Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 9512 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, дошкольный возраст, норма морали, воспитание детей, дальнейшее развитие личности, жизненный опыт, развитие чувства любви, ребенок, средство.


Ключевые слова

дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания

Похожие статьи

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей

Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и...

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое

Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

В дошкольном возрасте искажение развития личности особенно опасно. А именно, с раннего дошкольного возраста дети четко начинают

Одним из важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход к ребенку.

Нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего

Самовоспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале...

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Развитие понятия о морали, развитие умения понимать, что такое хорошо, а что

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей...

Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Дети дошкольного возраста особо чувствительны к духовно-нравственному воспитанию. В процессе такого воспитания и развития у...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного...

Формирование нравственных начал необходимо начинать уже в дошкольном возрасте как

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Дошкольный возраст является временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения

То, что ребёнок в детские годы приобретает в сем Духовно-нравственное воспитание детей...

Похожие статьи

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его...

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей

Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и...

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое

Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

В дошкольном возрасте искажение развития личности особенно опасно. А именно, с раннего дошкольного возраста дети четко начинают

Одним из важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход к ребенку.

Нравственное воспитание личности | Статья в журнале...

В процессе развития личности ребенка, огромную роль играет нравственное воспитание.

Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего

Самовоспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале...

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Развитие понятия о морали, развитие умения понимать, что такое хорошо, а что

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей...

Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Дети дошкольного возраста особо чувствительны к духовно-нравственному воспитанию. В процессе такого воспитания и развития у...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного...

Формирование нравственных начал необходимо начинать уже в дошкольном возрасте как

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Дошкольный возраст является временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения

То, что ребёнок в детские годы приобретает в сем Духовно-нравственное воспитание детей...

Задать вопрос