Подготовка спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации. В 2013 году спортивным школам был дан инструментарий для реализации различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. В статье рассматриваются программы в сфере физической культуры и спорта, а также их отличия. Представлены результаты анализа предварительных данных по переходу учреждений физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки в России.
Минспортом России утвержден и реализуется План по модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва и переводу действующих учреждений в организации нового типа — организации спортивной подготовки: спортивная школа (СШ), спортивная школа олимпийского резерва (СШОР).
В рамках реализации плана:
- формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса;
- включение мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта в Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации;
- предложена «дорожная карта» мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки (СШ и СШОР);
Разработан ряд подзаконных нормативно-правовых актов:
- порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта;
- порядок аттестации тренеров (методические рекомендации).
Основной целью подготовки спортивного резерва в современных социально-экономических условиях является — вовлечение оптимального числа юношей и девушек в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России.
На данный момент программы в сфере ФК и С подразделяются на следующие:
- Профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта;
- Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;
- Программы спортивной подготовки.
Основные отличия программ, реализуемых в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, по этапам подготовки мы можем рассмотреть в таблице 1.
Таблица 1
Отличия программ, реализуемых ворганизациях спортивной подготовки
Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется осуществлять планирование деятельности организации с учетом перечисленных ниже компонентов системы спортивной подготовки:
– организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;
– процесс научно-методического сопровождения;
– система отбора и спортивной ориентации;
– педагогический процесс;
– тренировочный процесс;
– соревновательный процесс;
– процесс медико-биологического сопровождения;
– процесс ресурсного обеспечения.
В таблице 2 рассмотрим целесообразность открытия этапов спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Таблица 2
В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 170-ФЗ).
Федеральные стандарты спортивной подготовки— совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта.
В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2017 год) 5020 организации участвуют в подготовке спортивного резерва:
– училища олимпийского резерва;
– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивные школы;
– спортивные школы;
– спортивные школы олимпийского резерва;
– центры олимпийской подготовки;
– центры спортивной подготовки;
– иные организации: ШВСМ, ЭШВСМ, ЦСП-ШВСМ, ЦСП-УОР, ЦСП-ДЮСШ, ЦФК, ЦОВС, ЦИВС, СК, ДЮКФП, ДСШ, ДЮЦСП, КСДЮСШОР, СДЮСШ, ДЮСАШ, ЦРСВД и др.
На рисунке 1 показан анализ по данным федерального статистического наблюдения (по форме № 5-ФК за 2017 год) структуры учреждений, осуществляющих спортивную подготовку.
Рис. 1. Структура учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в 2017 г.
Таблица 3
Сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку за 2015–2017гг.
Вид организации |
2015 |
2016 |
2017 |
ДЮСШ |
3668 |
3373 |
2866 |
СДЮШОР |
981 |
741 |
403 |
УОР |
56 |
56 |
55 |
ЦСП |
182 |
158 |
109 |
другие организации |
197 |
241 |
223 |
СШ |
- |
219 |
693 |
СШОР |
- |
238 |
635 |
ЦОП |
- |
10 |
36 |
ИТОГО |
5084 |
5036 |
5020 |
Таблица 4
Переход на программу спортивной подготовки (количество учреждений) 2015–2017гг.
2015 |
2016 |
2017 |
|
Не перешли |
3380 |
2811 |
2694 |
Частично перешли |
1159 |
1359 |
824 |
Полностью перешли |
545 |
830 |
1502 |
Проанализировав структуру учреждений, сравнительный анализ организаций, осуществляющих спортивную подготовку, можно сделать вывод о том, что больше 50 % учреждений не перешли на программу спортивной подготовки. Чтобы ускорить процесс перехода учреждения физкультурно-спортивной направленности на реализацию программ спортивной подготовки надо выполнить следующие организационно-методические мероприятия:
- Внести изменения в Устав
- Разработать программы спортивной подготовки по избранным видам спорта, реализуемым в организации
- Разработать правила приема в физкультурно-спортивную организацию в соответствии с Порядком приема, утвержденным учредителем
- Обеспечить соответствующее информационное наполнение сайта организации
- Разработать и утвердить положение о формировании групп спортивной подготовки и переводе лиц, проходящих спортивную подготовку
- Разработать и утвердить положение о критериях спортивного отбора лиц, проходящих спортивную подготовку
- Разработать и утвердить положение об организации тренировочных мероприятий (сборов) по виду спорта.
Литература:
- Федеральное статистическое наблюдение / Росстат — «Сведения о физической культуре и спорте» — форма № 1-ФК — № 562, 2015.
- О деятельности региональных органов исполнительной власти по развитию физической культуры и спорта с учетом основных показателей, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: информационно-справочный материал / Минспорт России, 2015.
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года от 7 августа 2009 г. № 1101-р: проект / Правительство РФ, 2009.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ в ред. от от 22.11.2016 N 396-ФЗ
- Письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02–10/3685 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями).