Инновационный потенциал развития Арктической зоны Российской Федерации
Автор: Махортова Виктория Константиновна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 29.03.2015
Статья просмотрена: 1312 раз
Библиографическое описание:
Махортова, В. К. Инновационный потенциал развития Арктической зоны Российской Федерации / В. К. Махортова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7754/ (дата обращения: 07.10.2024).
В статье анализируется инновационный потенциал Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ). Для этого проводится исследование имеющихся ресурсов и потенциала данного региона, а также приводятся основные законы, определяющие приоритетные направления инновационного развития АЗРФ.
Ключевые слова: инновационное развитие, социально — экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации
Освоение и исследование природных ресурсов Арктики стало приоритетным направлением приарктических государств ввиду растущего спроса на минерально-сырьевые, биологические и другие ресурсы, с их одновременным удорожанием и сокращением предложения на мировом рынке. Более того, сказывается тот факт, что эффективных и надежных альтернативных источников энергии пока не найдено.
Так чем же так ценна Арктика, и каким инновационным потенциалом она обладает?
В пределах Арктики расположены пять приарктических государств — Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.
Границы и состав Арктической зоны определены решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. Помимо этого, 2 мая 2014 года, в рамках реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», президент Российской Федерации, В. В. Путин, в 2014 году, подписал указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Согласно этому указу, такими территориями признаются Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми), территория Аллаиховского улуса (района), Анабарского национального улуса (района), Булунского улуса (района), Нижнеколымского района, Усть — Янского улуса (Республика Саха (Якутия), территория городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край), территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Меззенский муниципальный район», «Новая земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область), земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР [1, с. 2].
Говоря об Арктике, невозможно недооценить военно-стратегическое значение АЗРФ. Так, в ее пределах действует группировка войск Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, которые обеспечивают обороноспособность государства на северном направлении и защиту государственной границы, протяженность которой составляет около 20 тыс. км.
К слову сказать, Арктика выступает сферой национальных интересов не только России, Канады, США, Норвегии и Дании. Также, существует группа из восьми государств, территория которых пересекается Северным полярным кругом. К арктическим государствам в этом случае, кроме вышеперечисленных пяти, относят еще и Финляндию, Исландию и Швецию (тексты «Декларации о защите арктической среды» от 1991 г., где сформулирована «Стратегия защиты окружающей среды Арктики»). Как сказано в «Декларации об учреждении Арктического Совета» от 1996 г., перечисленные государства являются членами Арктического Совета. Эти же восемь стран как арктические принимали Нуукскую декларацию «об окружающей среде и развитии в Арктике», «Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике» от 1996 г., «Икалуитскую декларацию министров государств — членов Арктического Совета» от 1998 г. и другие [2]. Более того, на Арктику предъявляют права и многие другие страны (географически и исторически не имеющие никакого отношения к Арктике), такие как Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Германия, Япония. Эти страны заявили о готовности разрабатывать месторождения на Арктическом шельфе. Тем не менее, такой интерес в большей степени вызван огромными запасами нефти и газа.
Первое место в структуре хозяйства Арктической зоны занимает газовый комплекс (добывается более 80 % российского газа); второе — горнопромышленный. В его составе доминируют предприятия цветной металлургии (медно-никелевая промышленность Норильского промышленного узла и золотодобыча). В Арктической зоне добывается значительная часть российских алмазов, 100 % сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95 % металлов платиновой группы, более 90 % никеля и кобальта, 60 % меди. Третье место в хозяйственной структуре АЗРФ занимает рыбный комплекс. Здесь добывается более трети рыбы и морепродуктов России, производится около 20 % рыбных консервов [3, с.13].
В Арктической зоне сосредоточены основные запасы важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития национальной экономики. Общая стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн. долл. [3, с.13]. Две трети в этой стоимости составляют топливно-энергетические ресурсы. На севере Сибири сконцентрированы уникальные Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское, Заполярное, Харасавейское, Южно-Тамбейское месторождения газа (более 90 %, с запасами от 1 до 10,6 трлн. т.) и крупнейшие (свыше 100 млн. т.) Русское, Новопортовское, Суторминское, Северо-Комсомольское, Тарасовское, Харампурское месторождения нефти. Ямальские месторождения с суммарными запасами газа более 15 трлн. куб. м способны удовлетворить перспективный прирост потребности в газе как внутренних потребителей России, так и экспортных. Месторождения Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, которые находятся в Ненецком автономном округе, обладают ресурсами нефти и газа в несколько миллиардов тонн условного топлива. Здесь создана крупная сырьевая база газовой промышленности. Все разведанные запасы газа сконцентрированы в пяти месторождениях (крупнейшее Лаявожское). Тимано-Печорская провинция вместе с шельфом Баренцева моря формируют единую нефтегазовую суперпровинцию [3, с.14].
Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа в Арктической зоне Российской Федерации составляют свыше 83 млрд. тонн условного топлива, в том числе около 13 млрд. тонн нефти и конденсата и более 70 трлн. м³ природного газа. Из почти 100 млрд. тонн условного топлива извлекаемых ресурсов углеводородов (из которых около 80 % — газ.) всего российского шельфа около 85 % сосредоточено в Арктике [3, с.14, 4, с.19].
Наибольшая доля углеводородных ресурсов (около 70 %) приходится на моря Западной Арктики — Баренцево и Карское: геологические начальные суммарные ресурсы Баренцева моря оцениваются в 34,9 млрд. тонн условного топлива, Карского (включая заливы и губы) — в 48,9 млрд. тонн, извлекаемые ресурсы, соответственно, в 30,3 и 41,2 млрд. тонн условного топлива. Извлекаемые запасы углеводородов Баренцева моря составляют 5,0 млрд. тонн условного топлива, Карского моря — 7,2 млрд. тонн. [3, с.14]. Углеводородные месторождения шельфовых акваторий этих двух морей являются стратегическим резервом нефтегазового комплекса Российской Федерации на перспективу.
В арктических морях Баренцевом, Печорском и Карском (включая заливы и губы) открыты 25 месторождений нефти и газа. К наиболее значимым из них следует отнести уникальные Штокмановское, Ленинградское, Русановское газоконденсатные, Юрхаровсеое нефтегазоконденсатное, Каменномысское-море газовое, крупные Долгинское и Приразломное нефтяные. Освоение топливно-энергетического потенциала арктического шельфа призвано сыграть стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа, компенсируя возможный спад уровней добычи по континентальным месторождениям в 2015–2030 гг. при условии формирования национальной материальной и научно-технической базы освоения шельфовых месторождений нефти и газа.
Особое место в структуре обеспечения национальных интересов России занимает биологический комплекс арктического региона. Перспективы его развития связываются с высокой обеспеченностью и разнообразием возобновляемых биологических ресурсов. Из арктических морей наиболее богаты биоресурсами Баренцево и Берингово. В этих морях обитает и воспроизводится соответственно 80 % и 70 % фито- и зоопланктона, до 90 % биомассы зообентоса [4, с.20]. Наиболее продуктивно Берингово море, только в западной части которого биомасса рыб составляет 1 млн. т. Берингово море чрезвычайно богато и донными биоресурсами. К основным промысловым видам Западной Арктики относятся треска, пикша, сайда, окунь, зубатка, черный палтус.
Так же, укрепление национальной безопасности страны невозможно без адекватного развития транспортной сети и систем связи в Арктике. Транспорт играет определяющую роль в социально-экономическом развитии Арктической зоны.
Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП), занимает особое место в транспортном комплексе Арктической зоны. Через Арктику проходят кратчайшие пути между рынками северо-западной Европы и странами азиатско-тихоокеанского региона. В условиях увеличения транспортной активности в мировой экономике, перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе Арктики, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей роль и значение СМП, несомненно, возрастает. При использовании СМП вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамские каналы путь из порта Роттердам до порта Иокогама сокращается на 34 %, до порта Шанхай — на 23 %, до порта Ванкувер — на 22 % [4, с.22].
Северный морской путь является также важнейшей частью инфраструктуры экономического и оборонного комплекса Арктики, связывающей европейскую и дальневосточную части страны (с их меридиональными водными путями) в единую транспортную систему. Развитие ледокольного и транспортного флота, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания должно быть направлено на осуществление круглогодичного вывоза углеводородного сырья из месторождений на побережье и шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, регулярных перевозок грузов Норильского горнометаллургического комбината, осуществление транзита по СМП, северного завоза.
Определенные перспективы связаны не только с минерально — сырьевыми и биологическими ресурсами, но и с развитием систем связи и информационного обеспечения (от создания современных спутниковых систем связи, навигации и разветвленной коммерческой сети мобильной связи до дистанционного компьютерного консультирования при оказании оперативной медицинской помощи), обеспечением оборонной (модернизация и оптимизация системы комплексного контроля за обстановкой в Арктике, создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой) и экологической безопасности (установление специального режима природопользования, введение более жесткой системы экологических ограничений, стандартов и нормативов, внедрение системы страхования и аудита в области природопользования, формирование целевых фондов по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов в Арктической зоне) [4, с.23].
Основными государственными документами, регулирующими социально — экономическое и инновационное развитие Арктики, являются:
- «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные президентом России 18 сентября 2008 г. № Пр-1969;
- «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная президентом России 8 февраля 2013 г. № Пр-232;
- Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г.
