Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.12.2018

Статья просмотрена: 1336 раз

Библиографическое описание:

Дударь, В. С. Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России и за рубежом / В. С. Дударь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54760/ (дата обращения: 19.10.2024).



В современном мире идет борьба с потеплением климата, вызванное выбросами выхлопных газов, в связи с этим появляются новые виды топлива, более экологичные и менее затратные. С каждым годом люди все больше отказываются от бензинового и дизельного топлива в пользу газового топлива. В данной статье пойдет речь о газовом топливе — метане, и о количестве заправочных станций в сравнении в России и за рубежом.

Метан — природный газ в котором содержится лишь 88–95 % метана, остальное приходится на примеси, такие как: этан, углеводороды, негорючие газы, гелий, азот и углекислый газ.

Природный газ бывает двух видов компримированный (сжатый) и сжиженный природный газ. Несмотря на то, что затраты на сжижение газа увеличивают его стоимость, его цена на рынке остается ниже, чем у бензина и дизельного топлива.

Бывает ещё сжиженная пропано-бутановая смесь, известная у нас как просто газ или СУГ (сжиженные углеводороды), получается она при фракционной перегонке нефти. Температура кипения пропана –42 С, бутана –0,5 С, поэтому несложно превратить их в жидкость и использовать для формирования топливно-воздушной смеси с небольшими переделками двигателя. Не случайно у нас перевод автомобилей на СУГ пережил в 1990-е настоящий бум, когда переходу на газ последовали не только частники, но и организации, вынужденные в новых рыночных отношениях эксплуатировать прожорливые бензиновые грузовики советского автопрома.

Вакуумная машина КО-505А на метане производства арзамасского ОАО «КОММАШ»

Рис. 1. Вакуумная машина КО-505А на метане производства арзамасского ОАО «КОММАШ»

Итак, это было вступление, вернемся к нашей теме.

В России компания «Газпром» обещает открыть до 500 заправок к 2020-му году, на данный момент на карте отмечены 358 станций ОАО «Газпром». Сразу бросается в глаза, что сеть заправок развивается как раз по рыночным механизмам, то есть с учётом спроса появляется и предложение.

Рис. 2. Расположение АГНКС в России

Единственный минус метанового топлива — недостаточное количество заправок. Несмотря на активную модернизацию транспортной сети, на сегодняшний день станций АГНКС в нашей стране — 493 шт. И, разумеется, наиболее число ЗС — в регионах с наивысшим спросом:

Самое большое число крупных метановых автозаправок в Свердловской области и Республике Крым — по 16 станций. Также Свердловская область является лидером по малотоннажному производству метана и использованию его в качестве моторного топлива;

На втором месте Краснодарский край, где работает 14 АГНКС (последние 2 станции открыли в начале 2018 года);

Также среди лидеров — Башкортостан, где каждый пятый автобус оснащен газомоторным двигателем, а владельцам таких автомобилей государство субсидирует транспортный налог (они платят 50 % от общей суммы). Заправиться метаном в республике можно на одной из 11 станций;

Без особого труда найти АГНКС можно и в Челябинской области — здесь насчитывается 10 станций;

Столько же станций насчитывается в Татарстане;

Газомоторное направление развито в Волгоградской области — 9 станций КПГ;

Популярен природный газ и в Тюменской области — 8 АГНКС;

А вот на Дальнем Востоке газомоторная техника не пользуется популярностью.

В целом, если проследить динамику развития АГНКС и газовой инфраструктуры, то можно сказать, что это одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей: за последние 5 лет число объектов газозаправочной инфраструктуры выросло почти наполовину.

Более того, развитие газовой сети активно поддерживается государством. Так, уже выделены и приоритетные регионы по расширению газозаправочной инфраструктуры и развитию рынка газомоторного топлива — это Ленинградская и Московская области, Санкт-Петербург и Москва, Южные регионы, Поволжье и Урал, активные вложения в газовую инфраструктуру и АГНКС планируются и в Республике Крым. Также несколько лет в нашей странней действует программа субсидирования газовой отрасли. А крупнейшие компании страны (например, АВТОВАЗ) уже начали разработку программы поощрений и поддержки для тех, кто перешел на газомоторный транспорт.

Увеличить число АГНКС в короткие сроки помогает строительство небольших газовых заправок на две колонки

Рис. 3. Заправка «Газпрома»

А теперь, попытаемся сравнить ситуацией с некоторыми европейскими странами и с США. В Европе дела с количеством и расположением заправок гораздо лучше, чем у нас. Но есть члены ЕС, где метана практически нет, например, в Литве всего лишь одна заправка, а в Румынии две. Их мы брать в сравнение не будем. Лидером в продвижении газового топлива считается Италия — у которой 1100 заправок, второе место занимает Германия, с небольшим отрывом 950, третье место получает Швеция 160 заправок, кстати в Швеции самый дорогой метан, и четвертое Нидерланды — 145.

