Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нравственное воспитание как условие развития личности школьника

Общеобразовательная школа
28.11.2021
106
Поделиться
Библиографическое описание
Стасенко, М. И. Нравственное воспитание как условие развития личности школьника / М. И. Стасенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6859/.


В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания школьников. Рассматриваются средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: воспитание, нравственность

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове — нравственность.

Иоганн Герберт

Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

С давних времен в Древней Греции идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

В настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Как спасти молодёжь от нравственного и духовного оскудения? Это одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями нашей школы.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Философ и ученый Древней Греции Аристотель придавал большое значение упражнениям в нравственных поступках. Он выделял три источника нравственного воспитания: природные задатки, разум и развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий).

Задача школы вместе с родителями воспитать человека, чтобы внутренними стимулами развития личности стали моральные ценности (долг, честь, достоинство). Мы воспитываем детей в каждый момент нашей жизни: как мы одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как мы радуемся или печалимся, как общаемся с друзьями или врагами — все это имеет для ребенка большое значение. (Например: не поощрять, а пресекать ябедничество и доносы, не обсуждать товарища, в его отсутствие, так как он не имеет возможности себя защитить). Не случайно на первое место выведена ценность личности человека. На уважении к ней, на учёте её индивидуального развития базируется личностно-ориентированное воспитание. И именно с формирования этой общечеловеческой ценности должен начинать свою работу учитель, ибо как говорил Сенека: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Планируя работу с классом, я за основу беру такие общечеловеческие ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, Земля.

Самое главное — научить ребёнка понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти на помощь, над чем постоянно работаю не только как учитель, но и как классный руководитель.

Чтобы не ущемить интересы детей и лучше их узнать, я провожу диагностику «Сфера интересов». Обработав данные, было выявлено, что дети выделяют в первую очередь по значимости развлечение, коллектив. Они находятся на достаточном уровне. На среднем уровне оказались интерес к трудоёмким, активным видам деятельности, общение, творческая деятельность. Все остальные сферы интересов (широта интересов, организуемый взрослыми труд, самовоспитание) находятся на низком уровне. Проведение этой диагностики позволило определить направления воспитательной работы с классом и индивидуально развивать способности каждого.

Особое место отвожу досуговой деятельности, которая представляет собой развивающий отдых, свободное общение, где коллектив выступает «инструментом» воспитания. Это форма создания общественного мнения коллектива о своих одноклассниках, является реальным фактором воспитания.

Традиционными стали такие мероприятия, как День именинника, «Умники и умницы», «Поговорим о милосердии», «О жадности и жадинах», «Если друг оказался вдруг…», «Я среди людей». Учащиеся с удовольствием участвуют в классных часах, различных школьных мероприятиях: конкурсных программах, утренниках, познавательных играх, литературных чтениях. Принимают участие в работе классного самоуправления, планируют деятельность класса, выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать. Например, для этого, использую методику «Дерево желаний». Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают классному руководителю. На основе этих работ учащихся можно провести интересный классный час под названием «Мои «хочу», «могу» и «надо».

Чтобы создать сильный ученический коллектив, на общем собрании класса мы приняли ряд положений, определяющих весь распорядок жизни коллектива.

На уроках и внеурочных занятиях активно внедряю элементы игры в различные виды деятельности, что дает возможность направлять эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации: проектная деятельность. Учебный материал включает посильный поиск и исследования в соответствии с жизненным опытом учащихся.

Каждый ученик ставит качественную оценку самому себе, а также предлагается оценивание другими детьми. На основе сравнения можно сделать выводы о том, над чем нужно работать.

Фактором нравственного воспитания в этом случае становится целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

Такие мероприятия позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению, не оставляя без внимания ни одного ученика, что и способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.

Работа по духовно-нравственному воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, воспитывает миропонимание ребенка на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться, раскрывая значение слов «родина», «Отечество», «защитник», формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Из истории изучения проблемы нравственного воспитания. https://vuzlit.ru/453516/istorii_izucheniya_problemy_nravstvennogo_vospitaniya#672
  3. Харламов И. Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
воспитание
нравственность

Молодой учёный