Так, согласно утвержденной в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются [5, с.3]:
- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;
- развитие науки и технологий;
- создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- обеспечение экологической безопасности;
- международное сотрудничество в Арктике.
Таким образом, данный регион располагает разнообразными и в то же время уникальными ресурсами, позволяющими при проведении правильной и эффективной государственной политики вывести Россию на принципиально новый уровень развития экономики. Эти процессы, в свою очередь, приведут к социально — экономическому и инновационному развитию не только арктического региона, но и всей страны в целом. Таким образом, повысится конкурентоспособность экономики России на мировом рынке. Россия сможет закрепить свои позиции как великой державы с имеющимися у нее уникальными и богатыми запасами минерально-сырьевых и, к слову сказать, интеллектуальных ресурсов.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;3631997
- Колосов Ю. М., Кривчикова Е. С. Международное право: учебник. — М.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат, 2009. С. 1012, URL: http://vse-uchebniki.com/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/ponyatiya-arktika-arkticheskie-30934.html
- Проект «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», URL: http://narfu.ru/aan/institut_arctic/strategy_AZRF_2010.pdf
- В. И. Павленко Арктическая зона Российской Федерации в системе обеспечения национальных интересов страны, Арктика: экология и экономика, № 4 (12), 2013, с. 16–25
- «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», URL: http://government.ru/news/432/
Ключевые слова
инновационное развитие, социально-экономическое развитие, Арктическая зона Российской ФедерацииПохожие статьи
Факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия)
В статье рассматривается настоящее положение дел в инновационной сфере одного из крупнейших регионов Северо-востока Российской Федерации, а именно Республики Саха (Якутия). Таким образом, выявлены проблемы социально-экономического развития в области ...
Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)
В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...
Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)
В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...
Инновации, как движущая сила ДВФО
В данной статье рассмотрена инновационная деятельность Дальневосточного федерального округа и регионов России в период за 2010-2014 г.г. Проанализированы затраты на технологические инновации субъектов Дальнего Востока и технологические инновации феде...
К вопросу об управлении конкурентоспособностью производственной системы региона (на примере Калининградской области)
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность производственной системы Калининградской области, а также определены направления повышения конкурентоспособности.
Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)
В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...
Инновационное развитие региона на примере Республики Саха (Якутия)
В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Саха (Якутия), рассмотрен инновационный рейтинг субъектов Российской Федерации, выделены основные проблемы внедрения инноваций в Республике.
Инвестиционный климат Оренбургской области
В данной статье рассматриваются общие положения и понятиях инвестиции и инвестиционном климате регионов Российской Федерации. На примере Оренбургской области автор раскрывает основные особенности инвестиционного климата данного региона, его инвестици...
Концептуальные основы рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС
В статье проанализированы современные взгляды и особенности понятия рынка научно-технической продукции, а также выделены наиболее значимые из них. Рассмотрены аспекты формирования и развития рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС.
Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации
Объектом исследования в настоящей статье выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории Российской Федерации. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективно...
Похожие статьи
Факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия)
В статье рассматривается настоящее положение дел в инновационной сфере одного из крупнейших регионов Северо-востока Российской Федерации, а именно Республики Саха (Якутия). Таким образом, выявлены проблемы социально-экономического развития в области ...
Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)
В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...
Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)
В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...
Инновации, как движущая сила ДВФО
В данной статье рассмотрена инновационная деятельность Дальневосточного федерального округа и регионов России в период за 2010-2014 г.г. Проанализированы затраты на технологические инновации субъектов Дальнего Востока и технологические инновации феде...
К вопросу об управлении конкурентоспособностью производственной системы региона (на примере Калининградской области)
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность производственной системы Калининградской области, а также определены направления повышения конкурентоспособности.
Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)
В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...
Инновационное развитие региона на примере Республики Саха (Якутия)
В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Саха (Якутия), рассмотрен инновационный рейтинг субъектов Российской Федерации, выделены основные проблемы внедрения инноваций в Республике.
Инвестиционный климат Оренбургской области
В данной статье рассматриваются общие положения и понятиях инвестиции и инвестиционном климате регионов Российской Федерации. На примере Оренбургской области автор раскрывает основные особенности инвестиционного климата данного региона, его инвестици...
Концептуальные основы рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС
В статье проанализированы современные взгляды и особенности понятия рынка научно-технической продукции, а также выделены наиболее значимые из них. Рассмотрены аспекты формирования и развития рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС.
Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации
Объектом исследования в настоящей статье выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории Российской Федерации. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективно...