерывные перевозки круглый год, но стоимость подобного рода услуги велика.

Удаленность арктических регионов требует авиационного сообщения. Имеющиеся в Арктике аэропорты преимущественно предназначены для малой авиации, имеющей значение для текущей жизни регионов. Состояние этих объектов требует реконструкции и обновления. Низкая плотность проживающего на Севере населения, а также уровень его платежеспособности обуславливает низкие показатели пассажиропотока и как следствие убыточности работы авиационных компаний, осуществляющих местные перевозки. Предусмотрена в скором времени реконструкция аэропортов в Северо-Якутской опорной зоне, общим объёмом инвестиций около 13 млрд. руб. Для решения стратегических задач макрорегиона построен аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года, который принимает самолеты практически всех типов.

Также стоит упомянуть о вертолетном обеспечении. Следует отметить, что не все вертолеты могут осуществлять доставку в районы Арктики и садиться на вертолетную площадку морского добычного комплекса. Платформы иностранного производства имеют ряд ограничений, связанных с грузоподъемностью вертолетной палубы. Ряд вертолетов, представленных на данный момент на рынке, не пригоден для работы в условиях Севера. Проблема заключается в том, что они не оснащены системой приводнения и системой антиобледенения, которая является обязательной по международным требованиям безопасности. К самому вертолету предъявляются требования по загрузке малых габаритов, при этом вертолет должен быть приспособлен для ночных полетов. Полет в полярную ночь над морем представляет собой более сложную задачу, чем полет в обычную погоду над землей. Поэтому требования к квалификации экипажа очень высокие.

Трубопроводы в Арктической зоне Российской Федерации транспортируют нефть и газ в порты, основная и вспомогательные сети которых возведены в 80-х годах ХХ века. Крупными транспортными объектами являются: магистральный газопровод Бованенково — Ухта, ставший частью единой газотранспортной системы; терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики», который позволяет круглогодично отгружать углеводороды в Европу по СМП; нефтепроводная система Заполярье — Пурпе, дающая выход новым месторождениям к единой магистральной системе нефтепроводов Транснефти.

«Равновесный вопрос — конкуренция с Суэцким направлением, создание таких условий, которые будут объективно привлекательны для того, чтобы ряд грузов, идущих через Индийский океан из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, перетянуть на северное направление», — Алексей Лихачев. [8]

В России реализуется Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ, включающую 145 проектов, общей стоимостью 5 трлн. руб, в том числе 1 трлн. бюджетных средств, 17 из которых определены приоритетными, «якорными». Каждый приоритетный проект является системообразующим, предназначен для решения задачи комплексного развития арктической территории, имеет межотраслевой и межтерриториальный характер, а также создает мультипликативные эффекты для других локальных проектов в регионе, на прилегающих неарктических территориях и в экономике страны в целом. Впервые подготовлен Федеральный закон не отраслевого, а территориального развития.

Развитие транспортной системы Арктики должно повысить доступность территорий, инвестиционную привлекательность для бизнеса, снизить чрезмерные транспортные затраты, улучшить качество жизни населения [2].

Литература:

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу http://legalacts.ru/doc/osnovy-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-arktike/ [электронный ресурс]

2. Инфраструктура Арктической Зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные https://eee-region.ru/article/4816/ [электронный ресурс]

3. Отправление грузов водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/calendar1–2017.htm [электронный ресурс]

4. Романченко О. В., Покидышева Ю. В. Перспективы внешне экономического развития Северных морских портов на примере портов Ненецкого автономного округа/ Романченко О. В., Покидышева Ю. В.// Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014.

5. Шувалов В. Железный пояс России// Экспорт

6. Статистика перевозок по Северному морскому пути [электронный ресурс] https://sdelanounas.ru/blogs/102880/

7. Грузооборот морских терминалов Арктического бассейна [электронный ресурс] http://portnews.ru/news/269244/

8. Перспективы развития Арктики. Северный морской путь как драйвер экономического роста [электронный ресурс] http://roscongress.rbc.ru/arctic

Основные термины (генерируются автоматически): Северный морской путь, Российская Федерация, Арктическая зона, Суэцкий канал, миль, Арктика, Европа, Арктический бассейн, единое экономическое пространство, морской транспорт.


Похожие статьи

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от

Северный морской путь (СМП) как морская трасса, соединяющая северные порты в европейской.

Перспективы развития Северного морского пути...

Арктика — самый необычный, таинственный и загадочный регион на нашей планете. Это северная полярная область Земли, в которую

Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком, которая, по...

Развитие конкурентоспособности Северного морского пути

Основные термины (генерируются автоматически): северный морской путь, Суэцкий канал, TEU, РФ, маршрут, транспортный коридор, российская

Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком...

Особенности и перспективы развития морских портов...

В Арктическом бассейне расположены девятнадцать российских морских портов. Порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и

Наконец, ещё одной особенностью арктических портов являются их функции по обслуживанию Северного морского пути (СМП)...

СМП: территория сотрудничества или конфликта?

Игра за арктические пространства продолжает занимать ведущие страны, а, вместе с тем, немаловажное значение для дальнейшего

Для Российской Федерации вопрос СМП является важнейшим элементом политики на севере. Возможность его использования означает не...

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП)

- «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения...

История территориальных притязаний государств в арктическом...

В статье рассматривается история освоения Арктического региона, территориальных притязаний приарктических государств и правовое

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона...

Северный морской путь: перспективы морских инноваций

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Арктическая лихорадка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: Арктика, природные ресурсы, Северный Морской путь, арктический шельф, геополитическая обстановка, конфронтация

В наши дни Арктикой мы именуем северную полярную область земного шара, в которую входят практически весь Северный Ледовитый...

Похожие статьи

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от

Северный морской путь (СМП) как морская трасса, соединяющая северные порты в европейской.

Перспективы развития Северного морского пути...

Арктика — самый необычный, таинственный и загадочный регион на нашей планете. Это северная полярная область Земли, в которую

Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком, которая, по...

Развитие конкурентоспособности Северного морского пути

Основные термины (генерируются автоматически): северный морской путь, Суэцкий канал, TEU, РФ, маршрут, транспортный коридор, российская

Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком...

Особенности и перспективы развития морских портов...

В Арктическом бассейне расположены девятнадцать российских морских портов. Порты заняты, в основном, перевалкой внешнеторговых и

Наконец, ещё одной особенностью арктических портов являются их функции по обслуживанию Северного морского пути (СМП)...

СМП: территория сотрудничества или конфликта?

Игра за арктические пространства продолжает занимать ведущие страны, а, вместе с тем, немаловажное значение для дальнейшего

Для Российской Федерации вопрос СМП является важнейшим элементом политики на севере. Возможность его использования означает не...

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная безопасность

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП)

- «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения...

История территориальных притязаний государств в арктическом...

В статье рассматривается история освоения Арктического региона, территориальных притязаний приарктических государств и правовое

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона...

Северный морской путь: перспективы морских инноваций

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Арктическая лихорадка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: Арктика, природные ресурсы, Северный Морской путь, арктический шельф, геополитическая обстановка, конфронтация

В наши дни Арктикой мы именуем северную полярную область земного шара, в которую входят практически весь Северный Ледовитый...

Задать вопрос