Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 15.12.2022

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Пшеничных, Л. А. Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников / Л. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97795/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.

Ключевые слова: нравственность, нравственные качества нравственно-экономическое воспитание.

Существует общепризнанное мнение о том, что деньги и нравственность несовместимы, но и в русской истории, и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности. Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением, а людей, способных проявлять милосердие было больше.

Речь идет о нравственности, как о порядочном взаимоотношении между людьми, взаимопомощи, поддержки и заботливых отношений, которые являются основой начальных форм чувства долга и ответственности, бережного отношения к личным и общественным ценностям.

В дошкольном возрасте наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении. Шатова А. Д. впервые подняла вопрос о нравственном воспитании детей, ссылаясь на трактовку этого понятия Амендом А. Ф., который попытался объединить два вида воспитания, переформировав его в личностное качество, которое звучит как нравственно-экономическая воспитанность. Нравственно-экономическая воспитанность выражается в интеграции экономического поведения с общепринятыми моральными нормами, а также в готовность достижения личных экономических целей, опираясь на нравственные ценности [5]. Что и обеспечивает единство экономического образования и нравственного воспитания.

К нравственным качествам личности дошкольника, которые являются основой при формировании экономических знаний и навыков, можно отнести:

– бережливость, которая выражается в виде сохранения государственного, общественного, семейного, личного имущества, экономии материалов и средств. Примером может послужить отношение дошкольников к книгам, игрушкам, расходным материалам;

– ответственность, выражающаяся в развитии способности отвечать за свой поступок. Данное качество личности распространено на всю деятельность ребенка, которая осуществляется в условиях свободного выбора. Формирование осуществляется в результате требований, предъявляемых к личности, которые в дальнейшем становятся основой мотивации поведения ребенка. Дежурство по столовой ‒ яркий пример, когда проявляется ответственность дошкольника;

– деловитость, проявляется в четкости и организованности в работе, в умении находить более рациональный путь и способ ее реализации, в достижении проставленных целей. Деловитость выражается в настойчивом и последовательном изготовлении постройки из конструктора. Придумывая из каких деталей построить дом, ребенок продумывает каждый свой шаг в реализации поставленной цели;

– предприимчивость — качество личности, которое характеризуется как энергичность, изобретательность, практичность в решении поставленной задачи. Выражение такого качества личности можно проследить в выборе роли в предложенной педагогом игре [1].

В настоящее время создаются и реализуются парциальные образовательные программы по экономическому воспитанию, включающие в себя формирование нравственных качеств личности. Приведем примеры тех, в которых основной задачей является воспитание бережливости, деловитости и экономности.

Так парциальные программы «Тропинка в экономику» (Шатова А. Д.), «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Банк России), ориентированы на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания [2; 4]. Основные задачи программ признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем ‒ щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

В парциальной образовательной программе дошкольного образования «5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления» («Азбука бережливости»), авторы Ю. А. Богомолова, Е. П. Сбитнева, Л. В. Серых одной из задач является развитие у ребенка таких предпосылок как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, расчётливость [3].

Изучив образовательные программы, можно определить, что главная задача экономического воспитания состоит в формировании у дошкольников опыта нравственного поведения, полученного в результате приобретения экономических знаний, которые при помощи неоднократных повторений и закреплений в практической деятельности плавно перерастут в ожидаемое поведение.

Какие же способы и методы используются при нравственно-экономическом воспитании ребенка?

Среди методов формирования нравственно-экономических качеств необходимо использовать те, которые обеспечивают формирование осознанного отношения к качеству, вызывают положительные чувства, эмоции, обеспечивают нравственное поведение с проявлением сформированного качества.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности. Используются этические беседы на тему полезности, необходимости, преимущества владения тем или иным нравственно-экономическим качеством («Хорошо или плохо быть расчетливым», «Почему нужно быть бережливым», «Что я могу экономить в детском саду, дома?»).