Рис. 4. Число АГНКС в Нидерландах (жёлтым выделены зоны, где находится более 10 заправок)

В Соединённых Штатах АГНКС, продающих метан населению насчитавается 1123 (цифры могут отличаться в разных источниках), и если посмотреть на Италию, то Штатам должно быть стыдно, что маленькая средиземноморская страна в спину дышит крупнейшей экономике мира. Однако глядя на США, надо помнить, что там метан развивается в жесточайшей конкуренции с другими видами альтернативного топлива, а существенного отличия в цене у него нет, так как бензин в США дешевле. Кроме того, как уже говорилось раннее, крупные компании не пользуются общими заправками, как это происходит у нас. Всего же в Штатах на 2018 года насчитывается 14568 «альтернативных» заправок, включая СУГ, КПГ, СПГ, этанол, биодизель, водород и электрические зарядные станции (к выходу статьи количество возможно изменится).

На просторах интернета нашла опрос среди граждан, на тему причин, сдерживающих перейти на метан, итоги можно увидеть на рис.5.

Результаты голосования на белорусском сайте ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»: www.metan.by

Рис. 5. Опрос граждан

Далее, для более наглядного сравнения, сведем все данные в таблицу.

А теперь подведем итоги данного исследования, исходя из таблицы 2.

Сравним количество метановых заправок в странах относительно их площади и численности населения. Самую большую плотность получим в Италии и Нидерландах — 1 заправка на 300 км2, то есть покрытие аналогично сети бензиновых заправок в России. Германия чуть отстаёт, но несущественно: 400 км2 — это 20 на 20 км. В Швеции, которая по площади и климату похожа на Республику Коми, где всего три АГНКС, 1 заправка на 2900 км2, для республики это соотношение будет 138,6 тыс. км2. В США 1 метановая заправка приходится на 8,3 тыс. км2, а у нас, учитывая наши размеры, этот показатель хуже всех: 66 тыс. км2, здесь мы проиграли даже Латвии с её одной заправкой на площадь страны 30 тыс. км2.

Таблица 2

Сравнение России истран зарубежья

Страна

Россия

Белоруссия

США

Италия

Нидерланды

Германия

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/18f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/19f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/20f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/21f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/22f.jpg

http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/Images/23f.jpg

Площадь страны, тыс. км2

17 075

207

9363

301

41

356

Численность населения, млн чел.

140

9,5

324

62

17

81

Количество АГНКС, ед.

493

42

1123

1046

131

921

Площадь в км2, которую покрывает одна метановая заправка

30000

4900

8300

300

300

400

Число АГНКС по странам, приходящееся на 1 млн жителей

1,7

4,4

3,4

16,8

7,6

11,4

Средняя цена метана по странам за 1 кг топлива, руб.

17

20

43–58

57–58

67–68

67–68

Литература:

  1. http://agnks.com/agnks_map/
  2. http://kzgt.ru/kolichestvo-agnks-v-rossii-rejting-regionov.html
  3. http://gazmap.ru/karti/gazovie-zapravki-metan-na-karte
  4. Журнал — Транспорт на альтернативном топливе № 5(53) — 2016 г.
  5. https://docplayer.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): заправка, россия, США, италия, нидерланды, газовое топливо, метан, природный газ, станция, Швеция.


Похожие статьи

Разработка технологии деформационно-термической обработки медного провода с наноструктурой для кабельной промышленности

Разработка методов и средств моделирования компрессоров авиационных ГТД в одномерной постановке

Опыт возрождения свеклосахарного производства в Казахстане и России

Разработка портативных модульных станочных комплексов для реализации базовой технической и инженерной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Разработка программно-аппаратного комплекса для повышения эксплуатационных свойств конструкционных материалов при помощи аэротермоакустической обработки

Внедрение спортивной радиопеленгации при подготовке специалистов в образовательных учреждениях ФСИН России

Развитие автоматизированных систем металлургической промышленности в области термообработки труб

Разработка лабораторного оборудования для получения и исследования материалов микро- и наноэлектроники

Разработка системы управления утилизацией изношенных автомобильных шин с целью развития экоиндустрии урбанизированных территорий

Анализ технико-технологических решений при строительстве пунктов послеуборочной обработки семян зерновых культур в Ленинградской области

Похожие статьи

Разработка технологии деформационно-термической обработки медного провода с наноструктурой для кабельной промышленности

Разработка методов и средств моделирования компрессоров авиационных ГТД в одномерной постановке

Опыт возрождения свеклосахарного производства в Казахстане и России

Разработка портативных модульных станочных комплексов для реализации базовой технической и инженерной подготовки обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Разработка программно-аппаратного комплекса для повышения эксплуатационных свойств конструкционных материалов при помощи аэротермоакустической обработки

Внедрение спортивной радиопеленгации при подготовке специалистов в образовательных учреждениях ФСИН России

Развитие автоматизированных систем металлургической промышленности в области термообработки труб

Разработка лабораторного оборудования для получения и исследования материалов микро- и наноэлектроники

Разработка системы управления утилизацией изношенных автомобильных шин с целью развития экоиндустрии урбанизированных территорий

Анализ технико-технологических решений при строительстве пунктов послеуборочной обработки семян зерновых культур в Ленинградской области

Задать вопрос