В статье рассмотрена классификация стратегий инновационного развития. На основе проведенных исследований предложена обобщающая классификация инновационных стратегий. На основе данной классификация приведен пример выбора стратегии инновационного развития.
Ключевые слова: инновационное развитие, наступательная стратегия, оборонительная стратегия, стратегическое управление, высокий доход.
Выбор инновационной стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования инновационного развития предприятий. Таким образом, эффективность достижения поставленных целей во многом определяется правильным выбором направлений инновационного развития. Недостаточная проработка стратегических подходов к планированию инноваций сдерживает предприятия в реализации краткосрочных инновационных целей, направленных, главным образом, на частичное совершенствование производства, но не позволяет использовать его инновационный потенциал. В теории и практике стратегического управления инновация рассматривается как одно из главных условий успеха, конкурентного преимущества компании.
Многие авторы занимались исследованиями в области стратегического управления, поэтому существуют различные классификации стратегий инновационного развития. Б. Санто выделяет 3 типа таких стратегий в зависимости от уровня управления, разделяя на пассивную, наступательную, стагнационную [3].
По отношению к условиям внешней среды и занимаемому компанией положению на рынке В. О. Василенко предложил разделение на оборонительную, наступательную, авангардную и имитационную стратегии [4].
Важно отметить, что И. Ф. Мухаррам и К. П. Янковский выделяют наступательную и оборонительную стратегии. Однако они относят агрессивные и умеренные подходы к наступательной стратегии, а остаточные и адаптивные к оборонительной стратегии инновационного развития [4].
Исследование указанных выше методов поведения компании позволяет сделать вывод, что виды инновационных стратегий во многом обладают схожими характеристиками и содержанием, но различным наименованием и наоборот. Так, например, наступательная стратегия Х. Фримана сочетает в себе черты активной и острой наступательной стратегий [7], а по содержанию близка к стратегии «самостоятельного производства инноваций», введенной Б. Е. Фишманом [6].
Исследованная информация позволяет выделить черты, смысл оборонительной и наступательной стратегий, а также спрогнозировать возможные результаты внедрения той или иной стратегии. Обобщенная классификация стратегий инновационного развития отражена в таблице 1, составленная на основе [2; 5].
Таблица 1
Характеристика инновационных стратегий на основе предложенной классификации
Подвид |
Сущность стратегии |
Возможный результат |
Наступательная стратегия |
||
Активная |
- лидирующие позиции в развитии инноваций; — постоянное инвестирование в научные исследования и разработки |
- совершенно новый продукт; — совершенно новая технология производства; — увеличение прибыли; — лидирующее положение на рынке |
Пассивная |
- последователь лидера на рынке; — значительное инвестирование в научные исследования и разработки; — разработка инноваций после их апробации лидирующими компаниями |
- улучшенный новый продукт; — высокая и стабильная прибыль; — риски связанные с удержанием позиции последователя среди конкурентов |
Оборонительная стратегия |
||
Защитная |
- оптимизация в рамках соотношения затрат и результатов; — модификация и массовое производство инноваций после их апробации конкурентами — значительные инвестиции |
- снижение издержек и цен; — высокий доход в связи с массовым производством инноваций |
Имитационная |
- приобретение новых технологий, инноваций у фирм-разработчиков |
- высокий и стабильный доход; — минимальные издержки; —минимальное время для производства инноваций |
В качестве примера, можно рассмотреть Томскую компанию ООО «Монета», являющуюся дочерней организацией технологического холдинга «DI Group». Компания выводит на рынок инновационный продукт «SIMKIOSK», который представляет собой вендинговую машину, главной функцией которой является продажа SIM-карт с предустановленным тарифным планом [1]. Данный продукт уже существует на рынке и производится несколькими компаниями по всему миру, поэтому компания «Монета» внедряет различные модификации в проект и старается оставаться в списке последователей на рынке, создавая высокотехнологичные hardware-стартапы на базе собственных инвестиционных, инжиниринговых, производственных и маркетинговых ресурсов.
Данные характеристики указывают на то, что компания придерживается пассивной наступательной стратегии инновационного развития, что при правильном распределении усилий и ресурсов обеспечит стабильный и высокий доход.
В заключении можно отметить, что не существует обобщенной классификации всех типов стратегий инновационного развития. Однако правильный выбор стратегии при наличии тех или иных ресурсов может стать залогом успешной деятельности компании, так как постоянно изменяющаяся внешняя среда заставляет быстро реагировать на сложившиеся обстоятельства.
Литература:
- Автоматическая выдача SIM-карт без участия оператора. — URL: https://simkiosk.com/ru (дата обращения: 11.12.2018).
- Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1989. — 520 с.
- Бурков, В. Н. Теория графов в управлении организационными системами [Текст] / В. Н. Бурков, А. Ю. Заложнев, Д. А. Новиков. — М.: Синтег, 2001. — 124 с.
- Василенко, В. О. Инновационный иенеджмент [Текст] /В. О. Василенко, В. Г. Шматько. — К.: ЦУЛ,2003. — 439 с
- Минцберг Г. Школы стратегий /Г. Минцберг, Б. Альстронд, Дж. Лэмпел; пер. с англ.; под ред. Ю. Н. Каптуревско-го. — СПб.: Питер, 2001. — 336 с
- Фишман, Б. Е. Инновационный менеджмент: метод. пособие Ч. I [Текст] / рук. Б. Е. Шишман; ред. М. Н. Скотникова. — К.: РАМО, 1991. 112 с.
- Freeman, Ch., Soete, L.: The Economics for Industrial Innovation. Cambridge: MIT Press, 1997. 334–350 pp. ISBN 978–02–6256–113–6