В качестве смыслового фона нравственно-экономического воспитания дошкольников используются художественные произведения, которые дают возможность выказать положительное отношение к смекалке, изобретательству, щедрости, в то же время осудить расточительность и жадность; способствуют воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, расчетливости («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил», «Дюймовочка» и др.).

Сюда же можно отнести просмотр мультипликационных фильмов («Лето в Простоквашино», «Советы тетушки совы», «Винни-Пух и все-все-все» и др.) и анализ пословиц и поговорок, выражающих коллективный ум, опыт, народную мудрость («Семь раз отмерь, один раз отрежь» — расчетливость; «Копейку сберег — рубль получил, рубль сберег — капитал нажил» — экономность; «Не деньги богатство — а бережливость и разум» — бережливость; «Неправедно нажитое боком выйдет» — честность; «Под лежачий камень вода не течет» — трудолюбие и др.). Пословицы и поговорки в обобщенной форме также содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей.

Помимо художественных произведений, в целях формирования нравственно-экономических представлений у старших дошкольников используются ситуационные задачи, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность, уважительное отношение к трудовой деятельности, ее результатам и людям труда. Задания на определение нравственно-экономического качества вы видите на слайде («барсук носил несколько лет свои башмачки, а выглядели они как новые» — бережливость; «зайчики выключали воду и электротерки, как только заканчивали обработку овощей» — экономность; «Михаил Потапович так хорошо продумал свою работу, рассчитал необходимые материалы, затраты, что получил в два раза больше мебели за одно и то же время» — расчетливость).

Сюжетно-ролевые и дидактические игры производственной тематики, в ходе которых дети изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения», проявляют в элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, экономное расходование материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств («Супермаркет», «Мастерская», «Аукцион» и др.).

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании. В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

Дошкольный возраст с его активной экономической социализацией является сенситивным для нравственного становления личности. И если нравственному воспитанию придать более упорядоченный и технологичный характер при помощи моделирования всего воспитательного процесса, то результат будет прослеживаться не только в моральном облике дошкольника как гражданина страны, но и в успешном формировании экономических представлений, которые в дальнейшем повлияют на всю экономику страны в целом, так как при появлении экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения создается нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальная стойкость.

Литература:

  1. Лиханова Н. В. Роль нравственности в экономическом воспитании дошкольников// Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nravstvennosti-v-ekonomicheskom-vospitanii-doshkolnikov.
  2. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С. ‒ М.: Банк России, 2018.
  3. Серых Л. В. 5 шагов знакомства старших дошкольников с инструментами бережливого мышления / Л. В. Серых, Ю. А. Богомоловой, Е. П. Сбитневой. ‒ Белгород: БелИРО, 2019.
  4. Шатова А. Д. Тропинка в экономику: программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. ‒ М.: Вентана-Граф, 2015
  5. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.- метод. пособие. ‒ М.: Педагогическое общество России, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, качество личности, нравственное воспитание, экономическое воспитание, экономическое воспитание дошкольников, нравственно-экономическая воспитанность, нравственно-экономическое воспитание, нравственно-экономическое качество, нравственное поведение, продуктивная деятельность.


Ключевые слова

нравственность, нравственные качества нравственно-экономическое воспитание

Похожие статьи

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Нравственное воспитание дошкольников

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личност...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Нравственное воспитание как условие развития личности школьника

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания школьников. Рассматриваются средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов

В статье представлены актуальные вопросы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проведён методологический анализ деструктивных тенденций в молодежной среде, выявлена взаимозависимость нравственного и правового воспитания.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Похожие статьи

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Нравственное воспитание дошкольников

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личност...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Нравственное воспитание как условие развития личности школьника

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания школьников. Рассматриваются средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания младших подростков. Раскрываются возможность применения библиотерапии как средства нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

В статье автор исследует нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.

Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов

В статье представлены актуальные вопросы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проведён методологический анализ деструктивных тенденций в молодежной среде, выявлена взаимозависимость нравственного и правового воспитания.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Задать вопрос